Возрастные особенности детей 3-7 лет.
методическая разработка
Возрастные особенности – это комплекс физических и психологических свойств, характерных для большинства людей одного возраста.
Каждый период возрастного развития – это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью многих изменений, определяющих своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей 3-7 лет.
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Ведущая потребность: Потребность в общении, уважении, признании, самостоятельности ребенка.
Ведущая функция Восприятие
Игровая деятельность: Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.
Отношение со взрослыми: Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.
Отношения со сверстниками: Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.
Эмоции: Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта.
Способ познания: Экспериментирование. Конструирование. Объект познания непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.
Восприятие: Восприятие сенсорных эталонов (цвет. форма, размер)
Внимание: Непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.
Память: Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Мышление: Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки)
Воображение: Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Условия успешности: Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми.
Новообразования возраста: Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.
Особенности возраста:
1. Кризис 3х лет. Формирование «системы Я».
2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
3. Появление смысловой структуры самосознания.
4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
6. Удерживает внимание 7-8 минут.
7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
Новообразования:
1. Усвоение первичных нравственных норм.
2. Самооценка.
3. Появление элементов партнерского общения.
В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе».
Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.
Возрастные особенности детей 4-5 лет (средняя группа)
Ведущая потребность: Потребность в общении, познавательная активность
Ведущая функция Наглядно-образное мышление
Игровая деятельность
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация
Отношения со взрослыми
Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации
Отношения со сверстниками: Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре
Эмоции Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.
Способ познания Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.
Объект познания: Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
Восприятие: Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Внимание: Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин
Объем внимания 4-5 предметов
Память Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.
Мышление Наглядно-образное
Воображение Репродуктивное, появление творческого воображения
Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Новообразование возраста: Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.
развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.
Особенности возраста:
1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
3. Повышенная познавательная активность.
4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7. Появление осознанности собственных действий.
Новообразования:
1. Контролирующая функция речи.
2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
3. Появление элементов произвольности.
4. Появление внеситуативно -личностной формы общения с взрослым.
К этому возрасту ребенок:
Правильно дифференцирует цвета и оттенки
Называет названия шести основных цветов
Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал
Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед
Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте
Узнает бытовые предметы на ощупь
Улучшается слуховое внимание и восприятие
Возрастные особенности детей 5-6 лет (старшая группа)
Ведущая потребность: Потребность в общении
Ведущая функция Воображение
Игровая деятельность: Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения.
Отношения со взрослыми: Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.
Отношения со сверстниками
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.
Эмоции: Преобладание ровного оптимистичного настроения.
Способ познания: Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование
Объект познания: Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.
Восприятие: Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.
Внимание Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.
Память: Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.
Мышление Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.
Воображение Развитие творческого воображения.
Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
Новообразования возраста: Планирующая функция речи.
предвосхищение результата деятельности.
Начало формирования высших чувств (интеллектуальные,
моральные, эстетические).
Особенности возраста:
1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
2. Общение с взрослыми внеситуативно-личностное.
3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
5. Половая идентификация.
Новообразования:
1. Предвосхищение результата деятельности.
2. Активная планирующая функция речи.
3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Ведущая потребность – общение.
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к
взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Новообразования:
1. Внутренний план действий.
2. Произвольность всех психических процессов.
3. Возникновение соподчинения мотивов.
4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативно отношение к себе.
5. Возникновение первой целостной картины мира.
6. Появление учебно-познавательного мотива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-369460-1585246285.jpg)
Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.
В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "
Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-770650-1488033121.jpg)
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»
Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1059922-1539258961.jpg)
Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»
Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/26/picture-242665-1598440857.jpg)
Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)
Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318832-1614531362.jpg)
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...