Консультация
консультация

Дёмина Ольга Васильевна

Консультация 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема « Формирование навыков безопасности у дошкольников в рамках поликультурного образования»

Проблема развития поликультурного воспитания и образования занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических групп. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания, возникла настоятельная необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формировать навыки межкультурного диалога. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений». В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает необходимость разработки программы и формирование навыков безопасности по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.

   Без разрешения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.

      Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.

   Эффективность процесса поликультурного воспитания обеспечивается посредством внедрения технологии, предусматривающей отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных национальных культурных компонентов в педагогический процесс; дифференцированный подход, ориентированный на психофизиологические и личностные особенности детей дошкольного возраста и особенности национальной культуры, реализацию воспитательно-образовательного потенциала национальных культур; ознакомление с национальными культурами.

   Программа по поликультурному воспитанию нашего дошкольного учреждения составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Работа по поликультурному воспитанию требует создания соответствующей предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Первостепенным в нашей работе стало воссоздание неповторимой среды мордовского  быта, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни. Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества мы поместили в мини-уголок  «Мордовская изба»,   которому отводится особое место в формировании этнокультурной компетентности у дошкольников.

Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.    

В мини – музее  регулярно проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой,  как русских, так и мордовских писателей и поэтов. Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы как литературная гостиная.

В «Мордовской избе» для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном помещении расширяются возможности  подачи информации посредством игры, здесь ребенок может познакомиться с экспонатами не только «глазами».

         Так же в группе оформлен мордовской уголок национальной культуры,  где представлены материалы для использования в работе. Это художественная и методическая литература, литература по мордовскому  искусству,  игрушки, национальные куклы в мордовских костюмах, альбом элементов мордовского орнамента и вариантов украшения предметов быта.

В беседах с детьми мы рассказываем о многонациональности родного края. Говорим, что на территории Мордовии проживают многочисленные народы (русские, мордва, татары). Подробно останавливаемся на мордовском этносе. Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места нашего города: республиканский краеведческий музей, библиотеки города, по близлежащим улицам (А.Лусс, Веселовского). Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.

   В работе с детьми на прогулках  и в свободной деятельности используем мордовские подвижные игры «В платочки», «В горшочки», «Раю – раю», и другие, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции. Перед игрой  вспоминаем правила безопасности игры. На прогулках воспитатели предлагают детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих нашему региону.

   Профессиональный уровень педагогов  детского сада позволяет вести работу с семьями воспитанников по различным направлениям: рекламная  деятельность, педагогическое консультирование и коррекционная помощь детям.

Педагогами детского сада проводятся консультации для родителей, темы которых могут быть самыми разнообразными,  например: «Приобщение детей к народным традициям» «Русские или мордовские традиции в воспитании детей», «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества».

Вся эта совместная  работа способствует повышению компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию воспитанников.

 Литература.

1. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. М.: Академия, 1998. 429 с.

2. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101.

3. Мы в Мордовии живем. /пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. –104с.

4. Нигматов З.Г. Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей // Этнокультурные образовательные потребности народов России./ Материалы семинаров – совещаний. – М.: ИНПО, - 2004. - 268 с.

5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс» – 2011. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....