Статья "Движение-жизнь!"
статья

Здоровые дети – это великое счастье. На протяжении веков люди искали причину от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А причина эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни.

Важность воспитания здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что только с самого раннего детства можно привить основные знания, навыки и привычки по здравоохранению, которые со временем превратятся в важный компонент общей культуры человека и повлияют на формирование здорового образа жизни всего общества. Именно в дошкольном возрасте закладывается будущий потенциал здоровья, это важнейшее время для воспитания здорового образа жизни. Дети дошкольного возраста уже способны понимать и осознавать зависимость состояния здоровья от образа жизни.

1. Физкультурные занятия - организованная образовательная деятельность по физическому воспитанию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год, по 2-3 занятия в каждой возрастной группе. image

2. Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе (при благоприятных климатических условиях) или в помещении. Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики (комплекс музыкально - ритмических упражнений, утренняя гимнастика игрового характера, утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки, комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа, преодоление полосы препятствий, утренняя гимнастика с родителями).

3. Зарядка после дневного сна позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Желательно чтобы дети просыпались под звуки мелодичной музыки, вызывающе положительные эмоции. Затем 6 выполнить лежа в постели поверх одеяла 5-6 упражнений общего воздействия в следующей последовательности: 1 - повороты головы влево, вправо; 2 - разведение, сгибание, поднимание рук; 3 - сгибание ног, с обхватом коленей, подтягивание ног одновременно обеих и поочередно; 4 - поднимание и опускание согнутых или прямых ног; 5 - движения ногами - велосипед, ножницы. Упражнения можно выполнять лежа на спине, лежа на боку, сидя. После дети встают и выполняют упражнения стоя - разновидности ходьбы, ходьба по массажным коврикам

4. Физкультминутки - являются обязательной частью образовательной деятельности. Любая организованная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм. Дети быстро утомляются, уже на 10-12 минуте снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Физкультминутки могут проводится в форме: - комплекса обще развивающих физических упражнений. - подвижной игры - следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми движениями и правилами игры. Особенно эффективны игры, сочетающиеся с содержанием занятия. Например, при ознакомлении с природой уместны игры «В зоопарке», «Бабочки и совы». - дидактической игры с движением, хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по математике и.д. . - танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку на занятии создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные, лиричные. - выполнение движений под стихотворный текст используются чаще всего. - в виде любого задания или двигательного действия. image

5. Подвижные игры на прогулке. Прогулка-это один из важнейших режимных моментов, во время которого, дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в его поле зрения. Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются: -дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; -совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях; -развитие двигательных качеств: ловкости, гибкости, быстроты; -воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками. Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения. Для поддержания интереса детей к подвижным играм целесообразно усложнять их содержание, правила и задания. В ряде игр от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений. image

6. Упражнения в основных видах движений.

Бег и ходьба. Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. Можно предложить детям медленный бег по пересеченной местности на 300-400 метров, быстрый бег на 10 метров с ходу (2-4 раза с перерывами), бег со средней скоростью на 100-200 метров. Кроме того, используется бег трусцой (пробежки с запрещением обгона ведущего). Необходимо широко использовать разнообразные упражнения в условиях естественной местности (вбегание на горку, сбегание с нее, пробегание по поваленному дереву и спрыгивание с него и т.д.).

Прыжки. На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно- 8 силовых качеств и выносливости. На площадке должны быть созданы все необходимые условия для использования разных видов прыжков.

Метание, бросание и ловля мяча. Наряду с упражнениями в беге и прыжках должны широко использоваться упражнения в метании, бросании и ловле мяча, с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис). В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча вверх и ловля его, отбивание и ведение мяча, удары о стенку, закатывание мяча в обруч с помощью дощечки, перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений, метание в цель и на дальность. В подготовительной к школе группе детям на прогулке дается большее количество упражнений в бросании и ловле мяча (более 60 упражнений в течение года), так как в этот период идет интенсивная подготовка к овладению элементами игры в баскетбол.

Упражнения на полосе препятствий. С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений (в определенной последовательности и с постепенным усложнением) на полосе препятствий. На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: гимнастические скамейки, бревна, дуги, наклонные бумы, щиты для метания, стойки с веревочкой и др. image

7. Активный отдых. Физкультурные досуги и праздники обеспечивают решение образовательных и воспитательных задач; совершенствование двигательных умений, формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Физкультурный досуг проводится 2-3 раза в месяц, предназначается одной – двум группам детского сада, длительность равна физкультурному занятию. Проводится воспитателями в обычной обстановке, с обычными атрибутами. Можно проводить досуг как в помещении так и на улице. Физкультурный праздник проводится 2-3 раза в год.

8. Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений. Танцевальная деятельность тесно связана с физической культурой, из которой выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, туловища. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т.д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т.д.), необходимые для хороводов, танцев. image

Движение — это жизнь.

Двигайтесь, играйте с детьми, будьте здоровы и счастливы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie-zhizn.docx2.21 МБ

Предварительный просмотр: