«Развитие межличностных качеств дошкольников посредством социальных акций».
статья (подготовительная группа)
Смена приоритетов в среде дошкольного образования направляет нас, воспитателей, на формирование у ребенка способностей адаптации к требованиям социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_obrazovaniya_v_kontekste_fgos_do.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»
Статья
Тема: «Индивидуализация образования в контексте ФГОС ДОУ»
Подготовила: воспитатель Домрачева Е. А.
Смоленск 2020
Индивидуализация образования в контексте ФГОС ДОУ
1. В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
2. Основные принципы дошкольного образования:
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
4) учет этнокультурной ситуации развития детей.
3. Стандарт направлен на решение следующих задач:
5) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Индивидуализация – есть открытие и утверждение своего «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть становление и осмысление индивидуальности.
Индивидуализация в образовании - создание условий для развития ребенка не только с учетом особенностей усвоения им программы, его интересов и склонностей, в совокупности с особенностями его характера, темперамента, эмоциональной сферы, жизненной ситуации, взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Выделяют следующие уровни индивидуализации: персональная, подгрупповая, групповая
Разница между индивидуальным подходом и индивидуализации образования:
Индивидуальный подход в образовании | Индивидуализация образования | |
Цель | - Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка - обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии. | - содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. |
Способы общения: | - прямое обучение в соответствии с целями, поставленными взрослыми - требование и оценка результата. | - признание права выбора - совместное обсуждение целей и деталей - акцент на достоинствах и социальных сторонах личности. |
Тактика: | - диктат и опека. | - сотрудничество и партнерские отношения. |
«Хороший ребенок» | - следующий, заданному (предложенному) взрослым способом (образцу) выполнения действия | - инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий. |
Убеждения: | - ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого - усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития. | - ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром - самое ценное для своевременного и полноценного развития приобретение ребенком собственного опыта. |
Вывод: | - индивидуальный подход распространяется на небольшую часть группы - от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы). | - индивидуализация распространяется на каждого ребенка - от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего. |
Методы индивидуализации обучения:
- Метод реагирования (модель трех вопросов: Что знаем?- Что хотим узнать?- Как можем узнать?)
- Работа небольшими подгруппами
- Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности
- Свобода участия или неучастия в предлагаемой взрослым деятельности
- Тщательный отбор материалов
- Метод «строительных лесов»
- Иррадиирущее обучение
Педагогические условия индивидуализации образования:
- Создание безопасной и насыщенной предметно-пространственной среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или вместе с другими детьми
- Поддержка и инициирование взаимодействия с другими участниками образовательных отношений
- Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребенка
- Готовность взрослых отступить в том случае, если их инициатива не принимается детьми
- Гарантированное наличие у детей времени для свободной деятельности
- Амплификация (обогащение) детского развития
- Реализация дополнительных образовательных программ
- Возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства)
- Способность ребенка выбирать из своих многочисленных желаний, те, за реализацию которых он готов нести ответственность
- Поддержка в ходе поисков, проб и ошибок при реализации собственных желаний
Идеи индивидуализации образовательного пространства
- Индивидуальные творческие выставки
- Фотогазеты (я на море, мои любимцы, моя семья, я уже умею, мои мечты)
- Выставки «мои любимые книги», «мои любимые игрушки»
- Выставки коллекций
- Наличие уголков уединения
- Фотографии лучших построек (из конструктора, из снега, из бумаги), сделанных руками детей
- Материалы индивидуальных проектов
- Подписи на рисунках – название работы, придуманное ребенком, его фамилия и имя.
- Персональные альбомы фотографий на разную тематику
- Рубрики «Наши достижения», «Наши успехи», «Наши таланты» с дипломами и грамотами детей и воспитателей.
– формирование положительной Я-концепции!!!!!!
- Портфолио детей
- Коврики для ограничения детьми своего игрового пространства
- Индивидуальные игровые пространства (макеты)
- Большие и маленькие ширмы
- Знаки – «Тут играю я»
- Стенды «Здравствуйте, я пришел!», «Уголок именинника», «Дерево желаний», «Звезда дня», «Я умею» (с набором карточек, символов), «Я люблю», «Я научился!», «Мое настроение», «Мы друзья»
- Игры-самоделки
- Бейджики с надписью роли или ее символом
- Мини-музеи (Музей шляп, Музей ключей, Это все из дерева, Музей часов, Чудо-телефон)
- Персональные коробочки (с набором необходимых ребенку материалов для развития в интересующей его области; с набором мелочей – для игры, для экспериментирования).
Список литературы
Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников // Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 8.
Дьячковская В. М., Осипова О. П. Индивидуализация в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017.
Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Михайлова-Свирская Л.В. Издательство: Просвещение, 2015.
Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебное методическое пособие. – М. : МИРОС, 2001.
Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад. – 2010. – № 3.
Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып.41).
Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений:материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014)/ Под. Общ. Ред. Н.А. Вершининой – СПб., 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие физических качеств дошкольников посредством обучения элементам игры в баскетбол»
«Развитие физических качеств дошкольников посредством обучения элементам игры в баскетбол»...
«Развитие межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование меж...
«Развитие личностных качеств дошкольника посредством театрализованной деятельности»
Конкурсная работа...
«Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольника посредством социально-ориентированных игр в условиях реализации ФГОС ДО»
Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольника посредством социально-ориентированных игр в условиях реализации ФГОС ДОДошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни чело...
"Развитие личностных качеств дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Консультация для педагогов...
Перспективное планирование работы с детьми по теме: "Развитие нравственных качеств дошкольников посредством сказок"
Перспективный план работы с детьми старшей группы по теме: "Развитие нравственных качеств дошкольников посредством сказок"...
«Развитие межличностных качеств дошкольников посредством социальных акций».
Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, отсутствие «дворовой» культуры и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей....