АУТИЗМ
материал
Особенности поведения у детей старшего дошкольного возраста с синдромом раннего детского аутизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности поведения у детей старшего дошкольного возраста
с синдромом раннего детского аутизма
Проблемные поведение при аутизме и связанных с ним расстройствах принимает различные формы и может проявляться редко или, напротив, очень часто. Наиболее распространенными поведенческими проблемами являются повторяющиеся жесты (маннеризмы, размахивание руками, щелканье пальцами), а также более сложные движения с вовлечением всего туловища (раскачивание). Иногда нежелательное поведение может принимать другие формы, выражающиеся вспышки гнева или самоповреждение (выдавливание глаз и так далее). Весьма необычными могут быть игровые интересы ребенка: например, вместо того чтобы играть с машинками, он методично выкладывает их вряд. С возрастом характер отклонений в сфере поведения, как правило, меняется, часто максимально обостряясь в младшем и среднем подростковом возрасте. В ряде случаев нежелательное поведение сохраняется в течение всего детства.
Все эти формы поведения можно разделить на несколько категорий:
- стереотипное поведение (раскачивание туловища, размахивание руками, щелканье пальцами или другое повторяющееся поведение);
- самоповреждение и агрессия (причинение вреда себе и другим а также уничтожение имущества);
- ригидность и персеверация (сопротивление переменам, персеверация, компульсивность, необычные интересы);
- гиперактивность и нарушение внимания (высокий уровень активности, проблемы с концентрацией внимания, импульсивность, убегание из дома);
- нарушения настроения (депрессия, тревожность, биполярные расстройства);
Ни один из разновидностей повторяющегося поведения не специфичен для аутизма, однако только у детей с РАС такое поведение, имеет выраженный характер. Форма манипуляций предметами странная, необычная, не похожая на то, как ведут себя другие дети. Ребенок склонен к повторяющимся, непонятным для других играм, имеет странные привычки, которые могут занимать его часами. Например, любит стучать кулачком по различным поверхностям, открыть и закрыть кран с водой, переливать жидкость из одной посуды в другую, однообразно вертеть предметы, перекладывать их с места на место, раскладывать определенным схематичным порядком, выкладывать как игровые (машинки, кубики), так и неигровые (тапки, коробки) материалы в цепочку, достаточно длительно рассматривать детали, например, машинки, под разными углами зрения, тереться обо что-то спиной, шуршать пакетами или газетами, быстро листать страницы книги, все время держать определенные предметы в руках, или хватать предмет почти не глядя, ориентируясь с помощью бокового зрения, без конца открывать и закрывать дверцы и ящики, бросать книги и игрушки; ходить по кругу или какой-либо другой определенной траектории; воспроизводить странные звуки, скандировано повторять определенные эмоционально заряженные слова, фразы; петь.
Отмечают особое "очарование" детей такими действиями. Попытки оторвать детей от подобных снаружи лишенных смысла манипуляций, переключить их внимание на продуктивные занятия, как правило, вызывают бурный протест, плач, крики. В возрасте 1-го 3-х лет ярко проявляется "феномен тождества": безразличны к окружающему дети, которые не реагируют на попытки контакта, выдают неожиданные и бурные реакции возражения на изменения в окружающей среде: изменили наволочки на подушках, купили новый холодильник, повесили картину (или сняли ту, что висела) и других.
При этом взрослые часто не распознают связи между нововведением в домашних бытовых условиях и поведением ребенка, и поэтому относятся к подобным его проявлениях как в беспричинному возбуждению. Ребенок не строит пирамидку из кубиков, а составляет их (как и другие предметы) в цепочку, часто ходит как будто без всякого смысла, ложится на пол. А если и строит пирамидку, то только одним и тем же способом, не допуская участия в этом процессе другого человека. Характерны такие проявления активности, как качания, вращения, бег по кругу или вперед-назад, тряски кистями рук. Большое количество ритуальных проявлений аутистов заставляет думать о навязчивой мысли и действию (так называемые обсессивно-компульсивные расстройства). Однако, в ближайшем рассмотрении обнаруживают, что большинство двигательных ритуалов, ритуальное повторение вопросов и фраз сопоставимо с психомоторными феноменами, которые свойственны ранним этапам онтогенеза. Нередко эти так называемые ритуалы заменяют собой или пронизывают игровые действия. Многие проявления аутизма интерпретируют как результат добавления защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать относительно стабильны, хотя и патологические, взаимоотношения с миром.
Повторяющиеся действия детей с РАС могут приобретать и формы монотонных механических игр и составлять сложные игровые действия. Нарушение игровой активности как основного вида детской деятельности зависит от тяжести состояния и этапа динамики. Оно может проявляться в механическом манипулировании частями своего тела или предметами (чаще неигровыми предметами: крышки, шнурки, скрепки и т.д.), в неадекватном использовании игрушек, выборочном использовании игрушек в бессюжетных не ролевых играх, тех или иных формах игрового взаимодействия.
Интересы характеризуются опережающей несоответствующей возрасту, устойчивостью и необычностью содержания. При условии хорошего интеллектуального развития дети с РАС могут достигать значительной производительности относительно своих увлечений. Поведение ребенка в общественных местах может быть недостаточно адекватным. Так, он может кричать, в магазине все хватать с полок. А если кто-то обращает на него внимание, начинает нервничать. В детском саду не соблюдать режим, не слушать воспитателей, не участвовать в занятиях. Следует отметить, что социально неодобрительное поведение, как правило, возникает в местах скопления людей (супермаркетах, вокзалах, в гостях). Факторы такого поведения это прежде всего физический дискомфорт, который могут вызывать как чрезмерные слуховые и зрительные впечатления, так и неприятные телесные (например, тактильные) ощущения, о которых взрослые могут не догадываться.
Причины так называемого "плохого" поведения часто имеют физиологический характер. Это плохое самочувствие: запор, зубная боль, боль в ухе и тому подобное. Приступы паники могут вызвать также нетипичные звуки, яркий свет, резкие запахи. Иногда проблемные проявления аутичных детей появляются неожиданно (по каким-то непредсказуемым для окружающих людей обстоятельствам) и в якобы уже привычных для них ситуациях, в которых раньше не возникало напряжения. Но в большинстве случаев факторы такого поведения можно установить, если знать особенности восприятия такими людьми окружающей среды, например, их склонность к устойчивому порядку вещей.
Характерные поведенческие проблемы детей с РАС:
- трудности со сном;
- стереотипное поведение (также стереотипная речь);
- агрессия и самоповреждение (а также деструктивное поведение);
- ригидность и персеверативное поведение.
Проблемы со сном часто становятся причиной беспокойства родителей детей с РАС. Основными причинами расстройства сна можно назвать:
- отсутствие устоявшейся процедуры подготовки ко сну;
- недостаток физических нагрузок;
- недавно возникшие медицинские проблемы или болезнь;
- побочные действия лекарственных средств.
Существует сложная взаимосвязь между нарушениями развития и нарушениями сна; как следствие, формируется замкнутый круг, вызывающий хроническую усталость и усугубление проблем со сном.
Бесцельные повторяющиеся (стереотипные) движения чаще всего наблюдаются при аутизме и связанных с ним расстройствах в раннем возрасте. Как правило, стереотипное поведение появляется во возрасте двух-трех лет и может включать раскачивание, щелканье пальцами, хождение на цыпочках а также более сложные движения с вовлечением всего тела. Стереотипные движения иногда называют самостимулирующими (может возникнуть ассоциация с мастурбацией, но это проблема иного рода).
Стереотипные движения часто сопряжены с другими поведенческими проблемами такими как агрессия, поведенческая ригидность, а также трудностями в приспособлении к переменам.
Эти движения не обязательно являются неотъемлемой частью аутизма; скорее это ответ, которому ребенок научился и который помогает ему справляться с окружающими обстоятельствами.
Существует много различных подходов, направленных на устранение стереотипного поведения. Многие действенные методы основываются именно на этом принципе, и ключевым в данном случае является выяснение, когда именно наблюдается нежелательное поведение, что его вызывает, почему оно сохраняется и тому подобное.
«Джошуа, живой темноглазый шестилетний мальчик с диагнозом «аутизм», довольно хорошо запоминал слова. В дополнение к домашней и школьной программе, ориентированной на методику Floortime, Джошуа проходил курс речевой терапии из-за проблем с использованием языка для выражения мыслей и передачи информации, а также курс эрготерапии для коррекции моторного планирования и сенсорных нарушений. Родители заметили, что ребенок стал беспокойнее и начал чаще повторять стереотипные фразы: в течение дня вместо того, чтобы общаться с окружающими, он по нескольку раз выдавал длинные монологи, заимствованные из книг или телепередач. Родителей беспокоили новые особенности в поведении сына, и они задались вопросом, что с этим делать» [С. Гринспен, С. Уидер]
Довольно распространенной проблемой является слуховая самостимуляция ребенок подолгу что-то напевает или производит шум. Слуховая самостимуляция часто возникает когда ребенок чрезмерно перегружен.
Такой тип нежелательного поведения как агрессия и/или самоповреждение подразумевает причинение вреда либо всех, либо другим и представляет собой одну из наиболее серьезных проблем.
