Мастер-класс для педагогов
план-конспект занятия
Мастер-класс для педагогов "Развивающие игры Воскобовича для формирования элементарных математических представлений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_igram_voskobovicha.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда детский сад № 125
Мастер-класс для педагогов:
«Развивающие игры Воскобовича для формирования элементарных математических представлений дошкольников»
Подготовил старший воспитатель
Булгакова Ирина Александровна
г. Калининград, 2020 г.
Цель мастер-класса: внедрить технологию Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в педагогическую деятельность каждого воспитателя МАДОУ д/с № 125
Задачи: познакомить воспитателей с развивающими играми Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы с играми.
Развивать творческий познавательный интерес к играм Воскобовича.
Воспитывать уважение к авторским играм; желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.
Введение
Немного истории
Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.
Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».
Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.
Развивающие игры от Воскобовича представляют собой самобытную, особенную, творческую и очень добрую методику.
Все основано на трех основных принципах:
- Познание
- Интерес
- Творчество
Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича
Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
Развитие мелкой моторики.
Особенности развивающих игр Воскобовича
- Игры разработаны, исходя из интересов детей.
Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
- Широкий возрастной диапазон.
В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
- Многофункциональность и универсальность.
Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).
- Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
- Методическое сопровождение.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Содержание
1. Знакомство с игровым обучающим комплексом «Коврограф Ларчик»:
- коврограф- это игровое поле из ковролина размером 1м \1м с нанесённой сеткой;
- разноцветные верёвочки (5 верёвочек длиной по 1м.);
- разноцветные липучки (25 кружков из цветной контактной ленты, 5 кружков с держателями, 5 зажимов для фиксации картинок, карточек на коврографе;
- цветные карточки (10 карточек из ковролина: семь хроматических цветов (радуга)и три ахроматических (серый, белый, чёрный);
- буквы, цифры (90 карточек из прозрачной плёнки: 15шт с буквами красного цвета – гласные; 30шт. с буквами синего цвета - согласные, твёрдый знак; 30 шт. с буквами зелёного цвета – согласные, мягкий знак; 15 шт. – с цифрами и арифметическими знаками жёлтого цвета);
- забавные буквы (10 карточек из картона с гласными буквами);
- забавные цифры (10 карточек из картона с цифрами);
- кармашки (для размещения карточек).
Используя в своей педагогической деятельности игры с Коврографом «Ларчик», педагоги развивают у воспитанников сенсорные способности; элементарные математические представления: цвет, форма, размер; отношения: пространственные, количественные, по величине; сохранение количества, алгоритмы; ознакомление с окружающим: предметный мир, мир природы: растения и животные.
В старшем дошкольном возрасте добавляется: развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение; числа и цифры; развитие речи, обучение грамоте.
2. Игры, задания, упражнения с коврографом «Ларчик» с педагогами:
- Бусы на верёвочке (по 2шт. каждого цвета, другой цвет на 1 больше, 1 разноцветная липучка+1 маленькая и т. д.).
- Узоры (в ряд, полукругом, зигзагом) – разноцветных липучек может быть одинаковое или разное количество.
- Составление геометрических фигур, растений, животных, предметов, букв и цифр из разноцветных верёвочек.
- Графический диктант.
-Игры с Гномами КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ
(Кто спрятался? Кто не на своём месте? Поменяй местами.)
- Счёт предметов с помощью забавных цифр.
- Шуты-акробаты (эхо, песенка друзей, чехарда, волшебные сундучки и др.)
А-О-У-Ы-Э (синие, т. к. влияют на твёрдость согласных)
Я-Ё-Ю-И-Е (зелёные, т. к. влияют на мягкость согласных)
3. Знакомство с развивающей игрой Воскобовича - Кораблик «Брызг-брызг»
Представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках — паруса. Корабль — образ числовой оси (1-я мачта, 2-я мачта, 7-я мачта, 1-самая низкая, 2- низкая, 3- ниже средней, 4- средняя, 5- выше средней, 6-высокая, 7-самая высокая.
Флажок: может быть повернут (налево или направо).
Это свойство можем использовать на закрепление направления.
Флажки могут быть расположены:
радуга – вертикальные ряды,
матросская тельняшка – горизонтальные ряды,
лесенка – диагональные ряды,
пёстрое одеяло – произвольное расположение
Игра способствует:
- совершенствованию интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи;
- тренировке мелкой моторики рук;
- развитию умения решать логико-математические задачи.
4. Игры, задания, упражнения с Корабликом «Брызг-брызг».
- флажки (сортировка по цвету, количественный счёт);
- сколько флажков на каждой мачте? (счёт, соотнесение цифры и количества, знакомство с условной меркой);
- надеть флажки на мачты (сортировка по цвету, определение пространственных отношений)
Если флажки перемешать, то задания могут быть такими:
Снять 2 флажка — не красных, не зеленых, не синих. (Закрепление: цвет, количество, отрицание).
Снять зеленый флажок между желтым и синим (Пространственная характеристика).
Развернуть на 7 мачте красный флажок (Направление);
- ветер срывает флажки, надеваем флажки, считаем флажки, ищем мачты (решение логико-математических задач, состав числа);
- загадка капитана, загадка матросов (игры «да-нет»).
Есть также другие разновидности математических корабликов:
- Кораблик «Плюх-плюх» - 5 мачт. Он не прикрепляется к коврографу, а стоит на столе. Флажки снимаются с мачт.
- Кораблик «Буль-буль» Ларчик - 10 мачт. Можно использовать для счета в пределах 100. Флажки соединены парами, тройками, четверками, белые - десятками. В упаковке 10 десятков. Например, 12 это 1 белый (соединенный) десяток и еще 2 флажка.
5. Знакомство с игрой «Волшебная восьмёрка 1»
Состав: игровое поле для конструирования одной цифры. На рисунке восьмёрки написаны слова считалки
КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ (шифр цветов радуги)
Двусторонние палочки для конструирования цифр. С одной стороны они окрашены в цвета радуги.
Игра развивает: интеллект – процессы внимания, словесно-логической памяти, операции пространственного и логического мышления, умение составлять цифры и складывать образные фигуры; мелкую моторику рук – координацию глаз-рука, точные движения кистей рук и детских пальчиков.
6. Игры и задания с волшебной восьмёркой:
- конструирование цифр по схеме,
- конструирование по словесной модели,
- мысленное создание словесных моделей цифр, без опоры на действие.
7. Знакомство с квадратом Воскобовича
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой Квадрат» бывает двухцветным и четырехцветным.
Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях Квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик и т. п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение предмета.
Эта игра головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничение по возрасту.
8. Конструирование с помощью квадрата Воскобовича.
9. Моделирование.
Предлагаю всем присутствующим самостоятельно придумать задания с любой понравившейся игрой.
10. Рефлексия (дискуссия по результатам совместной деятельности)
В своём мастер-классе я использовала основной пошаговый алгоритм технологии мастер – класса (автор Русских Г. А) с демонстрацией и разъяснениями по практическому использованию материала.
Рекомендации: Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.
Литература:
1. Вкладыши к играм.
2. Развивающие игры Воскобовича. 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...