Участие в работе методических объединений
консультация
Качество учебно-воспитательного процесса в ДОУ, его результаты в определенной степени зависят от педагогов, их теоретической подготовки, педагогического и методического мастерства. методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствуеет его самореализации, способствует его общей эрудиции и позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Если ребенок левша. | 25.89 КБ |
ИКТ в работе с родителями | 17.01 КБ |
Конфликты дошкольников в группе детского сада | 17.88 КБ |
Готовность ребенка в школу | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для педогогов и родителей
ЕСЛИ РЕБЕНОК - ЛЕВША
Выполнила:
Воспитатель
Казакова Т.Н.
ЕСЛИ РЕБЕНОК - ЛЕВША.
Обсуждение детей с наличием фактора левшества, феномен, как правило, воспринимается как необычный и вызывает наибольшее число вопросов. С другой стороны, такие дети действительно могут демонстрировать достаточно экзотическую картину своего развития. Пристально рассмотреть и обсудить их проблемы следует и потому, чтобы вы сами еще раз обдумали - что же стоит за таким знакомым и таким непонятным словом «левша». Важно правильно квалифицировать трудности ребенка. Ведь и у правшей, и у левшей могут быть не сформированы пространственные представления, фонематический слух, кинетические процессы и т.п. Вместе с тем, безусловно, дети с наличием фактора левшества обладают рядом неординарных свойств, которые необходимо учитывать.
1.ВГЛЯДИТЕСЬ В СВОЕГО РЕБЕНКА!
Сегодня он младший в семье, любимец и баловень, ходит в детский сад. Конечно, у него есть свои причуды. Что-то он делает с удовольствием, а что-то - не заставишь никакими посулами или «карательными мерами». Это все сегодня. Остановитесь в повседневной суете, всмотритесь в своего ребенка. Взгляните насколько возможно непредвзято, как бы со стороны. Что он умеет? Что получается хорошо, а что - ну никак при всем вашем старании? Вы горды, если рисунком вашего ребенка восторгаются окружающие или в свои пять лет он может напеть, а то и наиграть тему симфонии Моцарта. В семье растет талант! И вы взахлеб рассказываете знакомым о достижениях своего чада; скрупулезно изучаете свою родословную, находя там доказательства унаследованной гениальности. Ну, а если что-то не так? Вон Маша уже всей группе вслух читает «Винни-Пуха», а ваш еле-еле складывает буквы в слоги. Соседский мальчик умеет складывать и вычитать в пределах сотни, а вы все бьетесь над вечной задачей: «У тебя три яблока, я взяла одно...» Вы чувствуете, что ваши гигантские усилия уходят в песок, а результат - рев, нежелание учиться, атмосфера в доме накаляется, пахнет валерианкой. Остановитесь! Ведь вам тоже не нравится делать то, что заведомо не получается, и, вы как можете, избегаете этого, но по-своему, по-взрослому. Это ваш ребенок! Все, что он делает или не делает - ваш долг протянуть ему руку и помочь стать самым лучшим. Главное, вы должны понять: что-то сдерживает ребенка. Он ведь не просто так не может освоить алфавит, неловок, задевает за все углы, роняет ложку за завтраком, никак не справляется со шнурками. Все люди - разные. Но прежде, чем стать разными взрослыми, они были детьми, и каждый прошел свой особенный путь - путь развития психики от рождения до зрелости. Любая психическая функция (речь, память, движение, восприятие, эмоции) рождается, развивается и стареет вместе с нами. Ее формирование растянуто во времени. Причем одни функции окончательно созревают уже к 3- 4 годам, а другие приобретают завершенный вид лишь к 12 - 14. Понимание этого обстоятельства является определяющим для верного подхода к анализу психического развития (онтогенеза) ребенка.
Психический онтогенез обладает рядом объективных закономерностей. Но в каждом отдельном случае он принимает индивидуальное очертание. Иллюстрируя это положение, можно представить себе прямую линию уровень, на котором условно расположены все дети, развивающиеся по среднестатистическим, общепризнанным нормам. Выше этого уровня соответственно дети с опережением данных норм, а ниже - отстающие по тем или иным показателям. Подчеркнем, что все это нормальные, объективно здоровые дети. Но каждый из них развивается по своим индивидуальным законам.
