Развитие мелкой моторики рук
материал (средняя группа)

Саблина Вера Сергеевна

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_papka-raskladushka.docx63.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений:

от простых жестов  (например, захват игрушки) до очень сложных движений

  (например, писать и     рисовать).

Развитие мелкой моторики

играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности.

Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Затем ребенка учат

правильно держать ложку,карандаш,

кисть.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, - выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе.

Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза в день.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые мы проводим с детьми в группе.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указания

Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу

Корзинка

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу

Методические указания.

Ладони на себя,пальцы переплести, локти развести в стороны-ладони «разъезжаются»,и между пальцами образуются зазоры.

Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

 воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Методические указания.

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Стул

Ножки, спинка и сиденье

Вот вам стул на удивленье

Методические указания.

Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части приставляется правая, сжатая в кулак.(большим пальцем к себе).

Если ребенок легко выполняет это упражнение.

можно менять положение рук.

Для тренировки пальцев и кистей рук можно выучить с детьми следующие упражнения:

«Щелчок» - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.

«Здравствуй пальчик» - поочерёдно «здороваются» пальцы правой руки с левой (большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

«Весёлые человечки» - указательные и средний пальцы бегают по столу.

«Зайчик»  - вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки; те же упражнения выполнять пальцами обеих рук («зайцы»).

«Оса» -выпрямить указательный палец правой руки и вращать им те же движения производить указательным пальцем левой руки; же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы») и др.

Кроме пальчиковой гимнастики и игр с пальчиками детям можно предложить следующие виды заданий, которые способствуют развитию мелкой моторики

пуговиц, зёрен, желудей;

нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;

завязывание и развязывание узелков из верёвочек различной толщины;

перематывание цветных клубочков ниток;

игры на клавишных инструментах;

сжимание и разжимание пористых губок, сжимание резиновой груши;

игру с мелкими игрушками для развития тактильного восприятия;выкладывание фигур, узоров из ниток, палочек и т.д.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...