Проект "Экономическое воспитание"
проект (старшая группа)
Основные цели:
1. Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата) .
2. Знакомить детей с профессиями связанными с экономикой.
3. Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
4. Формировать экономическое мышление.
5. Раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства.
6. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.
7. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Экономическое воспитание | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта воспитателя
МБДОУ ДС № 11 «Радуга»
Чистяковой Т.В.
по теме: «Формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность нашего опыта обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Основными целями нашего опыта являлось:
1. Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата) .
2. Знакомить детей с профессиями связанными с экономикой.
3. Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
4. Формировать экономическое мышление.
5. Раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства.
6. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.
7. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. Педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
По данным психологов, старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операционную деятельность, в частности трудовую. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, и, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя. Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. В настоящее время, в связи с переходом России к рыночным отношениям, значительно повышаются требования к экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Мы становимся очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, «коммерческого образа жизни», требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.
Если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.
3.Теоретическая база опыта.
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. «Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания»
2. Аношина Л. М. «Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями»
3. Алиева Т. «Экономика: жизнь и игра»
4. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров»
5. Белокашина С. В. «Экономика и дети. Пословицы и поговорки»
6.Белокашина С. В. «Экономика для дошкольников»
7. Власова И. В. «Готовим ребенка к жизни!
По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Воспитание дошкольников экономики в детском саду». Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки), дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания.
Для того чтобы работа велась последовательно и в системе мной была изучена литература по данному вопросу.
Начала с создания предметной среды и подготовки методического обеспечения.
Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.
В группе создан уголок «Азбука экономики», в котором расположена карта города, на которую нанесены промышленные центры нашего города и адреса дошкольников, а так же крупные магазины. Развивающую среду пополнила следующими настольно-печатными играми по экономике «Найди евро», «Монте Карло», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет». К сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги. Оформила картотеку экономических понятий, которую регулярно пополняла по мере изучения материала.
В работе я опиралась на знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики.
Большое внимание уделяла таким темам как «Труд – продукт - стоимость» и «Деньги», задававшись целью дать детям знания из области финансовых категорий, сформировать представление о товаре, как результате и продукте человеческого труда, выработать навыки оценки предметов с точки зрения их качества и стоимости, нравственно-трудовые качества личности через сравнительный анализ своего и чужого труда, а также закрепить умения оценивать вещь как товар и как предмет человеческих отношений. Дошкольники знакомились с профессиям – традиционными (игры «Знаю все профессии», значимостью различных видов труда для человека. Я старалась донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.
Результат труда людей оплачивается деньгами. Необходимо было объяснить это детям, уточнить их знания их области финансовых категорий, воспитать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Занятия проводились в форме бесед: исторические – происхождение денег в обществе людей, теоретические куда можно потратить деньги, практические – откуда появляются деньги и как их тратят в семье.
Играя в «Магазин » и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько» поэтому были занятия посвященные ознакомлению дошкольников с денежными знаками России. На занятия дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Уточняли, как называются купюры – рубли и монеты – копейки, какого достоинства деньги имеют хождение на территории нашей страны, знакомили детей с валютой.
Для ознакомления дошкольников с валютой была создана папка «Деньги разных стран мира.
Однако дети должны не только узнавать и называть денежные знаки, но и правильно распоряжаться ими. С этой целью знакомила дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «бюджет семьи», объяснили, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей. Чтобы дети поняли, на что идут деньги, заработанные членами семьи, мы обсуждали с ними возможные варианты расходования денег.
Кроме того, учила детей беречь ресурсы страны: воду и электричество. Дети больше не забывали закрывать за собой кран, напоминали взрослым, что надо выключать свет.
Также для реализации данного опыта играет проектная деятельность. Так в детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты «Экономика и дошкольник», «В гостях у гнома Эконома»
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
5.Анализ результативности опыта.
В конце года мной была проведена диагностика по экономическим понятиям. Её результаты показали, что стало больше детей с высоким уровнем развития, а дети с низкого уровня перешли на средний.
Проведя диагностику в начале подготовительной группе, я пришла к выводу, что знания детей в этой области экономики, требуют совершенствования.
6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников весьма сложна и неоднозначна. Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.
Период дошкольного детства с его активной экономической социализацией является сензитивным для нравственного становления личности. А так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.
7.Адресные рекомендации по использованию опыта.
Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей старшего дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.
ИГРА – ЗАНЯТИЕ
«В гостях у семьи Экономов»
Цель: формирование экономических основ у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Познавательные:
1.Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета, пенсией, зарплатой, стипендией.
2.Уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; 3.Уметь считать, сравнивать числа, составлять целое из частей, понимать отношение между целым и частью, решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, называть соседей числа.
Развивающие:
1.Развивать память, мышление, логику, внимание;
Воспитательные:
1.Продолжать воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Материал: модель «Семейный бюджет» (СБ), карточки с изображением членов семьи; игрушка гном; результаты труда - карточки с изображением денег; математический набор; счетные палочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Ребята! Сегодня у нас необычное занятие! В гости пришел Гном-Эконом. Давайте поздороваемся с ним! У него (очень интересное) странное имя, которое произошло от слова - ЭКОНОМИКА, т.е. - ведение домашнего хозяйства. А так же экономика - это наука о ведении хозяйства не только в семье, но и в целой стране.
Ребята, Гном - Эконом приглашает нас познакомиться с его друзьями, с семьей ЭКОНОМИСТОВ.
