кружок "Веретенце"
план-конспект занятия (старшая группа)

Формирование духовно-нравственного отношения у детей к ценностям и традициям русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istoriya_russkogo_byta.docx88.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сережка»

Проект

«Быт и традиции русского народа»

hello_html_m2e4e5326.jpg

Подготовила

Воспитатель первой квалификационной категории

Степанова Е.Г.

Пос. Березовый, 2019 г.

Проект «Быт и традиции русского народа»

«Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры»

Петр Савицкий

Актуальность:

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

В  последние  годы  проблема  патриотического  воспитания  детей  дошкольного   возраста стала  очень  актуальна.  Среди  целевых ориентиров,  которые  должны  быть  сформированы  к  концу дошкольного  возраста,  указано  овладение  представлениями  об обществе,  его  культурных  ценностях,  о  государстве  и  принадлежности  к  нему.

В  настоящее  время  под  патриотическим  воспитанием  понимается  взаимодействие  взрослого  и  детей  в  совместной  деятельности  и  общении, направленное  на  раскрытие  и  формирование  в  ребенке  общечеловеческих  нравственных  качеств  личности,  приобщение  к  истокам  национальной  региональной  культуры,  природе  родного  края,  воспитание  эмоционально-действенного  отношения,  чувства  сопричастности,  привязанности  к  окружающим. 

С  дошкольного  возраста  ребенка  надо  воспитывать  патриотом - человеком,  имеющим чувство Родины,  который  любит  страну,  в  которой  он родился  и  растет,  ее  традиции,  историю,  культуру,  язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения у детей к ценностям и традициям русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомить с бытом и традициями русского народа.

2. Познакомить с трудом русских людей в деревне.

3. Познакомить детей со старинными предметами быта: лавка, скамейка, мельница, колодец, самовар, коромысло, улей, серп и т. д.

4. Продолжать знакомство с русской избой.

Развивающие:

1. Развивать интерес к истории, традициям и быту русских крестьян;

2.Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки;

3.Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность; знакомить с традиционными и обрядовыми праздниками.

4.Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками о труде, прибаутками, скороговорками, загадками о предметах быта; - воспитывать нравственные качества личности (уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе).

5. Развивать интерес и любовь к фольклору.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

Формы организации детской деятельности:

При реализации проекта осуществлялась интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Вид проекта: Краткосрочный проект 

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, педагоги, родители воспитанников)

Направление проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством приобщения к народным традициям.

Вид проекта: Познавательный, творческий.

Сроки проведения:  2 недели

Оборудование, материалы: интернет ресурсы, иллюстрации быта русских семей, иллюстрации к потешкам, песенкам; художественная литература, макеты мельницы, колодца, улей, коромысло, коса, серп и т.д.

Работа с родителями:

- Создание фотоальбома «Жизнь в деревне»

- Участие в развлечении «В гости к бабушки  деревню»

- Участие в изготовлении макетов и  сборе материала по теме.

- Участие в подборе русских народных игр, сказок, потешек, пословиц, поговорок  для выставки по народному фольклору.

Предполагаемые результаты:

-Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

-Результат деятельности детей - заинтересованно рассматривают иллюстрации; активно участвуют в русских народных играх; знают название и содержание русских народных сказок; имеют представления о старинных предметах быта, о труде крестьян в деревне, о их быте;

-Результат деятельности родителей – становятся активными участниками воспитательно - образовательного процесса.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Составление тематического перспективного плана на 2 недели.

Обыгрывание сцен быта из жизни в деревне.

Подбор сказок и русских народных игр для детей.

Проведение развлечения «В гости к бабушке в деревню»

Основной этап

Работа с детьми:

Реализация тематического плана.

Обыгрывание  макета русской деревни.

Разучивание сценария развлечения.

Заключительный этап:

Развлечение «В гости к бабушки в деревню», физ.досуг «Ярмарка»

Центр физического развития :

Подв. игра «Васька кот», «У бабушки Маланьи», «Жмурки», « Пчелы», « Пахари и жнецы», «Карусели», «Венок».

Дид.игра «Чудесный мешочек», « Что сейчас, а что потом», «Что нужно крестьянину для работы»

Кружковая работа «Веретенце»:

Инсценировка : « Уберем мы рожь с полей»

Посиделки «На скамейке»                                                                                                     Игротека:

Сюжетная игры с макетами: «В гости тетушки Маланьи», « Мы и пахари, жнецы и на дуде петь молодцы», « На мельнице», « За водой к колодцу мы пойдем, да и песенку споем», « В гости к пчелам», «Ярмарка»

Игра на музыкальных инструментах

Центр изобразительного искусства:

Аппликация «Лоскутный коврик», рисование «Водоноска» ( по мотивам дымковской росписи», « Рисуем отгадки к народным загадкам», лепка : «Глининый горшок», «Пироги калачи на стол мечи»

Центр граммотности:

«В деревне» - знакомство с предметами русского быта, с трудом крестьян в деревни.                                                                                                                                  «Возьмем в руки молоток и построим теремок» - знакомство с русской избой.           «В гости к мельнику» - знакомство с трудом мельника и с мельницей.                        «В гости к пчелам» - знакомство с трудом пчеловода.                                                       Беседы: «Кто такие крестьяне?», «Не плюй в колодец, придется воды напиться»,           Центр знатоков:                                                                                                                        Д/И: «Соберем в лесу грибочки», «Чудесный мешочек», «Разложи по корзинкам», «Отсчитай столько же», «Считаем по порядку».

Центр науки:                                                                                                    Экспериментальная деятельность: «Кто помогал цветам расти», «Соберем семена садовых цветов», « Овощи и фрукты на нашем столе», рассматривание разреза свеклы под микроскопом, «Как к нам хлеб пришел на стол», «Что такое мед?».

Вид отчета:

Фотоотчет по реализации проекта.

Оформление проекта «Быт и традиции русского народа».