Ребёнку ничего не интересно
консультация

Анастасия Александровна Алёхина

О наиболее частых «не интересно» со стороны ребенка и как его заинтересовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyonok_nichego_ne_hochet_delat.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБЁНОК НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ

По мнению многих мам, дошкольный возраст – самое чудесное время. Уже не надо сажать его на горшок или кормить с ложки, и при этом нет еще школьных сложностей, когда надо заставлять делать уроки и читать книжки, переживаний по поводу успеваемости и его способностей. Но именно в этом возрасте от ребенка уже ждут каких-то успехов и проявлений его интересов. Очень часто жалобы родителей звучат так: «Моему ребёнку ничего не интересно». После некоторых расспросов обычно выясняется, что не интересно ребенку не вообще все, а что-то конкретное из того, что предлагают ему родители.

Мы расскажем о наиболее частых «не интересно» со стороны ребенка и предложим несколько способов его заинтересовать.

1. Ребенок не умеет играть один.

Чем старше ребенок, тем больше времени он способен играть один. Если от трехлетнего ребенка можно ожидать, что он целый час проиграет один, то шестилетний – столько, сколько вы его попросите. Но способен – не значит, что он действительно получает от этого удовольствие. После трех лет в развитии ребенка все большую роль начинает играть «ролевая игра», которая позволяет ребенку проигрывать роли и пробовать решать задачи, с которыми он сталкивается в окружающем его мире.  Эта игра обычно требует партнеров – других детей или взрослых. Так дети достигают сразу двух целей: учатся общаться со сверстниками и пробуют себя в разных социальных ролях. Если Вам нужно чем-то занять ребенка – можно организовать ему друзей, или попробовать научить его играть за разные роли по очереди, однако надо помнить, что мы – социальные существа, нам нужно уметь общаться и получать от этого удовольствие.

2. Ребенку неинтересно играть с другими детьми.

Считается, что дети до трех лет играют рядом друг с другом и только после трех переходят к совместной игре. Если ребенок играет с детьми мало или не играет совсем - скорее всего, он хочет наладить контакт со сверстниками, но не знает как, или боится быть отвергнутым и делает вид, что не хочет. Существуют так же некоторые заболевания, при которых ребенку трудно начать общаться с другими. Если это беспокоит вас, обязательно обратитесь за помощью к психологам. 

3. Ребенок не проявляет интереса к книжкам и тем развивающим играм, в которые вы пытаетесь с ним играть.

Далеко не каждый ребенок может воспринимать маму или папу как педагога. И не каждый родитель может быть педагогом своему ребенку. Для того, чтобы занятия с ребенком прошли успешнее, убедитесь, что задания соответствуют возрасту ребенка и его способностям. Занимаясь с ребенком, используйте «Правила конструктивного общения с ребенком» (см. ниже). Чаще хвалите ребенка на занятиях, ведь то, в чем мы успешны, нравиться нам намного больше, чем то, что у нас не получается. Понять, как правильно хвалить ребенка вам поможет статья «Как и за что хвалить ребенка» (см. ниже).

4. Ребенку не нравятся дополнительные занятия, на которые вы пытались его водить.

Каждый ребенок уникален и у каждого – свои интересы. И они могут совершенно не пересекаться с вашими. То есть, если вы сводили ребенка на танцы, рисование и актерское мастерство, и ему везде не понравилось – это совсем не значит, что ему ничего не интересно. Возможно, вы просто не угадали с его интересами. Сейчас в центрах развития детей огромное количество кружков и секций. Расскажите ему обо всех и предложите самому выбрать, куда бы он хотел сходить. Если после первого занятия ему не понравилось – не настаивайте, попробуйте что-нибудь еще. Если не понравилось ничего, подождите полгода и предложите ему снова. При этом постарайтесь, чтобы дома у него была возможность попробовать делать разные вещи – рисовать, лепить, делать аппликации, собирать модели, конструировать что-то, заниматься спортом.

Если он даже не хочет пробовать куда-то ходить, возможно, проблема в том, что он боится нового коллектива, тяжело вступает в контакт с другими детьми и взрослыми. Тогда это психологическая проблема, с которой лучше всего обратиться к специалисту.

5. Ребенку не интересно ничего, кроме компьютера и телевизора.

Если ребенок проводит за компьютером слишком много времени, его трудно переключить на что-нибудь другое. Это сложная проблема, потому что, играя в компьютер, он не играет в ролевые игры, не общается с другими детьми и взрослыми, не гуляет на улице. По сути, это может быть началом компьютерной зависимости. Обязательно обратитесь за помощью к психологу, если понимаете, что не можете справиться с этой проблемой.

В любом случае ребенок растет, и сфера его интересов постоянно меняется. Не бойтесь предлагать ему снова то, отчего он уже отказался год назад. Возможно, теперь он посмотрит на это по-другому. Пробуйте, заражайте его личным интересом, и ваш ребенок обязательно найдет для себя то, что ему будет интересно.

