"О воспитании милосердия у дошкольников" - консультация – диалог для воспитателей ДОУ
консультация
Материал данной консультации разработан для воспитателей дошкольных образовательных учреждений в рамках краевой инновационной площадки по теме: "Волонтёрская деятельность как фактор современного подхода к личностному развитию и ранней позитивной социализации ребёнка - дошкольника".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25 «Чебурашка»
города Будённовска Будённовского района»
О воспитании милосердия у дошкольников
(консультация – диалог для воспитателей
в рамках краевой инновационной площадки по теме:
"Волонтёрская деятельность как фактор современного подхода
к личностному развитию и ранней позитивной
социализации ребёнка – дошкольника)
Автор - составитель:
Шевченко С.В.
2020г.
Рука помощи (притча)
В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный кричал, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. «Протяни мне руку! – кричал он ему. – Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. «Дай же мне руку», - все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти».
Как вы и догадались, мы сегодня поговорим о милосердии и доброте, о том, как воспитать эти качества в детях.
Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи.
Очевидно, что с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу развития интеллекта. Родители и педагоги соревнуются: чей ребенок раньше научится читать и считать, рассуждать и аргументировать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимании другого человека, мало кто воспитывает сердце… Между тем воспитание многих качеств ума и сердца требует своих сроков, и пропущенные сроки оказываются пропущенными навсегда.
Вопрос к педагогам: Какие же сроки оптимальны для воспитания сердца? (педагоги высказываются).
Чем раньше, тем лучше. Оптимальный срок – еще до зачатия ребенка, когда родители только готовятся стать родителями, мысленно создают образ своего ребенка, чтобы он был здоров и физически, и морально, и духовно.
Милосердие — это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный — жестокий, ожесточенный, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий ее.
Милосердие — это естественное чувство, его невозможно вызвать упреками типа: «Почему ты такой злой? Ну как ты можешь? Неужели у тебя нет сердца? Неужели тебе меня не жалко?». Милосердие не воспитывается наказаниями и упреками.
А как же? Как научить детей любить?
Что же необходимо знать и выполнять, чтобы научить детей быть добрыми?
А что мы можем сделать в условиях детского сада?
“Трудно привести к добру нравоучениям – легко примером” (Сенека).
Наверное, самым главным в этом воспитательном процессе является пример педагогов и родителей. Пример во всём: в общении между супругами и другими членами семьи, забота о старшем поколении и о малышах, наличие в доме общих домашних любимцев и забота о них. Ведь отзывчивость и сострадание, желание помочь, поддержать в трудную минуту - основа воспитания доброты в ребёнке. Дети в маленьком возрасте (примерно от 1 до 5 лет) делают не то, чему словесно учат их родители, а то, что родители делают сами. Этот период хорош тем, что родители являются абсолютным и неоспоримым авторитетом для своих малышей и могут максимально повлиять на их поведение и воспитание в целом. Поэтому второе, что вам необходимо делать – это стать “эталоном доброты” для своего ребенка. Помните, что так будет не всегда (настанет время, когда ваш авторитет подвергнется сильному давлению со стороны сверстников и кумиров), поэтому приложите все усилия, чтобы самому соответствовать тем стандартам, к которым вы ведете своего ребенка.
Необходимо любить ребёнка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует взросление ребёнка, и доброе отношение к окружающим. Любовь к детям не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, всё это отравляет жизнь ребёнка, вносит в неё разочарование и злобу.
Очень важно – очеловечить среду, в которой живёт ребёнок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребёнка, рождать в нём страх, уныние, униженность. В такой обстановке ребёнок теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, он с лёгкостью найдёт приют в “тихом омуте”.
Конечно, читать детям, подбирать и читать такие произведения, над которыми можно поплакать, чтобы шевельнулось детское сердечко, чтобы появились в нем добрые чувства сострадание и сочувствие к героям, беседовать, обсуждать прочитанное, побуждать детей, чтобы они сами анализировали услышанное, учить детей быть чуткими и внимательными.
Впервые ребенок узнает о том, что есть добро и есть зло на страницах сказок, в достаточно раннем возрасте. Он уже начинает понимать, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а зло обязательно будет наказано. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Сказки способны привить отзывчивость, любовь к прекрасному. Трудно переоценить значение сказок для воспитания ребенка. При помощи сказки, ярких сюжетов, ребенку гораздо проще усвоить жизненные ценности.
С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой – эта первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты.
В повседневной жизни учить наблюдать, сопоставлять, анализировать свои поступки и поступки сверстников, всегда обращать внимание на других. Важно донести до детей какую огромную ценность составляет их семья. У них есть мамы, папы, бабушки, дедушки, и все взрослые их любят, о них заботятся. Обязательно учить детей заботиться по мере своих сил о других членах семьи, помогать, жалеть.
Необходимо научить детей делать подарки. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее: искренне, от всего сердца, и чтобы потом не пожалеть… Этому надо учить детей.
Умение делать подарки – это труд, это воспитание сердца.
Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.
И когда ребенок, по своей собственной воле, сможет и захочет отказаться от какой-либо очень желанной им ранее игрушки, и попросит маму или папу передать деньги, которые они потратили бы на покупку этой игрушки в фонд милосердия, для детей из детского дома, — вот тогда можно считать, что мы положили начало в формировании милосердия в детском сердце.
Дети имеют право знать правду, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но больные и беспомощные, и дети у которых нет родителей, и такие дети очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.
Наши дети наблюдают, участвуют вместе с нами – взрослыми в акциях, мероприятиях. А потом обо всем этом рассказывают другим детям в детском саду, родителям.
Недаром говорят, что плохому дети учатся самостоятельно, а вот хорошему, доброму научиться без мудрых учителей практически невозможно.
Как говорил Конфуций: «В воспитании существует три пути: путь размышления (когда вы анализируете, ищете причину), путь подражания (повторение уже имеющегося опыта), путь личного опыта (проб и ошибок)». Предлагаю выбрать путь, который, по вашему мнению, является правильным (педагоги рассуждают).
Путь размышления – самый благородный. Путь подражания самый легкий. Путь личного опыта – самый тяжелый путь.
А вы знаете, что 17 февраля Международный день спонтанного проявления доброты, отмечать его стали с 1998года, когда в Токио открылась первая конференция Всемирного движения за доброту. Французский художник Орель создал символ доброты – открытое сердце. Согласно исследованию психологов, чем больше добрых поступков мы совершаем, тем более счастливыми себя ощущаем. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Подари сердечко». Давайте встанем в круг, возьмите по сердечку и подарите его тому, кого вы считаете добрым, объяснив, почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание ребенка в семье".Консультация для родителей воспитателя Зуй З.И.
.....не выделять ребенка как маленького и потому пользующегося особыми привилегиями в семье. Гораздо важнее, чтобы он чувствовал свое равенство в семейном коллективе......
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-143856-1352881669.jpg)
«Деятельность по Образовательной Области «Физическое развитие», как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников». Консультация для педагогов
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/01/picture-645111-1598954627.jpg)
«Деятельность по Образовательной Области «Физическое развитие», как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников». Консультация для педагогов
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ....
Воспитание патриотизма у дошкольников. Консультация для воспитателей.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и б...
Физкультурное занятие - основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников (консультация для воспитателей)
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры дошкольников.В своей работе воспитатели чаще всего используют традиционную (класическую) форму проведения занятия, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/06/picture-991885-1515264037.jpg)
«Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» — консультация для воспитателей
laquo;Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» — консультация для воспитателейСовременный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью процессов, протекающих во...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-419505-1394818735.jpg)
Адвент-календарь как инновационная игровая форма обучения дошкольников Консультация для педагогов-воспитателей
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовле...