Упражнения практической жизни «Розовая башня и коричневая лестница»
материал (средняя группа)

Лебедева Ольга Ивановна

Упражнения практической жизни  «Розовая башня и коричневая лестница»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozovaya_bashnya_i_korichnevaya_lestnitsa.docx924.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

Детский сад « Рыбка» города Асино Томской области

Методика работы с основными сенсорными материалами

«Розовая башня и коричневая лестница»

Конспект  занятия в М.Монтессори группе

G:\DCIM\100MSDCF\DSC01425.JPG

Составила и провела:

Лебедева Ольга Ивановна

Воспитатель  I кв. кат.

г.Асино 2020г

«Розовая башня».

Материал: Десять розовых кубов из тяжелого дерева, равномерно меняющихся в размерах. Сторона самого большого куба - 10 см, самого маленького - 1 см.

Цель:

Прямая: Развитие зрительного восприятия размеров. Формирование сенсорной базы для

введения понятий большой - маленький; больше чем, самый большой; меньше чем, самый

маленький. Построение ряда по убыванию кубов.

Косвенная: Подготовка к обучению математике (10 кубов - значение числа 10). Знакомство с формой куба.

Задача: Построение башни в соответствии с изменением размеров кубов (построение ряда).

С розовой башней работаем только на ковре.

Презентация.

  1. Учитель предлагает ребенку постелить для работы коврик. (Башню строят на ковре, т.к. она получается высокой, при построении на столе ребенок может просто не достать до верха. Кроме того, если башня рассыплется, то на ковре это будет не так шумно и кубы меньше побьются).
  2. Учитель показывает ребенку, как переносят кубы. Их носят по одному: берут щепотью правой руки и кладут на левую ладонь. Так и несут двумя руками, аккуратно кладут на ковер. Начинают с самого маленького куба. (При этом ребенок правой рукой ощущает объем куба, а левой - его вес. Так с помощью других органов чувств ребенок получает подкрепление зрительному восприятию размера куба).
  1. Ребенок переносит кубы по одному на ковер, кладет в беспорядке. (Хорошо, если ребенок сам перенесет все кубы. При этом он ощутит с помощью нескольких органов чувств разницу в их размерах: первый куб легко удержать щепотью, а для последнего не хватает раскрытой ладошки).
  2. Учитель показывает ребенку, как строят башню. Для этого он выбирает сначала самый большой куб из тех, которые лежат на ковре. Затем устанавливает его в центре ковра. (Ребенку нужно продемонстрировать процесс выбора: сравнить между собой несколько кубов).
  3. Учитель опять выбирает самый большой куб из оставшихся. Устанавливает его точно посередине предыдущего. (Можно провести пальцами по выступающей кромке нижнего куба, чтобы ребенок обратил внимание на размещение верхнего куба в середине предыдущего. Это и дополнительный контроль ошибок).
  4. Повторяя действия п.5, учитель выстраивает всю башню. (На этом этапе лучше не предлагать ребенку поработать самому. Если он ошибется и неправильно построит башню, то он не увидит нужного результата. Можно привлечь ребенка вопросом: «Как ты думаешь, какой куб следующий?»).
  5. Обращает внимание ребенка на форму полученной башни. Для этого он проводит руками вдоль башни сверху вниз, предлагает ребенку обойти вокруг ковра и посмотреть на башню с разных сторон, взглянуть на нее сверху. (Это помогает в последующем визуальному контролю ребенком своей работы.).
  6. Затем учитель показывает ребенку, как разбирают башню - аккуратно снимают по одному кубу и кладут в беспорядке на ковер.
  7. Предлагает ребенку поработать самостоятельно.
  8. Убирают башню на полку в обратном порядке - начиная с самого большого куба.

Дальнейшие упражнения:

  1. Ребенок строит башню самостоятельно.
  2. Другие варианты расположения кубов:
  1. Различные варианты смещения кубов;
  2. Другой порядок кубов, любая гармоничная последовательность;

2.3. Построение башни по горизонтали; и т.п.

