Возрастные особенности детей 3-7 лет.
методическая разработка

Возрастные особенности – это комплекс физических и психологических свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Каждый период возрастного развития – это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью многих изменений, определяющих своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 3-7 лет.

Возрастные особенности детей 3-4 лет.

Ведущая потребность: Потребность в общении, уважении, признании, самостоятельности ребенка.

Ведущая функция Восприятие

Игровая деятельность: Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношение со взрослыми: Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками: Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции: Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта.

Способ познания: Экспериментирование. Конструирование. Объект познания непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие: Восприятие сенсорных эталонов (цвет. форма, размер)

Внимание: Непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память: Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление: Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки)

Воображение:         Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности: Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми.

Новообразования возраста: Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.

Особенности возраста:

1. Кризис 3х лет. Формирование «системы Я».

2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.

3. Появление смысловой структуры самосознания.

4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.

5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.

6. Удерживает внимание 7-8 минут.

7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).

Новообразования:

1. Усвоение первичных нравственных норм.

2. Самооценка.

3. Появление элементов партнерского общения.

В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе».

Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.

Возрастные особенности детей 4-5 лет (средняя группа)

Ведущая потребность: Потребность в общении, познавательная активность

Ведущая функция Наглядно-образное мышление

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации

Отношения со сверстниками: Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Эмоции Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.

Способ познания Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.

Объект познания: Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Восприятие: Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.

Внимание: Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин

Объем внимания 4-5 предметов

Память Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.

Мышление Наглядно-образное

Воображение Репродуктивное, появление творческого воображения

Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Новообразование возраста: Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

Особенности возраста:

1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).

3. Повышенная познавательная активность.

4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.

7. Появление осознанности собственных действий.

Новообразования:

1. Контролирующая функция речи.

2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

3. Появление элементов произвольности.

4. Появление внеситуативно -личностной формы общения с взрослым.

К этому возрасту ребенок:

Правильно дифференцирует цвета и оттенки

Называет названия шести основных цветов

Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал

Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед

Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте

Узнает бытовые предметы на ощупь

Улучшается слуховое внимание и восприятие

Возрастные особенности детей 5-6 лет (старшая группа)

Ведущая потребность: Потребность в общении

Ведущая функция Воображение

Игровая деятельность: Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения.

Отношения со взрослыми: Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.

Эмоции: Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Способ познания: Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания: Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

Восприятие: Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.

Память: Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.

Мышление Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Воображение Развитие творческого воображения.

Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста: Планирующая функция речи.

предвосхищение результата деятельности.

Начало формирования высших чувств (интеллектуальные,

моральные, эстетические).

Особенности возраста:

1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

2. Общение с взрослыми внеситуативно-личностное.

3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.

4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.

5. Половая идентификация.

Новообразования:

1. Предвосхищение результата деятельности.

2. Активная планирующая функция речи.

3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.

2. Переход к младшему школьному возрасту.

3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).

4. Повышенная чувствительность.

5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к

взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

Новообразования:

1. Внутренний план действий.

2. Произвольность всех психических процессов.

3. Возникновение соподчинения мотивов.

4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативно отношение к себе.

5. Возникновение первой целостной картины мира.

6. Появление учебно-познавательного мотива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...