«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьёй ребёнка ОВЗ. Создание алгоритма».
статья
Аннотация. В статье рассматриваются результаты совместной деятельности педагогов, специалистов по созданию алгоритма профессионального взаимодействия с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показаны этапы сотрудничества, позволяющие значительно повысить качество взаимодействия с родителями и эффективно создавать условия реализации прав воспитанников с ОВЗ на полноценное развитие. Ключевые слова. Семья, ребёнок с ОВЗ, алгоритм, взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьёй ребёнка ОВЗ. Создание алгоритма». | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование 2019-2020 учебный год (статья в СМИ, май 2020г.)
«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьёй ребёнка ОВЗ. Создание алгоритма».
(набор инструкций и последовательность действий педагогического коллектива для достижения определённого результата).
Аннотация. В статье рассматриваются результаты совместной деятельности педагогов, специалистов по созданию алгоритма профессионального взаимодействия с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показаны этапы сотрудничества, позволяющие значительно повысить качество взаимодействия с родителями и эффективно создавать условия реализации прав воспитанников с ОВЗ на полноценное развитие. Ключевые слова. Семья, ребёнок с ОВЗ, алгоритм, взаимодействие.
Педагог-психолог: Сокова А.Б.
В соответствии с Законом «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом является обеспечение благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка (в том числе и ребёнка с ОВЗ), формирование основ полноценной, гармонической личности, следовательно, необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада, семьи и социума.
Как отмечают Т.Н. Винтаева и др. успешному личностному и социальному развитию детей с ОВЗ способствует активное участие в воспитательно‐образовательном процессе родителей воспитанников, поэтому «сотрудничество с родителями – важнейшее звено концепции современного образования… невозможно обеспечить становление социально‐адаптивной личности ребёнка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели».
И.А. Петрова и др. обосновали, что семейное благополучие в большой степени оказывает влияние на развитие ребёнка с ОВЗ. Развитие ребёнка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.
Необходимо отметить, что часто сами родители детей с ОВЗ, имеют различные психологические и личностные проблемы: - родители стесняются неполноценности своего ребёнка, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений; - родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребёнка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребёнка, не приносят ему никакой пользы; - не желая примириться с неполноценностью ребёнка, родители преувеличивают его возможности, предъявляют к нему завышенные требования; - в других семьях отрицают само наличие у ребёнка ОВЗ, не считают, что у них есть какие‐то проблемы; - некоторая часть родителей «ищет виноватых», занимая позицию, что «у них дома все хорошо», а остальное – педагогические проблемы воспитателей; - есть семьи, в которых родители пытаются «откупиться» от проблемы ребёнка, тратя средства на занятия со специалистами в различных центрах и медицинских учреждениях, не пытаясь взаимодействовать с собственным ребёнком и участвовать в его воспитании и развитии; - часть родителей в результате наличия семейных проблем имеют эмоциональное истощение и не могут, а иногда и не хотят позитивно и конструктивно сотрудничать с педагогами.
Опыт работы нашего детского сада показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей.
Учитывая имеющиеся проблемы родителей детей с ОВЗ, в дошкольном учреждении необходимо создание системы профессионального, компетентного и адекватного взаимодействия с семьёй ребёнка и повышения качества воспитательно‐образовательного процесса в работе с такими детьми.
1‐й этап. Круглый стол со специалистами и воспитателями. Изучение нормативно‐правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольного учреждения по обеспечению прав ребёнка с ОВЗ. Особое значение имеет понимание сотрудниками детского сада законодательно закреплённого понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые центральной психолого‐медико‐педагогической комиссией (ЦПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2). Данная статья подчёркивает необходимость наличия у воспитанника соответствующих документов, подтверждающих его статус «ОВЗ».
2‐й этап. Составление списка документов с родителями по проведению с ребёнком с ОВЗ специфической корреционно-развивающей работы: - ознакомление и подписание графика занятий; - заявления о работе со специалистами; - ознакомление и подписание индивидуального образовательного маршрута; - ознакомление с адаптированными программами (сайт образовательного учреждения)
3‐й этап. Определение запросов и позитивных ресурсов семьи, выявление зон ответственности каждого родителя, степени заинтересованности семьи в сотрудничестве с медицинскими, педагогическими, спортивными и иными организациями.
4‐й этап. Изучение психофизических особенностей ребёнка и определение зоны ближайшего развития для создания адаптированной образовательной программы.
5‐й этап. Составление плана работы с воспитанниками с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации данного контингента детей.
6‐й этап. Мониторинг взаимодействия педагогов с семьёй ребёнка с ОВЗ. При работе с такими семьями мы решаем следующие задачи: - формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; - развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров; - развитие детско-родительских отношений; - совершенствование коммуникативных форм поведения; - формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Главной целью нашей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
7‐й этап. Согласование результатов работы с семьёй ребёнка с ОВЗ, получение обратной связи. Определение уровня понимания родителями проблем, успехов и достижений их ребёнка, а также формы, методы, виды оценки результатов.
Считаем результатом профессионального взаимодействия педагогов с семьёй ребёнка позитивное социальное партнёрство детского сада и родителей (законных представителей). А также об эффективности работы с родителями детей с ОВЗ проводимой в дошкольном учреждении свидетельствуют: - проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; - возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; - ответы на вопросы родителей возникающими в ходе встреч ими самими приведение примеров из собственного опыта; - увеличение количества вопросов к педагогам, касающихся личности ребёнка, его особенностей; - повышение их активности в проведении совместных мероприятий.
Данный вид взаимодействия является эффективным способом выхода из имеющихся проблем и создаёт полноценные условия реализации каждым ребёнком с ОВЗ своего образовательного и творческого потенциала, помогает родителям более внимательно относиться к потребностям и запросам своего ребёнка, что в конечном итоге значительно повышает качество воспитательно‐образовательного процесса.
Источники: 1.Винтаева Т.Н., Вареницина Г.Г., Тарабыкина А.А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально‐адаптивной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4. 2.Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова И.И. Со временные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья // Сб. материалов Ежегодной международной научно‐практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста». 2016. № 5. 3.Шабас С.Г. Профессиональный стандарт как условие психолого‐педагогической компетентности педагогов в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду // Обучение. Воспитание. Развитие: Сб. материалов Всероссийского психологического форума. Сочи: АВК Пресс, 2015. 4.Госпорьян А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России. // Социальное обеспечение. – 2005. – № 24. – с.4-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы» консультация для педагогов
Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на ...
Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...
Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ. Презентация. «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...
Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"
quot;Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"...
Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»
Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимоп...
Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы"
Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена ...
"Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы" Консультация для педагогов ДОУ.
Консультация для педагогов ДОУ....