Прекрасно, что в последнее время стало уделяться все больше внимания одаренным детям. Но не менее важно понять медленно развивающихся, изучить причины отставания, помочь им. Если махнуть рукой: «Неумеха, тупица, лентяй», - не надо тогда тратить свои (физические и духовные) силы, можно легко и спокойно убедить себя, что, вот, не повезло в жизни с ребенком. Между тем он растет и развивается, но его особенность в том, что происходит это несколько медленнее, чем хотелось бы. Общее нормальное состояние таких детей, а также исходная пластичность и восприимчивость их мозга к помощи извне неизбежно приведут к наращиванию потенциала. Если же налицо пренебрежение, отвержение или безразличие, высоких результатов, как в спорте, ожидать не приходится. Иными словами, не востребованные вовремя (внешним миром, социумом) психические функции будут тормозить и искажать весь дальнейший ход психического онтогенеза. Причем очевидно, что неполноценно будут развиваться не только познавательные процессы, базис для которых закладывается на самых ранних (подчас - внутриутробных) этапах развития.
Отставание в познавательной сфере неизбежно повлечет изменение в сфере интересов, потребностей и эмоций растущего ребенка, поскольку психическая жизнь, как и все в природе, стремится к заполнению пустоты. И не стоит потом удивляться, что ребенок бьет окна и взрывает математический кабинет, если с раннего детства вы отмахнулись от его явных трудностей в освоении элементарных арифметических знаний.
Дефектологи, логопеды и нейропсихологи, консультируя детей с задержками речевого и интеллектуального развития, тех, кто с трудом усваивает азбуку, счет, долго не может научиться читать и писать, демонстрирует неадекватное поведение, почти в каждом случае видят то, что пропустили родители, не заметили воспитатели, не поняли учителя. Иногда это происходит из-за сумасшедшей нашей жизни, кажущейся важности других проблем (а разве может быть что-нибудь важнее судьбы ребенка. А сколько времени еще пройдет, пока новое знание обернется конкретными рекомендациями и будет широко транслировано среди практиков!
До недавнего времени многие детские трудности были просто необъяснимыми. То, что не понималось, игнорировалось, и дети часто оказывались беспомощными, оставаясь один на один со своими недетскими проблемами. Славный, подвижный, очень симпатичный мальчик приходит с бабушкой на консультацию. Жалобы (повторяющиеся, к сожалению, от раза к разу) - плохо пишет, неправильно держит ручку и карандаш, делает много ошибок. Несколько раз у мальчика наблюдались случаи заикания - в 2 и в 4 года (сейчас ему 6 лет). Многие звуки произносит нечетко, логопед в саду жалуется, что их трудно автоматизировать. Мальчик легко общается, импонирует его внимательный взгляд, сосредоточенный вид, желание подробно ответить на вопросы. Но сразу напрягается, когда его просят нарисовать или написать что-нибудь. Берет карандаш в правую руку, держит его как-то неестественно, выполняет задание неловко, очень медленно и так давит на бумагу, что рвет ее. В этот момент в речи действительно появляется нечто, похожее на заикание. Просим взять карандаш в левую руку под ироничное замечание бабушки, что он никогда этой рукой ничего не делал. Однако мальчик без сопротивления берет карандаш левой рукой, рисует довольно легко и не так напряженно, да и держит его правильнее, удобнее. Правда, линии проводит не очень уверенно, написание букв не столь определенно, но выполняется все мягче, спокойнее. Подробно расспрашивая бабушку, узнаем: да, действительно, в год, когда мальчик начал брать ложку, чашку и игрушки, он делал это левой рукой. Но ему ненавязчиво всякий раз напоминали, что лучше все делать правой рукой, пару раз перекладывали предметы из левой руки в правую. Позже эта проблема вообще не возникала. Так казалось родителям. Они просто не знали, что это невинное на первый взгляд вмешательство в естественный ход развития ребенка уже начало вредоносно (заикание!) сказываться на нем.
Взрослые не замечали, как трудно ребенку в важные периоды онтогенеза усваивать новые формы и виды деятельности, а он реагировал логоневрозом. Так трудно дается малышу то, что взрослым кажется несущественным. Ведь использование при различных видах деятельности левой и правой руки не прихоть человека, не желание его или окружающих. Это, прежде всего, отражение мозговой организации психической деятельности человека. В описанном примере у ребенка не сформировалась ведущая рука, он не смог (и не мог) научиться полноценно пользоваться правой рукой, а левая была искусственно заторможена.
