Проект "Волшебница вода"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Вид проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательный
Тема: Волшебница вода
Участники проекта: воспитанники общеобразовательной группы старшего дошкольного возраста «Рябинка», воспитатель и родители воспитанников.
Сроки: с 22 июля 2019г. по 23 августа 2019г.
Актуальность проекта:
Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода - это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода - это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки.
Цель проекта:
Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи проекта:
- Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.
- Познакомить с круговоротом воды в природе.
- Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.
- Дать представление о роли воды в жизни человека и живых организмов.
- Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы проекта:
-наблюдения за разным состоянием воды;
-беседы о воде;
- исследования, эксперименты с водой;
-чтение художественной литературы;
- аппликация;
- дидактические и подвижные игры;
- информационные листы для родителей.
Планируемый результат:
- у детей сформируются представления о воде как источнике жизни на земле
- дети приобретут экологический опыт поведения в природе
-у детей укрепится интерес к познавательно - исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно - следственные связи
-умение разрабатывать алгоритм исследования
-повысится воспитательная компетентность родителей в экологическо образовании дошкольников.
Мероприятие | Задачи | Сроки | |
Подготовительный этап | |||
Для педагога | Для детей | Для родителей | С 22 июля 2019г по 24 июля 2019г |
Изучить методическую литературу по теме проекта. Подбор подвижных и речевых игр. Разработка плана реализации проекта. | Подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми. | Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. | |
Этап реализации | |||
Беседа на тему: « Для чего нужна вода» | Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни; показать, где и в каком виде существует вода; подводить к пониманию заботливого отношения к своему здоровью. Придерживаться правил пользования водой, не загрязнять её, использовать по назначению. Воспитывать бережное отношение к воде. | 25 июля 2019г | |
П. /и «Море волнуется» | Цель: развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ. | 25 июля | |
Опыт: «Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета». | Цель: совершенствовать представления детей о воде; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать речь, любознательность, наблюдательность. | 26 июля | |
ПХЛ К. Чуковский «Мойдодыр» | Цель: развивать память, слух, речь; умение отвечать на вопросы. | 29 июля | |
Опыт: «Соленая вода плотнее пресной воды» | Цель: доказать, что соленая вода плотнее пресной воды, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде (пресная вода – вода без соли). | 30 июля | |
П/и « Караси и щука» | Цель: развивать быстроту движений, действовать по сигналу. | 30 июля | |
ПХЛ русская народная сказка Снегурочка | Цель: развивать память, слух, речь; умение отвечать на вопросы, рассуждать по прочитанному тексту. | 31 июля | |
Опыт: «Играем с красками». | Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. | 1 августа | |
Просмотр мультфильма: «Ручеёк» | Цель: развивать усидчивость, внимание, слух, речь; умение отвечать на вопросы, обсуждать действие героев. | 2 августа | |
Беседа на тему: «Вода в жизни человека» | Цель: уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды. Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе. Развивать познавательные способности , воображение, креативность, приобщать к элементарной поисковой деятельности. | 5 августа | |
Опыт: « Откуда берется вода?» | Цель: Познакомить с процессом конденсации. | 6 августа | |
Дидактические игры: « На воде и под водой» | Цель: развивать логическое мышление, речь. | 7 августа | |
П/и «Водяной» | Цель: развивать слух, речь; согласовывать слова сдвижением, действовать по сигналу; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. | 8 августа | |
Опыт: «Можно ли склеить бумагу водой?» | Цель: формировать интерес и познавательно – исследовательской деятельности. | 9 августа | |
ПХЛ Ганс Христиан Андресон «Русалочка» | Цель: развивать усидчивость, внимание, слух, речь; умение отвечать на вопросы, обсуждать действие героев. | 12 августа | |
Опыт «Вода нужна всем» | Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений. | 13 августа | |
Просмотр видеофильма о воде | Цель: развивать любознательность, внимание, речь; умение рассуждать; обогащать словарный запах. | 14 августа | |
Подвижные игры: «Ручеек» | Цель: развивать внимание, быстроту движений. | 15 августа | |
ПХЛ Истории про Капельку | Цель: развивать память, слух, речь; умение отвечать на вопросы. | 16 августа | |
Опыт: «Ходит капелька по кругу» | Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. | 19 августа | |
Просмотр мультфильм «Капитошка» | Цель: развивать память, слух, речь; умение отвечать на вопросы. | 20 августа | |
Итоговый этап | |||
Аппликация «Рыбки в аквариуме» (коллективная работа) | Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, доводить работу до конца | 21 – 23 августа |
История капельки
Жила – была маленькая капелька. Небольшое облако было ее родным домом.
