Проект "Пусть будет память жива!"
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СКАЗКА»
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Педагогический проект
«Пусть будет Память жива!»
(старший дошкольный возраст)
Подготовили и провели:
воспитатели группы №2
Суханова Светлана Николаевна,
Дмитриева Светлана Николаевна
г.Барабинск
Содержание
- Аннотация проекта ………………………………………………… 3 стр.
- Паспорт проекта………………………………………………………4 стр.
- Актуальность………………………………………………..............4-5 стр.
- Цель и задачи проекта..…………………………………….................6 стр.
- Ожидаемые результаты……………………………………………… 7стр.
- Итоги работы…………..…………………………………………... 7-8 стр.
- Перспективное планирование реализации проекта
«Пусть будет Память жива!»………………………………………9 -13стр.
- Список литературы……………………………………………….. 14 стр.
- Приложения
Аннотация проекта
В соответствии с актуальностью решения вопросов современного дошкольного образования в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, в связи с приближающейся 75-ой годовщиной Великой Победы нашей страны в Великой Отечественной войне был разработан и реализован проект для детей старшего дошкольного возраста «Пусть будет Память жива». Целью, которого является уважение к историческому прошлому своего народа, воспитание любви к Родине, формирование элементов гражданственности, тесное сотрудничество родителей, социальных партнёров, детей и ДОУ.
При реализации проекта учитывались педагогические принципы: деятельностный подход; сотворчество детей и взрослых; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доступность материала; взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, социумом.
Направления работы в рамках проекта: поисково – исследовательская деятельность; просветительская деятельность; практическая деятельность.
В проекте представлены актуальность, цель и задачи, ожидаемые результаты, итоги работы, перспективное планирование работы с детьми и родителями, список литературы, приложения.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители, социальные партнеры:
-Региональная Общественная Организация ветеранов-пограничников имени Героя России Разумовского Д.А.;
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Барабинского района Новосибирской области «Центр дополнительного образования детей»;
- АО «Барабинский лесхоз»;
- МКУК «ЦБС» городская библиотека №3;
-МКУ культуры города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Барабинский краеведческий музей»;
Срок реализации: краткосрочный (4 недели), с 15 апреля по 15 мая.
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
В каждой семье есть родственники, которые отстаивали мир, освобождали нашу землю от фашистских захватчиков, порою ценой своей собственной жизни, поэтому проект «Пусть будет Память жива» направлен прежде всего на продолжение нити истории, на укрепление связи между поколениями.
Актуальность проекта:
В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать. Формирование такого сознания нужно начинать уже с дошкольного возраста через приобретение ребёнком начальных представлений о взаимосвязи, преемственности прошлого и настоящего. Воспитание маленького человека начинается с воспитания его чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Как построить свою работу по формированию патриотических чувств у детей, которые будут проявляться в соответствующих поступках и поведении? Как привить уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, чтобы дети стремились быть похожими на них, с благодарностью оказывали им помощь. Эта задача одна из нелегких. Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Вот почему очень важно формирование гражданско-патриотической позиции у детей с ранних лет.
Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже тремя поколениями. Каждое следующее поколение знает о второй мировой войне все меньше и меньше. Поэтому, педагоги вместе с родителями призваны помочь ребенку осознать, что в Великой Отечественной войне солдаты вместе со всем народом сумели победить врага и отстоять свое право жить свободно и независимо. Изучение в доступной форме фактов, связанных с прошлым страны, дает возможность ребенку сравнить то, что есть с тем, что было и приблизить его к пониманию исторического значения Победы нашего народа в Великой мировой войне.
Воспитывать в детях гражданина страны невозможно в отрыве от ее истории. Без знания героической истории Отечества невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств, научить восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество, воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за Родину. Таким образом, мы (педагоги и родители) в душу маленького человека посеем зернышко любви, которое прорастет в нечто большее, что позволит ему с гордостью нести по жизни лозунг « Помнить прошлое – беречь настоящее – думать о будущем».
Проблема: Не достаточно сформированы патриотические чувства детей к событиям Великой Отечественно войны, к празднованию дня Победы.
Цель проекта:
Создание условий для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через формирование знаний о ВОВ в различных видах деятельности.
Задачи проекта:
1. Сформировать представления о празднике День Победы, раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне.
2. Уточнять и расширять знания детей о подвиге людей, защищавших нашу страну в этот нелегкий период.
