Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ДОУ в интересах ребёнка
статья
Сотрудничество семьи и образовательного учреждения является залогом успешного развития детей. Родители ( законные представители) несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического , нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokdad_po_netradits_formam.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ДОУ в интересах ребёнка (из опыта работы)
Саломатина А.А.
воспитатель
Сотрудничество семьи и образовательного учреждения является залогом успешного развития детей. В наше время большинство родителей озабочено решением проблем экономического характера, что приводит к их самоустранению от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители , не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития своих детей, осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Это всё не приносит положительных результатов.
Родители ( законные представители) несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического , нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
Современные стандарты дошкольного образования регламентируют не только работу педагога с детьми, но и работу педагога с родителями , что подкреплено Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации Статья 44. Права , обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся пункт 3,7.
Одна из задач , на решение которой направлен стандарт- обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)в вопросам развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования , направлены, прежде всего , на улучшение его качества , что в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО.
Цель сотрудничества состоит в том , чтобы создать единое образовательное пространство « детский сад- семья».
Данная цель реализуется через следующие задачи:
-установление партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника ;
-объединение усилия для развития и воспитания детей;
-создание атмосферы взаимопонимания ,общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
В наше время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно - образовательного процесса дошкольного учреждения. Включение семьи как партнёра и активного субъекта в образовательную среду ДОУ качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей , которые имеют собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования .
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.
Я считаю ,что важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие , в котором родители не пассивные наблюдатели , а активные участники воспитательного процесса. Например в: разнообразных программах совместной деятельности : проекты , акции , музеи ,в создание условий для творческой самореализации : выставки работ, создание групповых фото выставок; фото и видео отчетов; в организацию образовательного процесса, создании развивающей среды , пребывание и участие родителей на занятиях , организация совместных досугов.
Я разделяю формы работы с родителями на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным относятся такие как: родительские собрания , уголки для родителей, праздники, консультации. Традиционные формы сотрудничества с семьёй постепенно утрачивают своё значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом говорит тот факт , что родители предпочитают находить необходимую для них информацию в других источниках( интернет, СМИ, детские развивающие центры), нежели в беседе с педагогом. Меняется общество , меняются и запросы родителей. Поэтому всё шире мы стали использоваться новые , активные нетрадиционные формы работы с родителями.
А именно :
-семейные конкурсы , праздники; «День пап», «Маму милую люблю», «Здравствуй осень золотая», « Праздник , посвященный 23 февраля», « Масленица» и др.
-благоустройство детского сада ; « Растения - в подарок саду». « Дружно мы поможем саду» (по ремонту мебели),» Книга в подарок»
-сайт ДОУ; мною были проведены и размешены на сайте 2 мастер класса по бумагопластике « Зонт» , «Снежинка» , «Новогоднее украшение», презентация « 7 чудес Курска», Фотоотчеты : «Огород на окне», Лэпбук по пдд и по ппб.
-проектная деятельность; «Водичка, Водичка , умой моё личико» (КГН)
-организация и проведение совместных выставок; «Зимняя сказка», «Мой папа – мастер», «Дары осени»,
-тематические акции; « Кормушка для птиц» , « Будем огород сажать»
-совместные физкультурные праздники , соревнования;
В современном дошкольном учреждении интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяют вовлечь их в процесс обучения , развития и познания собственного ребёнка.
Слово « интерактив» пришло к нам из английского языка , что означает « интер» - взаимный и «акт»- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы , диалога с кем-либо (компьютер), или с кем либо ( человек). Отсюда следует , что интерактивные формы взаимодействия - это прежде всего диалог , в ходе которого участники рассуждают , аргументируют свои выводы, вступают в дискуссии с оппонентом, осуществляют взаимодействие.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
-обмен опытом;
-выработка общего мнения ;
-формирование умений и навыков;
-создание условий для диалога ;
-группового сплочения;
-изменение психологической атмосферы .
В своей работе по использованию интерактивных технологий я выделяю следующие задачи :
- обмена информацией: служит для информирования , ознакомления ,обучения родителей , а тек же для привлечения их к решению задач совместными способами ,
-соединение теории и практики; например наглядная информация в папке передвижке
« Накормите птиц зимой» или « Как правильно изготовит скворечник» реализуется на практике.
-взаимообогащение опыта участников ;когда каждый участник вносит свой вклад в какую-либо деятельность , обмениваются опытом , знаниями , умениями например : « По уходу за домашними животными», о том , что он читает своему ребёнку , как организовывает закаливание дома.
-поощрение творчества участников : благодарности в виде грамот , благодарность на странице группы .
Существуют условия организации интерактивных форм сотрудничества:
1-опора на личный опыт родителей.
2-позитивные отношения;
3-сотрудничество в процессе общения между собой;
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения , их вынуждают думать , искать собственный выход из сложившейся ситуации.
В моих планах по работе с родителями есть задумка. Хотела бы осуществить обмен опытом разных положительных семей по вопросу здорового образа жизни. Например в создании и демонстрации видео роликов или презентации на эту тему.
Ещё в своей деятельности я использую и буду продолжать использовать такие формы интерактивного взаимодействия как:
-Дискуссия - стимулирует формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает своё мнение, каким бы непопулярным неожиданным оно ни было . (Празднование именин у детей с проблемами ЖКТ). Различают следующие формы дискуссии: круглый стол , симпозиум, дебаты.
-Организация разнообразных фотовыставок. Такая форма взаимодействия объединяет детей и взрослых, помогает родителям понять простую истину – каким вырастит их ребёнок , зависит от отданного ему времени . ( Папа , мама ,я- спортивная семья , Лучше нет на свете деда», « Моя милая мамочка»)
-Мастер – классы- позволяют обогатить практический опыт родителей , а также самим родителям продемонстрировать свои достижения в вопросах воспитания и образования детей.
-Тематические акции- способствуют расширению у детей и родителей представлений по различным образовательным областям программы. Акции могут быть как общесадовскими , так и групповыми. Цель акции – формирование педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребёнка ( Кормушки для птиц, Каждому скворцу- по дворцу),у нас – сбор необходимых атрибутов для огорода на окне.
- Сайт ДОУ .На сайте размещается необходимая информация для родителей , материалы прошедших мероприятий , консультации специалистов, ответы на вопросы и многое другое.
- Проектная деятельность. Проект строится на основе интересов детей и взрослых. Любознательность детей, желание узнать новое и интересное , служит поводом для разработки и реализации проекта. Например проект по КГН « ВОДИЧКА…»
-Семинары и практику с целью знакомства родителей , например с детскими играми , овладения методикой организации воспитания в семье ,навыками конструирования, планирования занятий с детьми, организация развивающей среды.
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс , долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В интерактивных формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнёрства и диалога , Разнообразие интерактивных форм взаимодейтсвия с родителями , позволяет педагогу значительно улучшить отношения с семьями , повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!
Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...
Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!
тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...
Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.
Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"
конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...
Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"
В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и возможно кому это пригодится....
Памятки для родителей "Ребёнок плохо ест", "Ребёнок плохо засыпает", "Ребёнок не хочет слушать книжки".
Данные памятки были предложены родителям для прочтения после родительского собрания "Проблемы воспитания детей раннего возраста"....