Переучивание в том возрасте, когда двигательные процессы являются определяющими в психическом развитии ребенка, привело к торможению не только их самих, но и иных высших психических функций, в частности самой уязвимой из них - речь. Этот пример иллюстрирует, что с природными особенностями человека шутить нельзя. Рукость (т.е. преимущественная активность правой или левой руки) является одним из важнейших нейробиологических свойств, весьма индивидуализированных. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, тем более в самом раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявляться не сразу, а через несколько лет. И бороться с ними будет очень сложно не только специалистам, но, главное, самому ребенку. Не надо стараться подогнать его под общеизвестные правила: пусть он делает все той рукой, какой ему удобнее; лучше при рисовании, в игре давайте ему карандаши, игрушки в обе руки, развивая и правую, и левую.
Вопросы переучивания решаются только со специалистами в более позднем возрасте. Психическое развитие левшей - одна из актуальнейших и вместе с тем новейших проблем в нейропсихологии и дефектологии. Именно потому было решено уделить особое внимание этому феномену. Дети-левши, как никто другой, требуют тщательного наблюдения и психолого-педагогического сопровождения с безусловным участием родителей. «Как всякое меньшинство, левши внушают враждебность, подозрительность, впечатление отсутствия всяких человеческих добродетелей и умений. Они чаще становятся психоневротиками, эпилептиками, заиками; обнаруживают трудности при письме и чтении, зеркально пишут, затрудняются в ориентации в пространстве, рисовании; упрямы. Дети - левши требуют постоянного контроля за их здоровьем (в том числе за гормональным и иммунным статусом). Необходимость же внимательнейшего сопровождения их психического онтогенеза - основная задача, речь в которой и пойдет дальнейшем описание.
Наличие фактора левшества (полного, парциального или семейного у правши) в большинстве случаев предполагает атипичное с точки зрения мозговой организации протекание самого психического онтогенеза. Обычно у левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования различных психических функций: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций и т.п. Кроме того, они являются «группой риска» в плане возникновения логоневрозов (заикания), патохарактерологических особенностей (Патохарактерологические или патологические, реакции - это кратковременные состояния дезадаптивного поведения, продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Имеют психогенное происхождение, возникают в ситуациях грубого ущемления интересов ребенка, оскорбления, обмана.
Причинами патологических протестных реакций в школьном возрасте являются: а) конфликтные ситуации в семье (неправильное воспитание, ссоры между родителями, деспотизм одного из родителей, алкоголизм одного или обоих родителей, противопоставление детей в семье и т. д.);
б) психотравмирующая ситуация в школе (конфликтные отношения с педагогом или учащимися, несоответствие между требованиями к ученику и его возможностями). Патологические реакции проявляются в ситуациях, когда действия окружающих являются для ребенка фрустрирующими или воспринимаются таковыми) и прочих явлений недостаточности аффективно-волевой сферы.
Проведенная с помощью нейропсихологического анализа квалификация возникающих у маленьких левшей трудностей позволяет разработать адекватный подход к ним, способствовать их более мягкой адаптации к внешнему миру. При соответствующих формирующих занятиях, догнав сверстников, они очень скоро доказывают, что их специфические особенности не только «негатив».
Именно благодаря своему особому психологическому статусу они способны на решение таких проблем, которые правшам не всегда по плечу. Недаром среди левшей много талантливых математиков, творческих личностей, спортсменов; они гораздо лучше правшей справляются с ситуациями, в которых надо приложить максимум интуиции и изобретательности.
На примере подробного описания психологического статуса детей с наличием фактора левшества мы получили ясное, активное осознание необходимости специального подхода к данному контингенту детей со стороны педагогов и родителей.
Разработка, адаптация и применение системы методов психологического и дефектологического воздействия показали, что атипия психического развития может быть вполне благополучно скомпенсирована. Но это требует направленного обучения, так как при неграмотном внедрении такие методы могут не только не помочь, но принести ребенку вред. Вместе с тем даже из последующей информации каждый заинтересованный взрослый сможет извлечь практическую пользу для оказания поддержки и сопровождения ребенка - левши.
Левшество - удивительное и загадочное явление в истории человеческой природы, и относиться к нему надо адекватно пониманию этой реальности.
Предварительный просмотр:
Доклад
Проведение родительских собраний
в детском саду
с использованием интерактивных технологий
Выполнила:
Воспитатель:
Казакова Т.Н.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.
Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при котором семья является лишь объектом воздействия.