  1. Построение башни с закрытыми глазами.
  2. Пропуск одного куба. Ребенку предлагается найти место для пропущенного куба.
  3. Пропуск одного куба. Ребенку предлагается найти то место в башне, где нарушена равномерная последовательность, где не хватает куба.
  4. Работа на расстоянии (башню строят на ковре, расположенном на некотором расстоянии от ковра с кубами).
  5. Групповая работа.
  6. Проведение устного трехступенчатого урока.
  7. Упражнения с предметами окружающей среды (найти большой камень и маленький камень, большую матрешку и маленькую матрешку).

Возраст: от 2,5 лет.

Контроль ошибок: Визуальный. При вариантах построения, когда башня выстраивается

вдоль мысленной вертикальной плоскости, маленький куб может служить меркой - для

контроля правильности построения.

Трёхступенчатый урок.

Степень сравнения:

а) большой - маленький;

б) большой - больше - самый большой;

в) маленький - меньше - самый маленький.

  1. ступень. Дать ребёнку потрогать куб, сказать: «Большой», дать второй

куб и сказать: «Тоже большой», дать третий и сказать: «А этот самый большой».

  1. ступень. «Возьми самый большой куб», «Возьми больше чем этот»

(показать). Далее выбираем из трёх кубов: «Какой самый большой?» Затем выбираем из двух: «Какой больше из этих?»

  1. ступень. «Какой этот по сравнению с этим?» - выводим ребёнка на слова

большой, больше чем, самый большой.

Коричневая лестница

G:\DCIM\100MSDCF\DSC01328.JPG

Материал: десять коричневых брусков из тяжелого дерева. Длина всех брусков - 20 см. Сечение квадратное, сторона квадрата равномерно меняется от 10 см до 1 см.

Цель:

Прямая: развитие зрительного восприятия размеров. Формирование сенсорной базы для

введения понятий толстый - тонкий; толще чем, самый толстый; тоньше чем, самый тонкий.

Косвенная: подготовка к обучению математике.

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением толщины брусков (построение

ряда).

Презентация.        

  1. Учитель предлагает ребенку постелить для работы коврик.
  2. Учитель показывает ребенку, как переносят бруски. Их носят по одному: берут вертикально перед собой, обхватывая каждой ладонью. Так и несут двумя руками, аккуратно кладут на ковер. Начинают с самого тонкого. (При этом ребенок хорошо ощущает толщину брусков. Так с помощью других органов чувств ребенок получает подкрепление зрительному восприятию размера бруска).
  3. Ребенок переносит бруски по одному на ковер, кладет в беспорядке. (Хорошо, если ребенок сам перенесет все бруски. При этом он ощутит с помощью нескольких органов чувств разницу в их размерах).
  4. Учитель показывает ребенку, как строят лестницу. Для этого он выбирает сначала самый толстый брусок из тех, которые лежат на ковре. Затем кладет его вдоль дальней горизонтальной кромки ковра в середине. (Ребенку нужно продемонстрировать процесс выбора: сравнить между собой несколько брусков).
  5. Учитель опять выбирает самый толстый брусок из оставшихся. Устанавливает его точно перед предыдущим, выравнивая края брусков. (Можно провести пальцами по выступающей кромке первого бруска, чтобы ребенок обратил внимание на разницу в их толщине. Это и дополнительный контроль ошибок).
  6. Повторяя действия п.5, учитель выстраивает всю лестницу. (На этом этапе лучше не предлагать ребенку поработать самому. Если он ошибется и неправильно построит лестницу, то он не увидит нужного результата. Можно привлечь ребенка вопросом: «Как ты думаешь, какой брусок следующий?»).
  7. Обращает внимание ребенка на форму полученной лестницы. Для этого он проводит рукой вдоль лестницы сверху вниз, предлагает ребенку пустить сверху вниз лестницы деревянный шарик. (Это помогает в последующем визуальному контролю ребенком своей работы. А шарик является мотивирующим фактором (детям очень нравится звук, с которым он скатывается по лестнице) и дополнительным контролем ошибок - если лестница построена неверно, то шарик не скатится до конца).
  8. Учитель показывает ребенку способ контроля правильности построения лестницы с помощью самого тонкого бруска. Для этого тонкий брусок кладут по очереди на остальные бруски (начиная с нижнего) так, чтобы его край совпал с краем предыдущей ступеньки. Проводит пальцем вдоль, чтобы почувствовать, что бруски имеют одинаковую высоту. Предлагают ребенку тоже провести пальчиком.
  9. Затем учитель показывает ребенку, как разбирают лестницу -аккуратно убирают по одному бруску и кладут в беспорядке на ковер.
  10. Предлагает ребенку поработать самостоятельно.
  11. Убирают лестницу на полку в обратном порядке - начиная с самого толстого бруска.