3. Дать представление о том, что имена героев, погибших в годы Великой Отечественной войны, увековечены в названиях улиц нашего города.
4.Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии.
5. Формировать представление о том, что всем людям на Земле нужен мир.
6. Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Со
7. Способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает Родину.
8.Создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую развитию интереса у детей к истории страны.
9.Повысить компетентность родителей в области нравственно-патриотического воспитания.
10. Формировать нравственно-патриотическое воспитание через тесное взаимодействие с социальными партнерами.
Ожидаемые результаты:
- 1. Формирование у детей начальных представлений о ВОВ, о солдатах, защищавших Родину, о Российской армии – надежной защитнице нашего государства, празднике 9 мая.
- Понимание воспитанниками ценности победы нашего народа в Великой Отечественной Войне;
- Формирование личностных качеств: патриотизма, героизма, справедливости;
- Активное участие родителей и социальных партнеров в проектной деятельности совместно с детьми и педагогами.
Итогом работы над проектом «Пусть будет Память жива!» по нравственно-патриотическому воспитанию стали следующие достижения:
- Диплом победителя (первое место) во Всероссийском творческом конкурсе с Международным участием «Во славу Победы» награжден Массон Марк .
- Диплом победителя (первое место) во Всероссийском творческом конкурсе с Международным участием «Во славу Победы» награжден Кальченко Даниил.
Были получены следующие результаты:
- Участие в проекте 100% семей группы.
- Установлены доверительные и плодотворные отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами.
- Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательно-исследовательской активности, средством выражения и развития творческих способностей.
- Успешность проекта обеспечила предметно-развивающая среда, созданная силами всех участников.
- Разработан дидактический комплекс (картотеки игр патриотической направленности, мини-сборник стихов и песен военных лет, в группе создан мини-музей, собраны репродукции картин военной тематики, картотека праздников, развлечений, рекомендации, консультации, коллекция мультимедиа презентаций)
- Сформированы первоначальные представления о ВОВ, о защитниках Отечества.
- Воспитанники овладели особенностями свободно и раскрепощено держаться при чтении стихотворений перед взрослыми и сверстниками.
- Совместная проектная деятельность помогла родителям, освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равными партнёрами.
- Обобщён опыт работы по реализации проекта и его распространению на педагогических советах, методических объединениях Барабинского района.
Перспективное планирование
реализации проекта «Пусть будет Память жива!»
Реализация ФГОС | Тема | Ответственные | ||||
1 неделя | ||||||
Социально-коммуникативное развитие | 1.Рассматривание картин русских художников на военную тематику. | Воспитатели | ||||
2.Беседа «Скоро праздник День Победы» | Воспитатели | |||||
3. Сюжетно-ролевая игра «Разведчики» | Воспитатели | |||||
Познавательное развитие | 1.Экскурсия в краеведческий музей (зал ВОВ) г. Барабинска. | Барабинский краеведческий музей, воспитатели, родители | ||||
2. Конструирование из бумаги «Флажки и гирлянды к празднику» | Воспитатели | |||||
3. ННОД «Дети войны» | Воспитатели | |||||
| Воспитатели | |||||
Речевое развитие |
| Воспитатели родители | ||||
2. Чтение и обсуждение рассказа А. Митяева «Мешок овсянки» | Воспитатели | |||||
3. Ситуативный разговор «Что ты знаешь о войне?» | Воспитатели | |||||
4. Разучивание стихотворений о ветеранах. | Воспитатели, родители | |||||
Художественно-эстетическое развитие | 1. Изготовление коллажа «Спасибо деду за Победу!». | Воспитатели, родители | ||||
2. Раскраски на военную тематику «Рода войск» | Воспитатели | |||||
3. Лепка «Пограничник с собакой» | Воспитатели | |||||
4.Конкурс рисунков на асфальте «Нам нужен мир!» | Воспитатели | |||||
5.Прослушивание песен о Родине | Музыкальный руководитель | |||||
Физическое развитие | 1.Спортивная эстафета, посвященная 9 мая | Инструктор по физической культуре | ||||
2. Спортивная игра «А ну-ка, мальчики!» | Инструктор по физической культуре, воспитатели | |||||
3. Подвижная игра «Самолеты» | Воспитатели | |||||