В результате обратная связь с семьёй не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей -установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
На сегодняшний день применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе - это одно из приоритетных направлений модернизации образования.
Эффективность использования компьютерных технологий:
• родители лучше воспринимают цель коррекционно-развивающего обучения за счет того, что использование компьютерных технологий несет в себе образный тип информации, понятный всем участникам образовательного процесса;
• у родителей повышается мотивация к работе с ребенком, в домашних условиях, за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
• полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
• реализация принципа обратной связи – важнейшее условие в построении взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;
• пропаганда педагогических знаний – обучение родителей –индивидуальная работа родителей с ребенком;
• неограниченный объем распространения информационного и учебного материала как в печатном виде, так и на информационных носителях (диск, флеш-карта) ;
• привлечение разных источников информационного и обучающего материала (в частности Интернет-ресурсов) ;
• эстетика в подаче материала.
Очень часто перед родителями встают трудные вопросы, которые разрешить в одиночку очень сложно, а с помощью современных сетевых сервисов они могут получить помощь от воспитателей, педагогов по интересующим вопросам.Так была создана страница для родителей в контакте. Группа была создана как фото и видеообменник между родителями. Но несет в себе и информационно-познавательную функцию. На странице группы выкладываются фото отчеты с мероприятий.
На данном сайте родители получают:
•полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников,
•получение информации группы,
•расписание занятий,
•о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях и многое другое полезное и интересное.
Таким образом, родитель может как можно больше узнать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.
Так же на странице размещается информация о наиболее значимых мероприятиях, которые прошли в группе.
Плюсы такого взаимодействия:
• Родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
• Экономия времени.
• Создание пространства для обмена информации и дискуссий.
• Высокая мотивация родителей.
• Наличие взаимопонимания между родителями и педагогами.
• Перспектива для обеспечения индивидуального подхода к воспитанникам.
• Размещение ссылок на Web-ресурсы.
• Тестирование.
Если родитель систематически будет читать информационные материалы, то узнает, какой материал осваивает его ребенок в текущем месяце; как объяснить ребенку пропущенный или не очень хорошо усвоенный материал, получить рекомендации, консультации от воспитателя, педагога.
Проведя сравнительный мониторинг уровня заинтересованности родителей, можно сделать вывод, что успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог- воспитатель использует в своей работе новые информационно - коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно - воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
Предварительный просмотр:
Конфликты дошкольников в группе детского сада, причина, способы и методы разрешения детских конфликтов.
«Помогая детям преодолевать трудности,
мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.
Это результат совместных усилий педагога
и детей, маленькое произведение искусства,
в создании, которого все принимают участие
подобно музыкантам одного оркестра».
К. Фопель
Конфликт (лат. conflictus - столкнувшийся) - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития.
Конфликт - это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Какие же причины возникновения конфликта? В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети - это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).
Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие -часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Главное - знание возрастных особенностей ребенка.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию. В дошкольном возрасте у ребенка активно формируется характер и ему необходима постоянная коррекция поведения со стороны взрослого. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).
Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.
Существует два способа разрешения конфликта:
1. Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».
2. Конструктивный - «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Способы разрешения кофликтов:
- Идти до конца
- Уклонение (стремление уйти от конфликта)
- Третейский суд (привлечение к разрешению конфликта третьей стороны)
- Сотрудничество
- Юмор (постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации)
- Уступить
- Угроза, насилие
- Грубость, унижение
- Уход от решения проблемы
- Разрыв отношений
- Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.
Правило 2. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.
Правило 3. Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».
Правило 4. Следите за тем, чтобы дети не переходили на личности.
Правило 5. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.
Приёмы разрешения конфликтной ситуации:
- В решении проблем учитывать нужды каждого;
- Использовать творческий подход к решению проблемы:
- Превратить конфликтную ситуацию в проблемную, саму проблему - в возможность открыть для себя и для других нечто новое
- Развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению
- Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка
- Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;
- Нейтрализовать борьбу за власть
- Учить детей управлять эмоциями
- Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта
- Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.
Рекомендации по преодолению конфликтов между детьми:
1. Обсудите конфликт с детьми, когда все участники конфликта успокоятся. Расскажите о произошедшем, как о каком-то конфликте, который произошел с другими детьми, и изложите в доступной форме свои мысли по поводу, того, стоит ли решать конфликты между братьями и сестрами с помощью силы и жестокости.