Дальнейшие упражнения:

  1. Самостоятельная работа ребенка.
  2. Другие варианты построения лестницы:
  1. Бруски выстраиваются на ковре горизонтально в длину (змея);
  2. Бруски устанавливаются вертикально (заборчик);
  3. Бруски кладутся горизонтально друг на друга (стенка) и т.п.
  1. Построение лестницы с закрытыми глазами.
  2. Пропуск одного бруска. Ребенку предлагается найти место для пропущенного бруска.
  3. Пропуск одного бруска. Ребенку предлагается найти то место в лестнице, где нарушена равномерная последовательность, где не хватает бруска.
  4. Построение лестницы, начиная от самого тонкого бруска.
  5. Построение лестницы, начиная от произвольного бруска в обе стороны.
  6. Работа на расстоянии (лестницу строят на ковре, расположенном на некотором расстоянии от ковра с брусками).
  7. Групповая работа.
  8. Различные варианты комбинации коричневой лестницы с розовой башней и цветными цилиндрами.
  9. Проведение устного трехступенчатого урока.
  10. Упражнения с предметами окружающей среды (найти толстое дерево и тонкое дерево и др.).

Возраст: От 2,5 лет.

Контроль ошибок: Визуальный. Механический - с помощью самого тонкого бруска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта № 1, игрового упражнения "Купание малышей-голышей" с использованием набора "Мытье рук" из серии игровых упражнений Практической жизнью М. Монтессори.

Карточка разработана для более успешного, адаптированного использования игровых  упражнений Практической жизнью по методике М.Монтессори.Целью подготовки материала является: 1) простота и удобств...

Картотека игровых упражнений и подвижных игр с использованием координационной лестницы.

Игровые упражнения и подвижные игры с использованием координационной лестницы....

Картотека игровых упражнений и подвижных игр с использованием координационной лестницы.

1. «Цирковая лошадка» - И.п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба с высоким подниманием бедра, каждый раз наступая одной ногой в следующую ячейку лестницы....

Игровые упражнения и подвижные игры с использованием координационной лестницы

Подборка игровых упражнений и подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста с использованием лестницы скорости...

Картотека игровых упражнений и подвижных игр с использованием координационной лестницы.

Упражнения в ходьбе1. «Цирковая лошадка» - И.п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба с высоким подниманием бедра, каждый раз наступая одной ногой в следующую ячейку лестницы.2. «Дру...

Картотека игровых упражнений и подвижных игр с использованием координационной лестницы.

Упражнения в ходьбе1. «Цирковая лошадка» - И.п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба с высоким подниманием бедра, каждый раз наступая одной ногой в следующую ячейку лестницы.2. «Дру...

Картотека игровых упражнений и подвижных игр с использованием координационной лестницы.

Упражнения в ходьбе1. «Цирковая лошадка» - И.п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба с высоким подниманием бедра, каждый раз наступая одной ногой в следующую ячейку лестницы.2. «Дру...