Самоповреждение может принимать множество различных форм, включая битье головой, щипки, выдергивание волос, «выдавливание» пальцами глаза, покусывание рук и так далее. Агрессия против других людей проявляется укусами, царапаньем или ударами. К этой же категории можно отнести и любое деструктивное поведение, целью которого является уничтожение имущества. Здесь ключевым является тщательный анализ причин такого поведения. Например, является ли оно ответом на фрустрацию, попыткой уклонения или способом сказать: «Нет, я не хочу этого делать»? При анализе необходимо учитывать и контекст, в котором оно возникает. Например, в каких определенных местах? С какими людьми? В какой определенный момент/время суток? Как правило, ответы на эти вопросы помогают понять, почему это поведение имеет место и как с ним следует бороться.
Нам важно также обратить внимание на распространенные ошибки в борьбе с поведенческими проблемами. Рассмотрим некоторые их них:
Излишне сложная речь. Если ребенок чем-то огорчен или обеспокоен, родители и воспитатели испытывают желание проявить сочувствие и заботу. К сожалению, это часто приводит к тому, что язык, который используется при общении с ребенком, становится излишне сложным. В таком случае, нужно, чтобы родители были краткими, выбирали простые слова, давали четкие, понятные указания. Более сложный язык труден для понимания и может лишь усугубить состояние фрустрации.
Излишнее внимание к негативу. Если родители хотят, чтобы ребенок перестал делать нечто, надо быть готовыми предложить ему достойную альтернативу.
Спешка. Довольно часто мы стремимся покончить с трудной деятельностью или заданием как можно скорее. Как следствие, воспитатели и родители (иногда и сам ребенок) нередко торопят события. Для людей с РАС наличие достаточного количества времени крайне важно: это позволяет им отнестись к поставленной задаче спокойно и помогает спланировать плодотворный ответ на ситуацию.
Сарказм, ирония, сложный юмор. Дети и взрослые с РАС нередко отличаются прекрасным чувством юмора. Тем не менее они часто становятся объектами насмешек, ошибочно воспринимают шутки как критику и так далее. Будет лучше свезти шутки к минимуму. Можно включить понимание юмора в программу обучения.
Двусмысленность (неясность). Отсутствие ясности часто ведет к негативным последствиям. Помните, что неточность может вызвать замешательство и путаницу, в особенности, если речь идет о задачах без очевидного начала/конца. Например, получив задание вытереть пыль на стеллаже, ребенок с РАС будет вытирать, и вытирать, и вытирать. В ситуациях подобного рода нужно заранее обозначить начало и конец. Например, разъяснить ребенку, что вытирая пыль со стеллажа, он должен начать с нижней полки и закончить на верхней.
Несообразность. При необходимости изменений планируйте их заранее и вводите постепенно. Дети с РАС зачастую испытывают трудности, сталкиваясь с неожиданностями. Несообразность вызывает тревогу и дезорганизует их.
Здесь, насколько возможно, используются пристрастия ребенка к постоянству для того, чтобы помочь ему быть организованным дома и вне его.
Неумышленное вознаграждение нежелательного поведения. Нередко чрезмерное внимание к проблемному поведению со стороны родителей и педагогов существенно его усугубляет.
Мы рассмотрели некоторые из наиболее распространенных поведенческих проблем, наблюдающихся у детей с РАС, а также некоторые ошибки при их коррекции. Нежелательное поведение может возникать в определенный период в жизни ребенка или наблюдаться в определенных ситуациях (поступление в школу, подростковый возраст) и иногда прекращается само собой. Иногда проблемное поведение неумышленно поощряют сами воспитатели либо родители.
Выбор вмешательства требует тщательного рассмотрения всей ситуации в целом, включая окружающую ребенка среду, а также подробный анализ, когда, где и почему наблюдается нежелательное поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития речи при тяжёлых формах аутизма
В данном матеиале подробно описаны основные этапы работы по развитию речи у детей, страдающих аутизмом. Такая работа проводится в группе кратковременного пребывания детей, где неотъемлемой частью корр...
Конспект индивидуального логопедического занятия при тяжёлом нарушении речи (при аутизме) Тема: «Закрепление произношения гласных звуков»
Конспект ориентирован для ребёнка с тяжёлым нарушением речи....
Аутизм и высокофункциональный аутизм.
Признаки и физиологические отклонения. Поведенческие отклонения. Сложности в социализации....
2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме «АУТИЗМ - ДИАГНОЗ, КОТОРОГО НЕТ!»
В 2005 году крупнейшей американской организацией Autism Speaks («Аутизм говорит») была придумана акция «Зажги синим». В знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а та...
Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.
Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам. Родителя...
"Аутизм - что это за болезнь. Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом."
Аутизм - что это за болезнь? Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок бо...
Консультация для родителей "Что такое аутизм?" ко всемирному дню распространения информации об аутизме.
Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его ...