Развитие зрительной памяти: игры для дошкольников
картотека по коррекционной педагогике

Медведева Светлана Александровна

Подборка игр для развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_zritelnoy_pamyati_-_s_kartinkami.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Зрительная память позволяет нам запоминать информацию об окружающем мире, которую мы получаем благодаря зрению, как одному из органов чувств. Это память на предметы, картинки, зрительные образы.

Существует особый вид зрительной памяти – эйдетическая память, суть которой заключается в том, что  человек запоминает картинку или предмет в деталях, будто сканирует их.

У детей-дошкольников преобладает непроизвольная память. Ребенок 2-4 лет узнать и запомнить может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе», было интересно и эмоционально окрашено, то, с чем он активно действовал. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Преобладает узнавание, а не запоминание. У ребенка 4-5 лет начинает развиваться произвольное запоминание в игре. Ребенок 5-7 лет уже сам может ставить себе цель – запомнить что-либо, учится подбирать средства, облегчающие процесс запоминания, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Игры для развития зрительной памяти.

   «ЗАПОМНИ УЗОР» (с 3 лет). На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 1 минуту посмотреть на него. После этого узор уберите и предложите ребенку нарисовать его по памяти. Можно дать подобное задание и на создание постройки из кубиков. После того, как ребенок рассмотрит ваш образец, тот разбирается или закрывается листом бумаги.

   «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ» (с 4 лет).        Ребенку предлагают 10-12 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Можно устроить соревнование: «Кто больше картинок запомнит».

   «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?» (с 4 лет).        Поставить перед ребенком на некоторое время 4-5 игрушек, затем попросить его отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить, если увеличить количество игрушек до 6-7, ставить похожие игрушки, ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

   «ЗАПОМНИ, ЧТО НАРИСОВАНО НА КАРТИНКЕ» (с 5 лет).        Ребенку показывают сюжетную картинку (можно использовать пазлы), просят внимательно ее рассмотреть 1-2 минуты и постараться запомнить, что на ней нарисовано, после чего картинку убирают. Ребенка просят рассказать, что было нарисовано на картинке, или ответить на вопросы, связанные с сюжетом картинки. Вспомни, какие животные, … нарисованы на картинке? Какого цвета … у …? Кто стоит рядом с …? Кто сидит на ветке дерева? Что в руках у …? Усложнение: увеличить количество объектов или деталей картинки.

  «ПАРЫ КАРТИНОК» (с 5 лет).        Подберите 7-8 пар картинок, связанных по смыслу (дом – окно). Разложите их попарно перед ребенком, предложите внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты убрать картинки, оставив нетронутым левый ряд. Пусть ребенок, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛПАЧКИ»

        ЦЕЛЬ:         - развитие зрительной памяти;

                        - развитие пространственной ориентировки на листе бумаги;

                        - развитие зрительного восприятия;

                        - развитие зрительного внимания;

- формирование навыков контроля и самоконтроля при выполнении заданий по схемам.

        МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

                        - разноцветные пластмассовые крышки от пластиковых бутылок;

                        - картонные карточки с планом-схемой;

                        - карточки с шифром (цифра – цвет);

                        - картонные карточки с полем на 9 или 16 квадратов (на каждого).

 «Запомни и повтори»

Вариант 1.

        Детям 4-5 лет предлагается образец, на котором в определенном квадрате ставится 1 колпачок (в середине, в углу): посмотри и запомни. Выложи так же на своей карточке. Усложнение: 2 и более колпачков.

Вариант 2.

Детям 5-7 лет предлагается план-схема на 4-5 секунд: посмотри и запомни. Переверни образец картинкой вниз. Выложи по памяти, учитывая цвет и расположение колпачков на карточке-образце. Сравни с образцом и проверь точность выполнения.

«ВНИМАНИЕ: УЗОР»

Автор: Никитин Б.П.

На листе бумаги нарисован узор. Покажите ребенку на 2-3 секунды посмотреть на него. После этого узор уберите и предложите ребенку нарисовать его по памяти в первом квадратике на полоске. Затем покажите следующий узор.

«ЗАПОМНИ, ЧТО НАРИСОВАНО НА КАРТИНКЕ»

Ребенку показывают сюжетную картинку (можно использовать пазлы), просят внимательно ее рассмотреть 1-2 минуты и постараться запомнить, что на ней нарисовано, после чего картинку убирают. Ребенка просят рассказать, что было нарисовано на картинке, или ответить на вопросы, связанные с сюжетом картинки.

Вспомни, кого из животных ты видел на картинке? Какого цвета котенок?  Что висит на стене? Что расположено на столе? Какого цвета коврик на полу? Есть ли на картинке игрушка? Какая? Сколько цветочков в вазе?

Усложнение: увеличить количество объектов или деталей картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие зрительной памяти у дошкольников"

Профилактика школьно-значимых функций "Развитие зрительной памяти у дошкольников"...

Развитие зрительной памяти у дошкольников

Материал для работы с детьми по развитию зрительной памяти и её коррекция...

мастер-класс "Развитие зрительной памяти у дошкольников через ассоциации"

Один из способов запомнить факт – ассоциировать его с каким-либо другим фактом. "Все, что возникает в сознании, - говорит профессор Уильям Джеймс, - должно быть внесено в него, а будучи вне...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Ключевые слова: дошкольники, интеллектуальная недостаточность, зрительная память, игровая деятельность....

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям дошкольника по развитию зрительной памяти.

В дошкольном возрасте важное значение имеет развитие памяти ребенка. С ее помощью ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления. Развити...

Развитие зрительной памяти у старших дошкольников.

Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста является важной задачей для педагога. Играя  в игру "Что изменилось" можно развивать зрительную память у детей...