8 правил, облегчающих занятия с детьми от года до 6 лет

Первое правило. Инструкции и просьбы, с которыми Вы обращаетесь к ребенку, должны быть прямыми, а не косвенными. Например: «возьми мячик» — прямое указание, которое воспримется ребенком лучше, чем «мне бы хотелось, чтобы ты взял мячик».

Второе правило. Инструкции не должны приводить ребенка в замешательство. Например: используйте «положи мячик на стол», вместо «давай положим мячик на стол».

Третье правило. Инструкции должны быть в утвердительной форме, избегайте отрицательных формулировок. Скажите: «сядь на стул» расшалившемуся ребенку, вместо: «перестань шалить». Это поможет ребенку быстрее сориентироваться в ситуации.

Четвертое правило. Инструкции даются по одной, тогда ребенок легче сможет их понять и запомнить. При этом вам будет проще сориентироваться – что именно вызывает у ребенка трудности.

Пятое правило. Используйте конкретные и точные утверждения. Например, используйте: «веди себя прилично» вместо: «успокойся».

Шестое правило.  Инструкции должны быть даны вежливо и уважительно, это поможет ребенку подготовиться к детскому саду или школе.

Седьмое правило.  Избегайте сложных формулировок, которые могут быть не поняты ребенком. Если вы случайно дали такую команду – расшифруйте ее.

Восьмое правило. Инструкции должны быть использованы только в случае необходимости (своевременно).

Как и за что хвалить ребенка

Похвала — очень важная часть воспитания. Из того, за что нас хвалят и ругают — мы делаем выводы о том, что хорошо, а что плохо. Получаем какое-то представление о себе самом и о мире, в котором мы живем.

Похвала — положительная оценка того, что мы делаем – так же может быть положительной оценкой нас самих. Если нас хвалят, мы думаем, что мы хорошие, к нам хорошо относятся, нас любят. Для ребенка очень важно знать, за что его будут оценивать хорошо, какие поступки и действия помогут другим людям относиться к нему хорошо.

Хвалите ребенка не за отличный результат, а за приложенные усилия!

Хвалить ребенка нужно только за его реальные достижения, за то, к чему он приложил силы. Таким образом, вы покажете ребенку, что вы заметили, что он старался, даже если результат оказался ниже ваших ожиданий. Когда вы замечаете, старается ребенок или нет, он будет понимать, что стараться — хорошо, за это его будут хвалить, он будет думать, где бы еще постараться, чему бы еще научиться. Если хвалить ребенка за хороший результат, достигнутый без особых усилий — ребенок поймет, что можно не стараться и все равно получить хорошую оценку в чем-то. Он будет искать — где проще получить одобрение, ничего не делая. Если слишком часто хвалить ребенка за легкий результат, его самооценка будет выше его реальных способностей, ему будет трудно воспринимать критику в свой адрес. Очень трудно для него будет понять, что он чего-то не умеет и надо приложить усилия, чтобы научиться чему-либо.

Когда вы хвалите ребенка, используйте одновременно соответствующие слова, интонацию и жесты

Например, говорите ему: «Молодец» мягким, одобрительным тоном, улыбаясь и гладя его по голове.

Тогда ему будет однозначно понятно, хорошо он поступил или плохо; точно понятно ваше отношение к нему и к его поступку. Если говорить приятные слова язвительным, или оскорбительным тоном, ребенку трудно будет сориентироваться — нравиться ли вам его поступок, хорошо ли он сделал?

Старайтесь всегда замечать, когда Ваш ребенок старается

Чем чаще ваш ребенок получает похвалу, тем больше он получает положительного внимания. Чем больше положительного внимания он получит, тем меньше он захочет получать отрицательного, то есть тем меньше он захочет, чтобы его ругали, и будет стараться не совершать поступки, за которые его могу поругать. 

Авторы: Блохнина Елена, психолог; Степанова Наталья, психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Он такой ленивый: ничего не хочет, ничего не делает"

Он такой ленивый: ничего не хочет, ничего не делает «Безделье и праздность не только рождают неве­жество, они, в то же время, являются причиной болезни»Авиценна«Лень ...

Он такой ленивый: ничего не хочет, ничего не делает.

laquo;Безделье и праздность не только рождают неве­жество, они, в то же время, являются причиной болезни»Авиценна«Лень – защитная функция мозга, иногда применяемая вовремя...

Слова песни "Интересней человека ничего на свете нет"

Слова песни "Интересней человека ничего на свете нет"...

Консультация для родителей «Как избежать эмоциональной перегрузки ребёнка? Как сделать день ребёнка интересным?»

Даже для самого общительного ребенка детский сад — это стресс. Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства – одного для ...

Если у ребенка ничего не получается. Как помочь ребёнку.

Советы для родителей "Как быть в ситуации, когда дочь или сын делают что-то сами, но у них не получилось?"...

Если у ребенка ничего не получается. Как помочь ребёнку

Если у ребенка ничего не получается. Как помочь ребёнкуСоветы для родителей "Как быть в ситуации, когда дочь или сын делают что-то сами, но у них не получилось?"«Я не могу»&ndash...