Семинар-практикум «Чудесные бутылочки или «Чудеса в бутылочках»
материал

Терентьева Наталья Андреевна

Семинар-практикум «Чудесные бутылочки или «Чудеса в бутылочках»

 

Цель:презентация опыта работы по развитию деятельностной компетентности дошкольников через организацию экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Представить участникам пособие «Чудеса в бутылочках», как эффективноесредство проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

2. Сформировать у участников мотивацию на использование в образовательном процессеопытно-экспериментальной деятельности, в форме «чудесных бутылочек», для развития познавательной активности дошкольников.

 

Материалы: мультимедийная установка, экран, детские столы, карточки -схемы, вода, воронки, рис, цветные декоративные камни, галька, мелкие игрушки, бусины, жидкое мыло, шарики «Орбиз», спички, пшено, гуашь, кисточка, подсолнечное масло, песок, разноцветные губки, фольга.

Ход семинара-практикума:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рада приветствовать Вас, на семинаре-практикуме, тема которого «Чудесные бутылочки или Чудеса в бутылочках».

1.     Настрой на работу.

Сейчас мы с вами немного поиграем и настроимся на работу, я попрошу встать всех, кто любит читать книги. А теперь поднимут руки те, у кого есть кот или кошка. Те, кто любит мороженое, помашут рукой. У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто любят экспериментировать, погладят себя по голове…

Предлагаю еще одну игру -упражнение «Ассоциации».

Я сейчас скажу какое-нибудь слово, а задача моего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.

И так начинаем: бутылка – …

 

2.     Теоретическая часть.

Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста – одно из важных направлений в образовательной деятельности детского сада. Через исследовательскую деятельность ребенок познает окружающий мир.

Дети очень любят исследовать, экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и метод экспериментирования соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

«Чудеса в бутылочках» – эффективное пособие для обучения детей и формирования их познавательного интереса, стремления узнать что-то новое. Данное пособие разработано на основе идей, предложенных авторами образовательной программы «Вдохновение».

«Чудесные» бутылочки замечательно подходят для релаксации, игра с ними способствует саморегуляции. Ведь иногда ребенку любого возраста хочется переключится и побыть наедине с самим собой. Ребенок может использовать сенсорную бутылку, когда они чувствуют беспокойство, перегружены, «заведены»,аиногда «Чудеса в бутылочках» могут сделать минутку отдыха более интересной и полезной.

Игры с бутылочками дают возможность с удовольствием и любознательностью изучать окружающий мир, обследовать предметы разными способами и методами, а это значит сенсорное развитие детей, наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Ребенок, играя с бутылками, пробует описать происходящее, что слышит, что видит, задействуя, не только визуальное и слуховое восприятие, но и обогащая словарный запас новыми словами прилагательными, глаголами.

Главное же достоинство данного пособия, мы считаем, в том, что оно дает детям возможность не только играть готовыми бутылками, но и придумывать ее содержимое самостоятельно, используя при этом различные материалы, которые используются в быту. Благодаря этому «Чудеса в бутылочках» являются хорошим средством и для интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста, они активизируют мыслительные процессы дошкольника, логику и память.

В результате работы с пособием «Чудеса в бутылочках» у ребенка развиваются личностные, коммуникативные, интеллектуальные, творческие качества. Данное пособие предполагает самостоятельный выбор ребенком материалов, возможность самому организовать пространство для экспериментирования, решения возникающих проблем, нацеливает на поиск новых, творческих решений. А еще дает возможность ответить ребенку на вопросы: «Почему? Как?», «Где я смогу применить свои знания?», «Что я смогу сделать для другого на основе новых знаний?».

Материалом для «чудесных» бутылочек служат прозрачные пластиковые бутылки небольшого размера и в качестве наполнителей различные предметы. Чтобы игра с «Чудесными бутылочками» была безопасной для ребенка, лучше всего приклеить крышку к горлышку горячим клеем.Для изготовления данного пособия можно использовать разные наполнители: сухие и жидкие. В качестве сухого наполнителя можно использовать: песок, крупы, соль, зубочистки и т. д. Жидкие наполнители – вода, жидкое мыло, масло.

Ребенок с увлечением смотрит, как притягиваются предметы к магниту, как вода образует пену, слушать звуки и удивляться сменяющейся картинке внутри бутылки. Бутылочка, наполненная сыпучим шуршащим и стучащим материалом, сама по себе источник познания для детей. Ребенок, встряхивая бутылочку, слушает, рассматривает и наблюдает:

- силу тяжести. Мы знаем, что почти все вещи падают вниз. Скорость падения зависит от массы предмета и его размера. Например, в пустой бутылочке легкие бусины падают (пересыпаются) с меньшей скоростью, а предметы из стекла и пластмассы, которые находятся в густом мыле, стремятся вниз с большей скоростью;

- вращение. Сравните, как ведут себя бусины при встряхивании в пустой бутылочке и в бутылочке с водой (шум, скорость);

- порядок. При встряхивании бутылочки ее содержимое движется хаотично. Если бутылочка неподвижна, то порядок внутри нее снова восстанавливается. Это можно понаблюдать в бутылочке, которая наполнена водой, паетками и отрезками серпантина. Паетки всегда стремятся вниз, а серпантин вверх (подумайте, с чем это связано);

- образование пены. Потребуется немного воды и жидкого мыла. При встряхивании в бутылочке образуется пена;

- плотность жидкостей. В бутылочке, в которой налита вода и растительное масло, масло всегда находится над водой, из-за разности плотности;

- наблюдательность. В бутылочке с крупой или мелкими макаронами можно найти фигуркиживотных или различные мелкие предметы: пуговицы, значки, в сухой траве прячется мышка, в коре дерева можно увидеть маленькую змейку.

С недавнего времени у нас появились конструкции из двух пластмассовых бутылочек, которые напоминают собой песочные часы, с помощью которых можно наблюдать:

- причину и следствия. В зависимости от того, насколько сильно мы наклоняем бутылочку, меняется скорость перемещения наполнителя;

- различия и сходства. Независимо от того, что находится в бутылке: песок, вода, крупа и прочее - все найдет путь вниз, но по-разному, и с разной скоростью. Одни вещества пересыпаются, переливаются сами, для других, чтобы они пересыпались, приходится применить силу, то есть, потрясти конструкцию.

Таким образом:

«Чудеса в бутылочках» -  это:

- захватывающая игра, участники которой могут повеселиться, расслабиться и получить удовольствие от самого процесса и массу положительных эмоций;

- игра, позволяющая лучше узнать себя, получить опыт коллективного взаимодействия;

- сенсорная информация;

- развитие речевых центров мозга;

- развитие познавательной активности дошкольников.

3. Практическая часть мастер – класса

Уважаемые коллеги, предлагаем сегодня вам самим создать сенсорные бутылки. На одних столах лежат карточки со схемами, на которых представлена последовательность наполнения ваших бутылок. На других столах таких карточек нет, вам нужно изготовить «чудесные» бутылочки на собственное усмотрение. После того как работа будет выполнена, нужно свое творение презентовать, отметив для решения каких педагогических задач данная бутылочка предусмотрена.

 

Заключение

Подводя итог нашей с вами работы, хочется отметить, и мы думаем, что вы с нами согласитесь, что пособие «Чудеса в бутылочках» позволяет детям не только экспериментировать с материалами и веществами, но и способствует развитию мелкой моторики, сенсорных функций ребенка и снятию негативных эмоциональных состояний, при этом, не требуя больших затрат денег, средств и сил. Это дело требует подручных материалов и вашей фантазии. Фантазируйте, мешайте, создавайте!

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! На магнитной доске вы можете увидеть три картинки: мясорубка, чемодан, мусорная корзина, что означают:

Мясорубка – мне понравилось, но нужно время, чтобы переработать информацию;

Чемодан – мне понравилось, я возьму полученную информацию с собой;

Мусорная корзина – мне не понравилось, информацию с собой не возьму.

Напротив выбранной вами картинки просим поставить магнит.

Благодарим за сотрудничество! Желаю всем профессиональных и творческих успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_chudesa_v_butylochkah.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Чудесные бутылочки или «Чудеса в бутылочках»

Цель:презентация опыта работы по развитию деятельностной компетентности дошкольников через организацию экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Представить участникам пособие «Чудеса в бутылочках», как эффективноесредство проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

2. Сформировать у участников мотивацию на использование в образовательном процессеопытно-экспериментальной деятельности, в форме «чудесных бутылочек», для развития познавательной активности дошкольников.

Материалы: мультимедийная установка, экран, детские столы, карточки -схемы, вода, воронки, рис, цветные декоративные камни, галька, мелкие игрушки, бусины, жидкое мыло, шарики «Орбиз», спички, пшено, гуашь, кисточка, подсолнечное масло, песок, разноцветные губки, фольга.

Ход семинара-практикума:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рада приветствовать Вас, на семинаре-практикуме, тема которого «Чудесные бутылочки или Чудеса в бутылочках».

  1. Настрой на работу.

Сейчас мы с вами немного поиграем и настроимся на работу, я попрошу встать всех, кто любит читать книги. А теперь поднимут руки те, у кого есть кот или кошка. Те, кто любит мороженое, помашут рукой. У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто любят экспериментировать, погладят себя по голове…

Предлагаю еще одну игру -упражнение «Ассоциации».

Я сейчас скажу какое-нибудь слово, а задача моего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.

И так начинаем: бутылка – …

  1. Теоретическая часть.

Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста – одно из важных направлений в образовательной деятельности детского сада. Через исследовательскую деятельность ребенок познает окружающий мир.

Дети очень любят исследовать, экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и метод экспериментирования соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

«Чудеса в бутылочках» – эффективное пособие для обучения детей и формирования их познавательного интереса, стремления узнать что-то новое. Данное пособие разработано на основе идей, предложенных авторами образовательной программы «Вдохновение».

«Чудесные» бутылочки замечательно подходят для релаксации, игра с ними способствует саморегуляции. Ведь иногда ребенку любого возраста хочется переключится и побыть наедине с самим собой. Ребенок может использовать сенсорную бутылку, когда они чувствуют беспокойство, перегружены, «заведены»,аиногда «Чудеса в бутылочках» могут сделать минутку отдыха более интересной и полезной.

Игры с бутылочками дают возможность с удовольствием и любознательностью изучать окружающий мир, обследовать предметы разными способами и методами, а это значит сенсорное развитие детей, наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Ребенок, играя с бутылками, пробует описать происходящее, что слышит, что видит, задействуя, не только визуальное и слуховое восприятие, но и обогащая словарный запас новыми словами прилагательными, глаголами.

Главное же достоинство данного пособия, мы считаем, в том, что оно дает детям возможность не только играть готовыми бутылками, но и придумывать ее содержимое самостоятельно, используя при этом различные материалы, которые используются в быту. Благодаря этому «Чудеса в бутылочках» являются хорошим средством и для интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста, они активизируют мыслительные процессы дошкольника, логику и память.

В результате работы с пособием «Чудеса в бутылочках» у ребенка развиваются личностные, коммуникативные, интеллектуальные, творческие качества. Данное пособие предполагает самостоятельный выбор ребенком материалов, возможность самому организовать пространство для экспериментирования, решения возникающих проблем, нацеливает на поиск новых, творческих решений. А еще дает возможность ответить ребенку на вопросы: «Почему? Как?», «Где я смогу применить свои знания?», «Что я смогу сделать для другого на основе новых знаний?».

Материалом для «чудесных» бутылочек служат прозрачные пластиковые бутылки небольшого размера и в качестве наполнителей различные предметы. Чтобы игра с «Чудесными бутылочками» была безопасной для ребенка, лучше всего приклеить крышку к горлышку горячим клеем.Для изготовления данного пособия можно использовать разные наполнители: сухие и жидкие. В качестве сухого наполнителя можно использовать: песок, крупы, соль, зубочистки и т. д. Жидкие наполнители – вода, жидкое мыло, масло.

Ребенок с увлечением смотрит, как притягиваются предметы к магниту, как вода образует пену, слушать звуки и удивляться сменяющейся картинке внутри бутылки. Бутылочка, наполненная сыпучим шуршащим и стучащим материалом, сама по себе источник познания для детей. Ребенок, встряхивая бутылочку, слушает, рассматривает и наблюдает:

- силу тяжести. Мы знаем, что почти все вещи падают вниз. Скорость падения зависит от массы предмета и его размера. Например, в пустой бутылочке легкие бусины падают (пересыпаются) с меньшей скоростью, а предметы из стекла и пластмассы, которые находятся в густом мыле, стремятся вниз с большей скоростью;

- вращение. Сравните, как ведут себя бусины при встряхивании в пустой бутылочке и в бутылочке с водой (шум, скорость);

- порядок. При встряхивании бутылочки ее содержимое движется хаотично. Если бутылочка неподвижна, то порядок внутри нее снова восстанавливается. Это можно понаблюдать в бутылочке, которая наполнена водой, паетками и отрезками серпантина. Паетки всегда стремятся вниз, а серпантин вверх (подумайте, с чем это связано);

- образование пены. Потребуется немного воды и жидкого мыла. При встряхивании в бутылочке образуется пена;

- плотность жидкостей. В бутылочке, в которой налита вода и растительное масло, масло всегда находится над водой, из-за разности плотности;

- наблюдательность. В бутылочке с крупой или мелкими макаронами можно найти фигуркиживотных или различные мелкие предметы: пуговицы, значки, в сухой траве прячется мышка, в коре дерева можно увидеть маленькую змейку.

С недавнего времени у нас появились конструкции из двух пластмассовых бутылочек, которые напоминают собой песочные часы, с помощью которых можно наблюдать:

- причину и следствия. В зависимости от того, насколько сильно мы наклоняем бутылочку, меняется скорость перемещения наполнителя;

- различия и сходства. Независимо от того, что находится в бутылке: песок, вода, крупа и прочее - все найдет путь вниз, но по-разному, и с разной скоростью. Одни вещества пересыпаются, переливаются сами, для других, чтобы они пересыпались, приходится применить силу, то есть, потрясти конструкцию.

Таким образом:

«Чудеса в бутылочках» -  это:

- захватывающая игра, участники которой могут повеселиться, расслабиться и получить удовольствие от самого процесса и массу положительных эмоций;

- игра, позволяющая лучше узнать себя, получить опыт коллективного взаимодействия;

- сенсорная информация;

- развитие речевых центров мозга;

- развитие познавательной активности дошкольников.

3. Практическая часть мастер – класса

Уважаемые коллеги, предлагаем сегодня вам самим создать сенсорные бутылки. На одних столах лежат карточки со схемами, на которых представлена последовательность наполнения ваших бутылок. На других столах таких карточек нет, вам нужно изготовить «чудесные» бутылочки на собственное усмотрение. После того как работа будет выполнена, нужно свое творение презентовать, отметив для решения каких педагогических задач данная бутылочка предусмотрена.

Заключение

Подводя итог нашей с вами работы, хочется отметить, и мы думаем, что вы с нами согласитесь, что пособие «Чудеса в бутылочках» позволяет детям не только экспериментировать с материалами и веществами, но и способствует развитию мелкой моторики, сенсорных функций ребенка и снятию негативных эмоциональных состояний, при этом, не требуя больших затрат денег, средств и сил. Это дело требует подручных материалов и вашей фантазии. Фантазируйте, мешайте, создавайте!

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! На магнитной доске вы можете увидеть три картинки: мясорубка, чемодан, мусорная корзина, что означают:

Мясорубка – мне понравилось, но нужно время, чтобы переработать информацию;

Чемодан – мне понравилось, я возьму полученную информацию с собой;

Мусорная корзина – мне не понравилось, информацию с собой не возьму.

Напротив выбранной вами картинки просим поставить магнит.

Благодарим за сотрудничество! Желаю всем профессиональных и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

Семинар-практикум Интегрированная образовательная деятельность «Чудесный короб»

Семинар-практикум Интегрированная образовательная деятельность«Чудесный короб» Старшая группа...

Семинар-практикум Студия песочной терапии «Чудеса на песке»

Просто сыграем, как делают,Что вне игры, что для них - мишура,Это сладчайшее дело на свете -Общая наша играСоздать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации; способствовать разв...

Семинар - практикум для родителей "Чудесный сад доброты"

На нашей планете живёт  примерно 6,5 миллиардов человек. Все были рождены женщиной.  Воспитаны родителями, обществом  и, естественно, никто из них не желал ребенку  в будущем...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...

Конспект по экспериментальной деятельности "Чудеса в бутылочке"

Конспект по экспериментальной деятельности "Чудеса в бутылочке"...

Сценарий проведения семинара-практикума "Чудесный мир народного творчества"

авторская разработка - сценрий проведения семинара-практикума методического объединения педагогогв муниципалитета "чудесный мир народного тсоврчества". семинар-практикум проведён в форме пос...