И так, давайте знакомиться! Это папа - экономист (воспитатель показывает соответствующую карточку). Он работает на фирме. Его профессия - строитель. Вы знаете, чем занимается строитель? Правильно! Он строит дома для людей и за свой труд он получает зарплату - это деньги, получаемые за работу (на модель круга кладется соответствующая карточка). Что получает папа за свой труд? (зарплату).
Еще в этой семье живет мама - экономистка. Она работает педиатром. Ребята, а вы знаете, кто такой педиатр? (ответы детей) Правильно! За свою работу она получает что? (зарплату)
А кто же еще живет в этой семье? Давайте познакомимся ?! В этой семье есть еще дедушка— экономист и бабушка - экономушка (воспитатель показывает соответствующую карточку). Они уже старенькие и не работают. Но когда они были молодыми, работали и получали зарплату. А теперь они получают пенсию - это тоже деньги. Ее платят пожилым людям, которые много лет проработали (на модель круга кладется соответствующая карточка). Что получают дедушка с бабушкой? (Пенсию).
Ну а теперь давайте познакомимся с последними членами семьи экономистов. Это сестра и брат - экономята (воспитатель показывает соответствующие карточки).
Брат пока не работает. Он учится в институте. Учеба - это тоже труд. За свой труд он поучает стипендию. Стипендия - это тоже деньги. Это плата за учебу (на модель кладется соответствующая карточка). Что получает брат за свой труд? (стипендию).
А его сестра нигде не учиться, и пока не работает. Она еще маленькая и ходит в детский сад. Когда она вырастит, тоже будет учиться, а потом пойдет работать и будет получать деньги (зарплату).
Ребята, Гном - Эконом приготовил для вас задания! У него к вам есть вопросы:
Сколько всего человек в семье?
Как называются деньги, которые получают родители за свой труд?
Как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка?
Что такое стипендия? Кто в семье получает ее?
Молодцы! Вы справились!
Ребята, посмотрите! Вот это все деньги, которые получают все члены семьи. И они называются бюджетом семьи.
А сейчас мы немного передохнем: ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненья для спины!
(Вращение корпусом вправо, влево).
Мы работаем руками,
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех?
(Дети имитируют движение крыльев).
Чтобы ноги не болели,
Раз - присели, два присели,
Три, четыре, пять и шесть,
Семь и восемь, девять, десять
(Приседания).
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте).
И садимся мы потом
(Дети садятся за парты).
Молодцы! А теперь давайте продолжим наше занятие.
Игра « Доходы семьи экономистов»
Цель: Углубить представления детей о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение).
Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется « Доходы семьи экономистов». Будьте внимательны!
Вопросы:
- Брат в этом месяце не получил стипендию, т.к. болел. Денег в семье стало больше или меньше?
- В гости к семье экономов приехал дядя - экономист, брат папы. И добавил в доход семьи свою зарплату. Доход семьи увеличился или уменьшился?
- Папа - экономист хорошо работал и получил премию. Премия - это деньги, получаемые за особые успехи в работе. Доход семьи изменился? Как? Молодцы ребята! Вы на все вопросы ответили правильно!
А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.
Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию.
Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены? (Зарплата, пенсия, стипендия.)
Давайте посмотрим какое еще задание приготовил для вас Гном - Эконом! А ЗАДАНИЯ ТАКИЕ:
- У Игоря было 8 машинок, вечером мама подарила ему еще одну. Сколько машинок стало у Игоря? Кто может повторить условие, вопрос, решение и ответ этой задачи? А теперь выложите у себя на столах решение и ответ этой задачи. Молодцы, с этим заданием вы справились. А теперь второе задание:
- Появился новый дом, числа поселились в нем. Помогите мне друзья, кто соседи у меня? (воспитатель показывает домики с числами: 5, 8,10, 2. Молодцы, и с этим заданием вы справились. А теперь последнее задание:
- Выложите у себя на столах из 6-ти счетных палочек домик с остроконечной крышей. Добавьте еще 2 палочки, чтобы получился заколоченный домик.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
А теперь давайте в конце нашего занятия немного отдохнем и послушаем веселые загадки:
- Пять котят и мама кошка, сколько кошек на окошке?
- Сколько носов у трех котов?
- Сколько ушей у трех мышей?
- На крыльце сидит щенок, греет свой пушистый бок. Прибежал еще один и уселся рядом с ним. Сколько стало щенят?
- Я рисую кошкин дом, три окошка, дверь с крыльцом. Наверху еще одно, чтобы не было темно. Посчитай окошки в домики у кошки.
- У колечка, у кольца нет начала, нет конца. Знают все друзья вокруг, у колечка форма.... (круг).
- Числа складываем вместе, между ними пишем крестик. Я вопросов не боюсь, называю крестик .... (плюс).
- Какая цифра спряталась в слове семья?
Спасибо тебе Гном - Эконом за веселые загадки, и за то, что познакомил нас со своими друзьями. Теперь ребята узнали много нового: что такое
Зарплата- это деньги, получаемые за работу.
Пенсия- это тоже деньги. Ее платят пожилым людям, которые много лет проработали.
Стипендия-плата за хорошую учебу.
Премия-это деньги, получаемые за особые успехи в работе.
Доход- это вся сумма денег, которые получают члены семьи.
(дети вместе с воспитателем проговаривают новые слова и их определения).
До свидания Гном - Эконом! До новых встреч!
Вы сегодня были активны, и у вас все получилось!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)
Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....
Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя
Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...
Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и
В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...