2. Установите четкие строгие правила, объясните их детям, чтобы каждый из них понял. Нечестно наказывать детей за нарушение правил, о которых они впервые слышат.
3. Сыграйте в ролевую игру, покажите детям на примере своего поведения, каких действий вы от них ожидаете в конфликтных ситуациях.
4. Поощряйте умение себя вести.
5. Учите детей идти на компромисс, причем делать это без вмешательства со стороны взрослого в качестве судьи.
Рекомендации воспитателю по разрешению конфликтных ситуаций между детьми:
• Прервать конфликт
• Избавиться от зрителей
• Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.
• Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.
• расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.
• оценить обстановку, выяснить что произошло
• разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, какие уроки извлек ребенок, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким либо нежелательным осложнениям.
Предварительный просмотр:
Консультация
Готов ли ваш ребёнок к школе
Выполнила:
Воспитатель
Казакова Т.Н.
«Быть готовым к школе уже сегодня -
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться».
(Л.А. Венгер, А.П. Венгер)
Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), требующий определённого уровня готовности к этому, качественно новому, этапу в жизни и, совершенно новому виду деятельности - учёбе.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что, само по себе, тоже важно. Но это понятие готовности к обучению значительно шире и многообразнее.
Самое главное при переходе на качественно новую ступень -психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего, сформированное желание учиться.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в приобретении определённого кругозора.
У ребёнка должна быть достаточно развита разговорная речь. Он должен ясно выражать свои мысли, уметь выделять в рассказе главное, пересказывать рассказ по определённому плану. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.
Очень важно концентрировать внимание на том, что ребёнок видит во время прогулок, экскурсий. Приучайте малыша рассказывать о своих впечатлениях. Такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развёрнутый рассказ. Чаще читайте ребёнку детские книги, водите в кино и театр, обсуждая с ребёнком прочитанное и увиденное. Расширяйте и уточняйте словарный запас малыша, разгадывая с ним кроссворды, ребусы, шарады.
Если ребёнок уже умеет читать сам, по слогам, можно организовать совместное чтение взрослого (ведущая роль) и ребёнка (помощник). Это необходимо для того, чтобы закреплялся имеющийся навык чтения, а также повышалась внимательность.
Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, а также выделять в них существенные особенности, рассуждать и делать выводы.
Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Стимулируйте у малыша во внеурочное время желание заниматься рисованием, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкторов. Обращайте его внимание на расположение предметов на листе, их размеры, пропорции, цветовую гамму.
В этом возрасте недостаточно развита мягкая мускулатура руки, поэтому обратите внимание на упражнение по штриховке (узоров и предметов), рисованию графических диктантов (по клеточкам), лепке из пластилина и сборке картинок из пазлов, а также игры с малым и большим мячом.
Эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает:
радостное ожидание начала обучения в школе;
достаточно развитые высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.)
Позитивное отношение к школе, обучению формируется задолго до того, как ребёнок переступит школьный порог. Чтобы обучение стало радостью, родители должны подготовить ребёнка к нелёгкому самостоятельному труду.
Прививайте ребёнку веру в свои силы, не допуская заниженной самооценки. Чаще хвалите его, и ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, чтобы улучшить результат.
Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба. Малыш должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Ставьте перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял, сделав своей. Тогда у малыша появится желание в её достижении.
Направляйте, помогайте ребёнку в достижении цели, учите его рассуждать. Приучайте малыша не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Воспитывайте стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
Задачи – шутки, головоломки помогут предостеречь ребёнка не делать поспешных, необоснованных выводов, а находить существенные признаки ответа.
У ребёнка должна быть сформирована организованность:
Умение подготовить рабочее место, своевременно начать работу.
Умение поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Внимательно, не отвлекаясь слушать (30 – 35 минут). Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Физическая готовность определяется медицинскими работниками дошкольного заведения, которое посещает ребёнок, а также детским врачом по месту жительства. Вам следует помнить, что при отклонениях в физическом развитии – не стоит возлагать больших надежд на успешную учёбу. Только при условии гармоничного развития малыш сможет перейти на новый этап наиболее подготовленным:
Посетите вашего врача, проконсультируйтесь по вопросу развития ребёнка и его готовности к школе.
Больше времени проводите на прогулках, играйте в подвижные игры.
Запишите ребёнка в спортивную секцию по рекомендации педиатра.
Но это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать». Без осознания этого «надо» ребёнок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать.
Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность.
Готовя ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
К 6 – 7 годам ребёнок должен знать:
Своё имя, отчество, фамилию.
Свой возраст (желательно дату рождения).
Свой домашний адрес.
Название города (населённого пункта), где он проживает, и его главные достопримечательности.
Имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают.
Хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках (загадки и стихи о временах года).
Месяцы и дни недели.
Домашних животных и их детёнышей.
Диких животных (наших лесов, жарких стран, севера), их повадки, детёнышей.
Зимующих и перелётных птиц.
Различать основные виды деревьев, цветов.
Овощи, фрукты, садовые и лесные ягоды.
Транспорт: наземный, воздушный, водный.
Различать одежду, обувь, головные уборы.
Ориентироваться во времени.
Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаге (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.).
Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
Ориентироваться в ближайшем социальном окружении.
Различать гласные и согласные звуки.
Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
Свободно считать от 1 до 10 и обратно, не путая последовательность чисел в натуральном ряду.
Выполнять действия на сложение и вычитание в пределах 10, решать простые арифметические задачи в этих пределах.
Сравнивать предметы и группы предметов по количеству.
Самостоятельно составлять задачи по картинкам или по житейским материалам.
Рассказывать русские народные сказки.
Знать великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ.
Составлять (придумывать) рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок, делая логичный переход от одного момента к другому.
Запоминать и называть 6 – 10 предметов, картинок, слов.
Ребёнок должен хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы).
Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические фигуры, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Делай вот так!
Так что же позитивного, полезного, доброго мы можем сказать первокласснику на пороге школьной жизни?
Во-первых, ещё раз показать свою любовь и безусловное приятие. Первоклассник должен быть уверен, что папа с мамой, бабушка с дедушкой, брат и сестра будут любить его вне зависимости от школьных успехов и неуспехов. Мы обнимем его перед школьным порогом, поцелуем, ещё раз скажем, как любим, как рады, что он уже вырос, что он – первоклассник!
А ещё - мы можем дать ему полезную схему, алгоритм поведения на уроке, который реально поможет в учёбе. Некие простые действия, но давайте проговорим их, - вдруг наш ребёнок о них просто не знает?
- Если чего-то не успел, позови учительницу, скажи.
- Если чего-то не понял, подними руку, спроси.
- Если хочешь в туалет, подними руку, спроси: «Можно выйти?»
Действия очевидные, но это очевидно только Вам. А дети очень часто не успевают, не понимают. Наши слова научат ребёнка, как действовать на первых порах в незнакомой обстановке, то есть обеспечат ему ощущение уверенности и безопасности. Не общие слова про хорошее поведение, про уважение и послушание нужно говорить нашим первоклассникам, а давать конкретные советы и рекомендации, нацеливать их на конкретные действия.
Когда папа был в первом классе…
Неужели мы сегодня не вспомним, не расскажем своему первокласснику, как много-много лет назад сами впервые отправились в школу? Конечно, вспомним. И конечно, расскажем. Ребёнку необходимо знать о детстве родителей, о том, какими они были маленькими, растерянными, неумехами, неряхами. Наши воспоминания о детстве ни коем образом не подрывают родительский авторитет. Они делают родителей ближе, понятнее, раскрывают с неожиданной стороны. Образуют единое поле понимания и любви.
Наши обычные контакты с детьми устрашающе однобоки и однообразны. Они похожи на магнитофонную ленту, раз навсегда наговорённую и склеенную. «Доброе утро - садись завтракать - что значит «не хочу» - что было в школе? - делай быстро - ужинать и спать!». Маловато для душевного контакта, Вы не находите?
И вдруг - открытие! Родители - тоже люди, вот это да! Оказывается, папа 1 сентября потерялся в школьном коридоре, испугался и горько-горько плакал. А мама весь первый класс забывала, в какую сторону писать хвостик у буквы «б». Вы вспоминаете, Вы снова становитесь тем, семилетним, Вы сейчас одного возраста с Вашим ребёнком. Не ментор, не наставник, не истина в последней инстанции – а на это недолгое время такой же мальчик, такая же девочка, как ваш первоклассник. С Вами сейчас можно дружить, понимать Вас, сочувствовать. Так создаются и упрочиваются узы.
Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПЕЛИВЫ и УВЕРЕНЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...
КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.
4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности
Активное участие в работе методического объединения,участие в проведении мероприятий методической направленности...
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности
Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...