4. Игра малой подвижности «Летает – плавает- едет»(военная техника) | Воспитатели | |||||
Работа с родителями | 1.Памятка « Что рассказать детям о войне?» | Воспитатели | ||||
2. Консультация «Растим патриотов» | Воспитатели | |||||
3. Создание мини-музея Воинской славы в группе (приложение 2) | Воспитатели, родители, Барабинский краеведческий музей | |||||
4. Помощь в подборе материала к исследовательским проектам. | Родители, воспитатели | |||||
2 неделя (Неделя военно-патриотической книги в детской библиотеке № 3 г. Барабинка) (приложение 3) | ||||||
1 | Акция «Читаем детям о войне» | |||||
2 | Просмотр презентаций о детских писателях-фронтовиках. | |||||
3 | Чтение и обсуждение солдатской сказки К.Паустовского «Похождения жука-носорога» | |||||
4 | Конкурс рисунков «Война и Победа глазами детей» | |||||
5 | Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим». | |||||
6 | Беседа «Кто такой сын полка?» | |||||
7 | Просмотр презентации «Дети и война. Сын полка». | |||||
8 | Урок мужества «Бессмертна Победа, бессмертны её солдаты» | |||||
9 | Просмотр мультфильма «Саша Покрышкин» | |||||
10 | Викторина «Что ты знаешь о героях войны?» | |||||
11 | Выставка книг на военную тематику | |||||
3 неделя | ||||||
Социально-коммуникативное развитие | 1.Участие в акции «Дерево-память» (приложение 1) | Воспитатели Барабинский лесхоз | ||||
2.Беседа «Дети – герои Великой Отечественной войны» (приложение 4) | Воспитатели | |||||
3. Просмотр видеоролика «Дневник Тани Савичевой» | Воспитатели | |||||
4. Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные» (приложение 1) | Воспитатели родители | |||||
Познавательное развитие | 1.ННОД « Юные герои войны» | Воспитатели | ||||
2.Беседа «Животные – герои войны»(приложение 4) | Воспитатели | |||||
3.Моделирование «Курская битва» (приложение 1) | Воспитатели родители | |||||
4.Конструирование из строительного материала «Военная база»(приложение 1) | Воспитатели родители | |||||
Речевое развитие | 1.Чтение и обсуждение рассказов С.Алексеева «Медаль», «Всюду известны», «Первая колонна» | Воспитатели | ||||
2. Заучивание стихотворения Е.А.Благининой «Шинель» | Воспитатели, родители | |||||
3.Ситуативный разговор «Великий праздник – День Победы» | Воспитатели | |||||
4. Составление рассказа «Салют над городом» | Воспитатели | |||||
5. Конкурс чтецов «Во славу Отечества» | Центр ДОД Воспитатели родители | |||||
Художественно-эстетическое развитие | 1.Коллективное творчество – коллаж «Наша армия непобедима» (приложение1) | Воспитатели родители | ||||
2.ННОД «Подарок для ветерана» (приложение 5) | Воспитатели | |||||
3. Аппликация «Салюты в честь праздника Победы» | Воспитатели | |||||
3.Рисование «Солдаты мира и свободы» | Воспитатели | |||||
4.Изготовление пригласительных на праздничный концерт для ветеранов и родителей. | Воспитатели Родители дети | |||||
Физическое развитие | 1.Вечер подвижных игр «Полоса препятствий» | Инструктор по физической культуре | ||||
2.Спортивный праздник «Слава тебе, победитель солдат!» | Организация ветеранов-пограничников им. Д.А.Разумовского, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители | |||||
3.Игра м\подвижности «Захватим вражеское знамя» | Воспитатели | |||||
Работа с родителями | 1.Папка - передвижка «Герои-земляки» | Воспитатели родители | ||||
2. Консультация «Расскажем ребенку о Дне Победы»» | Воспитатели | |||||
3. Помощь в изготовлении костюмов к празднику 9 мая. | Родители | |||||
4. Выставка плакатов «Нам этот мир завещано беречь» (приложение 1) | Родители, воспитатели | |||||
4 неделя | ||||||
Социально-коммуникативное развитие | 1.Участие в акции «Бессмертный полк» | Организация ветеранов-пограничников им. Д.А.Разумовского, воспитатели, родители | ||||
2. Беседа «Георгиевская лента – символ Дня Победы»» | Воспитатели | |||||
3. Рассматривание плакатов военных лет | Воспитатели | |||||
4. Экскурсия к обелиску погибшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны (приложение 6) | Воспитатели, родители | |||||
5. Праздник – митинг «День Победы» (приложение 7) | Центр ДОД, Организация ветеранов-пограничников им. Д.А.Разумовского, воспитатели, музыкальный руководитель | |||||
Познавательное развитие | 1.Просмотр видеоролика «Парад Победы на Красной площади» | Воспитатели | ||||
2. Создание и просмотр м\м презентаций к детско-родительским исследовательским проектам «Судьба солдата», «Улица героя»(приложения 8,9) | Воспитатели, родители | |||||