Капелька была очень дружелюбной, и каждый день у нее появлялись новые подружки. Облако из – за этого становилось все больше и больше, пока, наконец, не пролилось на землю дождем.
Всего несколько минут отделяло Капельку от старых подружек до знакомства с другими родными ей каплями.
Вдруг Капелька упала в небольшой ручеек. Там было намного больше таких же, как она, чем на облаке. Все стремительно бежали в одном направлении, и Капелька последовала за ними.
И вдруг все стали останавливаться и весело смеяться. Капелька еще больше удивилась, ведь такого скопления капель, похожих на нее, она еще не встречала. Тут она поняла, что попала в большое озеро. Капелька обрадовалась, ведь вокруг стало очень интересно.
Но недолго пришлось радоваться капельке, ведь вскоре пригрело солнышко. Своими лучами оно подхватило Капельку и медленно стало поднимать обратно к облакам.
Капель превратилась в пар.
Капелька поднималась все выше и выше, пока не поняла, что она совсем замерзла. Ведь лучи солнца больше ее не согревали. Капелька начала твердеть и превратилась в такую же твердую, как и была раньше. Рядом проплывало облако. Вдруг капелька узнала в нем свой родной дом и присоединилась к нему. Тут она встретила своих старых подружек. Они стали жить все вместе и рассказывать о приключениях, которые каждая из капелек пережила, прежде, чем вернуться в родной дом.
Зайчик и ручеёк
Маленький зайчик очень любил прибегать к ручейку играть. Для зайчика ручеек был другом.
У ручейка изменчивое настроение: в солнечный день, когда дует легкий ветерок – он веселый, разговорчивый и звонкий. В летний жаркий день ручеек превращался в голубую ленту, которую забыли на поляне. Осенью ручеек грустный, вода темнеет и замедляет свой бег.
Зайчик все равно прибегает к своему другу, ждет, когда можно будет снова прыгать и веселится с ручейком.
Ну вот пришла зима со своим снегом и морозом и превратила ручеек в красивую серебристую ленту. Зайчик все равно любит своего друга в любое время года.
Сказка про дождь
Так грустно было сидеть зайчику Феде дома. Но на улице второй день лил дождь. С друзьями не побегаешь – все спрятались от дождя, на горке и качелях не покатаешься – площадки мокрые.
Оставалось только сидеть дома и смотреть в окно на бесконечные серые тучки и слушать, как барабанит дождь по крыше и стеклу.
Кап –кап, кап – кап, кап – кап. Тогда зайчик Федя вышел на крыльцо, поднял голову к небу и спросил дождик – дождик тебе не надоело еще лить? А дождик ему ответил: - «послушай мою песенку» и запел!
Я дождик веселы
Я лью целый день,
Сливаю я пыль,
Вот воздух свежий!
Малине, клубнике напиться я дам, чтоб ягоды ты собирал по утрам.
Сапожки резиновые и зонтик возьми. И весело прыгай по лужам беги. Ведерком ты можешь мои капли ловить.
Кораблик бумажный в пруду запустить.
А после я радугу всем покажу.
А сам пойду лить в другую страну.
И побежал зайка в дом за резиновыми сапогами и зонтиком. Ведь во дворе его ждет столько всего интересного.
Сказка про Капельку
Когда жила на свете Капелька – маленькая и легкая. И звали ее Капелла. Ее домом было облако – высокое, мягкое, недосягаемое. На облачке жили и ее подружки хохотушки - капельки. Иногда они собирались вместе, и тогда облако становилось большим и тяжелым. И именовалось тучей.
На туче Капелла и ее подружки преображались. Они надевали новые наряды: тяжелые и темные. Они становились большими каплями. И больше не могли удерживаться наверху. Они устремлялись вниз на землю.
Так капелька однажды оказалась на земле. Земля показалась ей цветущим садом. Ласково светило солнышко, радостно пели птицы, пищали комарики, и жужжали пчелки. Кругом – зелена трава, красные, желтые, фиолетовые цветы. «Ах, как хорошо» - думала Капелла.
