кружок "Веретенце"
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование духовно-нравственного отношения у детей к ценностям и традициям русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_istoriya_russkogo_byta.docx | 88.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сережка»
Проект
«Быт и традиции русского народа»
Подготовила
Воспитатель первой квалификационной категории
Степанова Е.Г.
Пос. Березовый, 2019 г.
Проект «Быт и традиции русского народа»
«Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры»
Петр Савицкий
Актуальность:
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения у детей к ценностям и традициям русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомить с бытом и традициями русского народа.
2. Познакомить с трудом русских людей в деревне.
3. Познакомить детей со старинными предметами быта: лавка, скамейка, мельница, колодец, самовар, коромысло, улей, серп и т. д.
4. Продолжать знакомство с русской избой.
Развивающие:
1. Развивать интерес к истории, традициям и быту русских крестьян;
2.Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки;
3.Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность; знакомить с традиционными и обрядовыми праздниками.
4.Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками о труде, прибаутками, скороговорками, загадками о предметах быта; - воспитывать нравственные качества личности (уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе).
5. Развивать интерес и любовь к фольклору.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
Формы организации детской деятельности:
При реализации проекта осуществлялась интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Вид проекта: Краткосрочный проект
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, педагоги, родители воспитанников)
Направление проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством приобщения к народным традициям.
Вид проекта: Познавательный, творческий.
Сроки проведения: 2 недели
Оборудование, материалы: интернет ресурсы, иллюстрации быта русских семей, иллюстрации к потешкам, песенкам; художественная литература, макеты мельницы, колодца, улей, коромысло, коса, серп и т.д.
Работа с родителями:
- Создание фотоальбома «Жизнь в деревне»
- Участие в развлечении «В гости к бабушки деревню»
- Участие в изготовлении макетов и сборе материала по теме.
- Участие в подборе русских народных игр, сказок, потешек, пословиц, поговорок для выставки по народному фольклору.
Предполагаемые результаты:
-Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.
-Результат деятельности детей - заинтересованно рассматривают иллюстрации; активно участвуют в русских народных играх; знают название и содержание русских народных сказок; имеют представления о старинных предметах быта, о труде крестьян в деревне, о их быте;
-Результат деятельности родителей – становятся активными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
• Создание условий, необходимых для реализации проекта.
• Составление тематического перспективного плана на 2 недели.
• Обыгрывание сцен быта из жизни в деревне.
• Подбор сказок и русских народных игр для детей.
• Проведение развлечения «В гости к бабушке в деревню»
Основной этап
Работа с детьми:
• Реализация тематического плана.
• Обыгрывание макета русской деревни.
• Разучивание сценария развлечения.
Заключительный этап:
• Развлечение «В гости к бабушки в деревню», физ.досуг «Ярмарка»
Центр физического развития :
Подв. игра «Васька кот», «У бабушки Маланьи», «Жмурки», « Пчелы», « Пахари и жнецы», «Карусели», «Венок».
Дид.игра «Чудесный мешочек», « Что сейчас, а что потом», «Что нужно крестьянину для работы»
Кружковая работа «Веретенце»:
Инсценировка : « Уберем мы рожь с полей»
Посиделки «На скамейке» Игротека:
Сюжетная игры с макетами: «В гости тетушки Маланьи», « Мы и пахари, жнецы и на дуде петь молодцы», « На мельнице», « За водой к колодцу мы пойдем, да и песенку споем», « В гости к пчелам», «Ярмарка»
Игра на музыкальных инструментах
Центр изобразительного искусства:
Аппликация «Лоскутный коврик», рисование «Водоноска» ( по мотивам дымковской росписи», « Рисуем отгадки к народным загадкам», лепка : «Глининый горшок», «Пироги калачи на стол мечи»
Центр граммотности:
«В деревне» - знакомство с предметами русского быта, с трудом крестьян в деревни. «Возьмем в руки молоток и построим теремок» - знакомство с русской избой. «В гости к мельнику» - знакомство с трудом мельника и с мельницей. «В гости к пчелам» - знакомство с трудом пчеловода. Беседы: «Кто такие крестьяне?», «Не плюй в колодец, придется воды напиться», Центр знатоков: Д/И: «Соберем в лесу грибочки», «Чудесный мешочек», «Разложи по корзинкам», «Отсчитай столько же», «Считаем по порядку».
Центр науки: Экспериментальная деятельность: «Кто помогал цветам расти», «Соберем семена садовых цветов», « Овощи и фрукты на нашем столе», рассматривание разреза свеклы под микроскопом, «Как к нам хлеб пришел на стол», «Что такое мед?».
Вид отчета:
• Фотоотчет по реализации проекта.
• Оформление проекта «Быт и традиции русского народа».
- Мне нравится (1)