3. ННОД «Города – герои» | Воспитатели | |||||
4.Беседа «Что такое минута молчания?» | Воспитатели | |||||
Речевое развитие | 1.Рассказы из личных впечатлений «Праздник Победы» | Воспитатели, родители | ||||
2. Чтение и обсуждение рассказов Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», «Сестра» | Воспитатели | |||||
3.Заучивание пословиц и поговорок о Родине, смелости, отваге | Воспитатели родители | |||||
4.Литературно-музыкальная гостиная «Пусть будет Память жива!» | Центр ДОД, воспитатели, музыкальный руководитель, родители | |||||
5.Д\игра «Назови героев ВОВ» | Воспитатели | |||||
Художественно-эстетическое развитие | 1. Коллективная аппликация «Парад на Красной площади» | Воспитатели | ||||
2. Конкурс рисунков «Война глазами детей» | Воспитатели, Родители Детская библиотека №3 | |||||
3.Раскраски на военную тематику «Военная техника» | Воспитатели | |||||
4.Изготовление поздравительных открыток для ветеранов, живущих в нашем городе | Воспитатели, родители | |||||
Физическое развитие | 1.Музыкально-спортивное развлечение «Праздничный парад» | Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре | ||||
2. П\игры «Связисты», «Помоги раненому», «Разведчики», «Донеси знамя» | Воспитатели, инструктор по физической культуре | |||||
3. Игра м\подвижности «Собери оружие» | Воспитатели | |||||
Работа с родителями | 1.Участие в акции «Бессмертный полк» | Организация ветеранов-пограничников им. Д.А.Разумовского, родители, педагоги, дети | ||||
2.Посещение просмотров и выставок «Прочти книгу о войне – стань ближе к подвигу» совместно с детьми | Родители, городская детская библиотека №3. | |||||
3.Акция «Спасибо ветеранам за Победу!» (вручение открыток и подарков, изготовленных детьми рядом живущим ветеранам и их родственникам) | Родители Воспитатели Центр ДОД | |||||
4. Создание книги «Мой прадедушка – участник войны» | Родители, воспитатели |
Список литературы
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина – М.: ЦГЛ, 2008 год.
- Война глазами детей: очерки, воспоминания, документы / авт. – сост. Ю.В. Кулешова. – Волгоград: издатель 2008 год.
- Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет / М.Б. Зацепина – М.: Мозаика – Синтез, 2008 год.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практ. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Г.А. Ковалева. – М.: АРКТИ, 2005 год.
- Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет: метод пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова – М.: ТЦ Сфера, 2007 год.
- Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико–ориентировочный проект / авт. – сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. – Волгоград : Учитель 2013 год.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт. – сост. Л.С. Киселева и др. – М.: АРКТИ, 2006 год.
- Проекты в ДОУ: практика обучение детей 3 – 7 лет / авт. – сост. Е.А. Румянцева. – Волгоград: Учитель, 2014 год.
- Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты и др. / авт. – сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель 2007 год.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. На тему: « Мы живы, пока наша память жива!» Автор: Терентьева Наталия Анатольевна ДОУ «Золотой ключик»
Муниципальный конкурс разработок мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне1941-1945г, оснащенных мультимедиа поддержкой....
Сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мы живы, пока память жива»
Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к героям Великой Отечественной Войны. Со славной даты 9 мая 1945 года прошло уже 70 лет, но мы помним и знаем, имя победителя – народ...
конспект нод Познавательное развитие по ФГОС "Мы живы пока наша память жива"
В настоящее время подрастающее поколение не проявляет интерес к историческому процессу развития страны и не желает изучать историю своей Родины. Использование сведений ...
конспект "Мы живы, пока наша память жива..."
конспект НОД с использованием ИКТ...
Конспект НОД в старшей группе "Мы живы, пока наша память жива"
Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам отечества....
Конспект занятия в старшей группе "Мы живы, пока наша память жива"
Конспект занятия в старшей группе...
Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы«Мы живы, пока память жива»
Конспект для детей подготовительной к школе группы«Мы живы, пока память жива»...