Методическая разработка "Пальчиковые игры с малышом в семье".
методическая разработка

Пальчиковые игры это упражнения для кистей рук, статические и динамические упражнения для пальчиков, которые способствуют развитию пальчиковой моторики, что в свою очередь развивает речь, внимание, память, воображение, пространственное восприятие. каждое упражнение сопровождается рисунком-схемой, наглядно показывающим правильное положение рук, а также стихотворением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Пальчиковые игры с малышом в семье».

Уже давно замечено, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

На что влияет пальчиковая гимнастика.                                                                      –Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.                                                                                                                             –Он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений, то есть происходит развитие памяти.            –Когда ребёнок выполняет упражнения, сопровождая их короткими стихами, то его речь становится более чёткой, ритмичной, яркой.                           –В результате освоения упражнений кисти и пальцы рук приобретают подвижность и гибкость, что способствует более лёгкому овладению навыком письма.                                                                                                                       –Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослым, дети лучше вслушиваются и лучше понимают речь, повышается их речевая активность.

Выделяют три группы упражнений.                                                                               1. Упражнения для кистей рук.                                                                                      Развивают подражательную способность, умение сохранять положение пальцев на определённое время, учат переключатся с одного движения на другое.

2. упражнения для пальцев статические.                                                         Совершенствуют полученные навыки на более высоком уровне.

3. упражнения для пальцев динамические.                                                       Развивают координацию движений, учат сгибать и разгибать пальцы.

Упражнения для кистей рук.

«Ручки моем чисто-чисто»                                                                                   1. "Моем руки": ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!


2. "Стряхиваем водичку с рук": 
пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги - вправо, брызги – влево !
Мокрым стало наше тело!

3. "Вытираем руки": энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

«Заготавливаем капусту».                                                                                                       Руками имитируем соответствующие действия:

Мы капусту рубим! (2р.) - прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.
- Мы капусту режем! (2р.) - энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад.
- Мы капусту солим! (2р.) - пальцы собраны "щепотью", "солим капусту".
- Мы капусту жмём! (2р.)- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно.
- Мы капусту трём! (2 р.) - пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки.

Затем меняем руки.

«Флажки».http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames04.gif

Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!

«Лодочка».http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames07.gif

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены " ковшиком ", большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт.

«Цветочек».http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames15.gif

Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют "бутон", основания кистей прижаты друг к другу.
Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

Солнце поднимается -
Цветочек распускается!
Солнышко садится -
Цветочек спать ложится.

«Замок».http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames25.gif

Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок.

(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.).
Кто его открыть бы смог?
- Потянули!
(Пальцы - в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)
- Покрутили!
(Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.)
- Постучали!
(Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.)
И - открыли!
(Расцепить пальцы.)

Упражнения для пальцев статические.

«Ножницы».

Исходное положение. Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперёд.
Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.
http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames32.gif

Режу, режу, ткань верчу,
Научиться шить хочу!

«Человек».

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем.
Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног.
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем - другой. После этого - двумя одновременно. Надо следить за тем, чтобы указательный и средний пальцы при выполнении сильно не сгибались.
http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames29.gif

Маленькие ножки шагают по дорожке!
Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке.

«Мостик».

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames31.gif

Мы над речкой из дощечек
Строим мостик золотой.
Через мостик человечек
Гонит козочку домой.

«Дружные пальчики».http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames37.gif

Исходное положение. Пальцы одной руки выпрямить, прижать друг к другу и удерживать напряжённые пальцы до счёта 10. Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно. После упражнения - встряхнуть кисти рук.

Пальцы очень крепко дружат,
Мне помощниками служат.

«Собачка».1 способ.http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames39.gif

Исходное положение. Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть.
Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движение собачьей пасти.

Ав-ав-ав - я не пугаю,
Я с ребятами играю!

2 способ.http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames40.gif

Исходное положение. Указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в "щепоть", имитируя собачью пасть.

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост обвалится,
То собака свалится.

 «Кошка».

Исходное положение. Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны.
Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.
http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames43.gif

Если когти точит кошка,
Будет дождик за окошком.

«Мышка».

Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты - это "ушки". Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты.
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после - двумя руками одновременно.
http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames44.gif

Перед тем как хрумкать  сушки,
Ты, мышонок, вымой ушки,
Чтоб услышать шорох кошки,
Что крадётся по дорожке.

Упражнения для пальцев динамические.

«Домик».

Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять -
(разгибаем пальцы)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулик.)

«Спать ложатся пальчики».

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик - прикорнул,
Этот пальчик уже заснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!

(Выпрямить все пальцы.)
Нам гулять идти пора!
(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

«Пальчики идут в гости».

В гости к пальчику большому

(пальцы, сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы, обеих рук)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом - "крыша")

Указательный и средний,
Безымянный и последний
http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames49.gif

(называемые пальцы, каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

И мизинчик-малышок
(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы, выставить вверх)
Сам забрался на порог.http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames50.gif

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames51.gif

(Соединить руки в "замок".)

«Ну ка за работу».

Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большаку - дрова рубить.

(Разгибаем большой палец.)
Печки все - тебе топить.
(Разгибаем указательный и т. д.)
Тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А тебе - посуду мыть.
А потом всем песни петь.
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.

(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта в первой младшей группе "Здоровый малыш-радость семьи"

Методическая разработка проекта по здоровьесбережению "Здоровый малыш-радость семьи"....

Методическая разработка в первой младшей группе «Здоровый малыш – радость семьи»

Методическая разработка в первой младшей группе«Здоровый малыш – радость семьи»...

Собственное учебно-методическое пособие "Здоровый малыш-радость семьи"

Методическая разработка проекта по здоровьесбережению "Здоровый малыш-радость семьи"....

Методическая разработка проекта "Здоровый малыш-радость семьи"

Методическая разработка проект"Здоровый малыш -радость семьи"...

Методическая разработка проекта «Здоровый малыш-радость семьи»

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.Задачи:1. Способствовать укреплению здоровья детей через систему здоровьесберегающих мероприятий.2. Повышат...

Методическая разработка проекта «Здоровый малыш-радость семьи»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования . Особенно остро эта задача стоит в адаптационный ...

Методическая разработка проекта«Здоровый малыш-радость семьи»

Методическая разработка проекта«Здоровый малыш-радость семьи»...