Спустившиеся вместе с ней другие капли прятались в земле между корнями растений, а некоторые собрались в ручейки. В ручейке оказалась и Капелла. Ручей радовал всех веселой песенкой. Звонкоголосый не стоял на месте. Он стремился к реке, река к морю.
А в море капель - миллионы и затеряться легко. Но Капелла не потерялась. Когда пригрело солнышко, потоки теплого воздуха подняли вверх, унося с собой маленькие капельки воды в виде пара. Так и Капелла снова оказалась на небе.
Беседа: "Для чего нужна вода?".
Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни; показать где и в каком виде существует вода; подводить к пониманию заботливого отношения к своему здоровью. Придерживаться правил пользования водой, не загрязнять её, использовать по назначению. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: Загадки; тучка – шапочка, солнышко на палке, капельки – шапочки, шум дождя, «снежки»; 2 банки с водой; снег; карандаши, карточки (что не бывает в водоёме – мусор и кто там обитает).
Ход занятия:
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. (Стук в дверь). К нам кто – то пришёл. Это же Степашка – замарашка. Почему ты такой грязный, неумытый?
Степашка: А зачем? И так сойдёт.
Восп: Вот послушай, Степашка, дети у нас какое стихотворение знают (с имитацией):
Рано утром на рассвете умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки, и паучки.
Ты один не умывался и грязнулею остался,
И сбежали от грызнули и чулки, и башмаки.
Восп: Ребята, надо по утрам умываться? А что ещё вы делаете, когда просыпаетесь? (зубы чистим, зарядку делаем). А когда приходите с прогулки, после туалета? (моем руки с мылом). Степашка, дети у нас знают загадки. О чём, ты послушай и отгадай, ребята тебе помогут. (Дети загадывают загадки о мыле, щётке, расчёске).
- Ребята, необходимо после туалета, прогулки всегда мыть руки с мылом, чтобы к вам в организм не попали микробы. Они очень мелкие и их не видно, и если вы будете брать руки в рот, то они попадут к вам в желудок, и вы будете болеть. И тебя, Степашка, это касается. (Степашка идёт умываться). Степашка: Мне больше нравится, когда я чистый, я теперь очень люблю воду.
Восп: Дети, а для чего вода нужна? (Купаться, поливать растения, стирать, готовить пищу, пить). Вот какая волшебница – вода, а без неё мы бы не смогли жить.
Степашка: А ещё я очень люблю игры с водой. Вы хотите поиграть? Игра называется «Ходят капельки по кругу». Я буду тучка – мама, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, как шум дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама – тучка подсказывает, что им делать). Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (взялись за руки, как «Ручеёк»). Встретились ручейки и стали большой речкой (встают в цепочку). Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети встают в хоровод и идут по кругу). Плавали капельки в океане и вспомнили, что мама – тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело (Появилось солнышко). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами Солнышка и вернулись к маме – тучке.
Тучка: Молодцы, капельки! Хорошо себя вели, не брызгались. Теперь со мной побудьте, а потом я вас опять отпущу погулять.
Восп: Ой, ребята, а сколько снега нападало, пока мы с вами путешествовали. Хотите со Степашкой поиграть в снежки? (Игра в снежки).
(Степашка сел и ест снег).
Восп: Почему нельзя так делать? (Дети ему рассказывают о вреде). Правильно, дети, можно заболеть. Вот теперь садитесь все и посмотрим, какой станет вода, если мы в неё положим снег.
Опыт: На столе 2 банки с водой. В I банке – чистая вода, во II банке – добавили снег, и вода стала грязной. Вот, Степашка, мало того, что у тебя будет болеть горло и ещё может заболеть живот, т. к. вода, видишь, какая стала грязная.
Восп: Дети, давайте ещё расскажем Степашке, как надо беречь воду?
(Проверять кран, не оставлять открытым, не бросать мусор, стёкла в речку, пруд).
Восп: Дети, а кто живёт, что обитает в воде? (Рыбы, ракушки, водоросли, лягушки). Правильно.
Восп: А сейчас, ребята, вы сядьте за столы и зачеркните карандашом лишние предметы, которые не должны находиться в нашем «водоёме».
(На столах карточки. Показываем Степашке карточки и обсуждаем, как дети справились с заданием.)
Восп: Степашка, что ты запомнишь для себя сегодня, чему мы тебя научили?
Степашка: Что надо умываться, мыть руки с мылом, нельзя есть снег; не загрязнять воду, беречь её. Спасибо, дети, что многому меня научили! За это я хочу вас угостить. До свидания!
Беседа «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
ЦЕЛЬ: уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни че-ловека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды. Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе.Развивать познавательные способности , воображение, креативность, приобщать к элементарной поисковой деятельности.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: проведение простейших опытов и экспериментов с водой, воздухом; рассматривание картинок из серии
«Виды спорта»; заучивание стихов, пословиц и поговорок о воде.
МАТЕРИАЛ: презентация «Вода», картинки «Водные виды спорта», музыка с записью звуков моря, воды, узкие голубые полоски на каждого ребенка (ручейки), картинки – верба, наводнение, потоп в квартире, вода камень точит.
ХОД БЕСЕДЫ
В. Ребята, без чего не может жить человек, животные, растения?(Без
Воздуха, тепла и света,еды.)Сегодня мы поговорим с вами о воде, её роли в жизни человека.
(Начинаем просмотр презентации)
- Без воды живые существа жить не могут. Мы пьём её ежедневно, по не-сколько раз в день в чистом виде или в виде чая, кофе, сока, киселя—ос-новную часть этих напитков составляет вода. А для чего ещё люди ис-пользуют воду?(Для приготовления пищи, стирки белья, мытья посуды,
обуви, уборки помещений и др.)
- А воду рек, озёр, морей как использует человек? Кто больше назовёт способов применения воды водоёмов? В воде можно купаться, мыться, заниматься изучением морского дна в научных целях, ловить рыбу, плавать на корабле, добывать морскую соль и др.
- Какие водные виды спорта вы знаете?(Синхронное плавание ,гребля на байдарках, водное поло, прыжки в воду с трамплина и др.)
- Человек издавна селился рядом с водоёмом, и сейчас все города и сёла
стоят на берегу рек, озёр и морей. Какие реки протекают в окрестностях нашего посёлка?(Москва-река, р. Пехорка (Быковка)
В. О воде народ сложил много песен, стихов.
Рефлексия – расслабление, дети ложатся с закрытыми глазами на ковер, слушают музыку воды. (В. под музыку – звук воды читает стихотворение).
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
(Дети садятся на стульчики)
В. А ещё о воде есть много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете, что они обозначают? (Вода камень точит. Где вода, там и верба. ..Где вода, там и беда.)
В. Умницы, правильно назвали и объяснили поговорки. –
Вода имеет большую силу, капая по капле на одно место, она пробивает отверстие. Верба любит воду, чаще всего растёт у водоёмов. Весной бывают паводки, вода затопляет поля, дома, к людям может прийти беда. Или в квартире, если вы забыли закрыть кран, вода зальёт комнату, испортит вещи, мебель, обои. Поэтому нужно быть осторожными с водой, аккуратно пользоваться водопроводом и канализацией.
- Вы знаете, почему вода в природе не заканчивается? Оказывается она делает круг. Вода содержится, как мы говорили ,в морях, реках, озёрах, ручейках. Как только пригревает солнышко вода испаряется превращается в пар и поднимается в небо в виде облаков. А когда становится прохладнее облака в виде капелек дождя или снега падают на землю и попадают в реки, озёра.
- Давайте пройдем к столу. Я вам раздам маленькие ручейки. Каждый ручеёк бежит своей дорогой, но обязательно встречается с другими ручейками. И когда их встречается много-много, то появляется река, встречается много рек появляется море и океан. А как появляются ручейки нам расскажет игра «Капельки», в которую мы сейчас с вами поиграем.
Игра «Капельки»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют, потом приседают). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
В. А теперь давайте пройдём на свои места
- А вы знаете, что воду нужно беречь и когда моешь руки нужно сразу закрывать кран?
- Вы можете спросить «А зачем? Вон сколько воды!»
В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь:
1. после умывания закрывай плотно кран;
2. когда чистишь зубки ,воду набирай в кружку;
3. не бросай в раковину посторонние предметы.
- Представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему? Всё живое на земле погибнет, планета останется без живых существ. Учёные установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
- А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...