Консультация для воспитателей по организации РППС в детском саду
консультация
В документе представлена консультация для воспитателей по организации РППС в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_organizatsii_rpps_v_detskom_sadu_shvydkaya.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Швыдкая Ульяна, ДО 12 СС/17
Консультация для воспитателей по организации РППС в детском саду
Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. Среда, в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. «Это - человеческое творчество, это культура». Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразных способов ее создания. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. В центре предметно пространственной развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение(педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности. Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении—обеспечение доступа к общечеловеческим ценностям социальным, духовным, нравственным. Педагогами должны использоваться следующие дидактические принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:
- принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета, игрового материала, места и времени деятельности;
принцип универсальности позволяет детям и воспитателям строить и, менять развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видами
детской деятельности, ее содержанием и перспективами развития;
принцип системности представлен взаимообратной связью отдельных
элементов среды между собой, составляющими целостное развивающее поле;
- принцип гуманности, который позволяет выстраивать отношения в
системе «воспитатель - воспитанник» на взаимоуважении, бережном
отношении к личности;
- культурологический принцип, позволяющий каждому ребенку освоить
∙основы культуры: культуры поведения, общения, мышления, деятельности и др.
При организации эстетической развивающей среды, должны учитываться четыре аспекта, составляющих окружающую среду: предметный, природный мир, архитектурно-пространственная среда, социальный аспект.
Интерьер помещений должен нести определенную информацию, способствовать развитию детей и обеспечивать им необходимый психологический комфорт. В оформлении можно использовать потолочную плитку, самоклеющуюся пленку, поролон. Интерьер группы должен радовать, восхищать и удивлять.
Большое внимание созданию среды, способствующей культурному развитию ребенка и активизирующей его творческую деятельность, уделял в своей педагогической теории и практике Л.Н. Толстой. В освоении ребенком среды значительную роль он отводил взрослому и как носителю культуры, и как побудителю детского творчества. Предметно-развивающая среда имеет большое воспитательное значение, поэтому необходимо принимать практические меры по ее улучшению. В этой работе необходимы совместные усилия семьи и детского сада.
Предметно - развивающая среда должна учитывать интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, не содержать пестроты, перегрузки предметами и иллюстративным материалом и организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.
Так же важно приучать детей все материалы убирать на место т.к. порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, материалы могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку.
РПП среда в младшем дошкольном возрасте
- Для детей этого возраста – необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания
РПП среда в среднем дошкольном возрасте
- Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
- Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
- В материальном окружении дошкольника должны присутствовать игрушки, обеспечивающие для данного возраста развивающий эффект, разнообразные предметы-заместители: природный материал, дощечки, веревки, поролон, картон, бумага и прочие. Именно предметы – заместители и модули обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно манипулировать ими, менять сюжет без особых материальных затрат.
РПП среда в старшем дошкольном возрасте
Деятель культуры Е.А.Флерина предлагала активно включать старших дошкольников в создание эстетической среды. Она подчеркивала, что включение ребенка в преобразование окружающей обстановки является фактором формирования творческой активности ребенка, способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде. Предметно-пространственная среда имеет огромное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. На ребенка оказывает влияние любая среда, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе
- ПРОСТРАНСТВО;
- ВРЕМЯ;
- ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:
- рабочая;
- активная;
- спокойная
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной
Насыщенность среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
должно соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
- Полифункциональной
Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.)
Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т.ч. природные материалы, предметы-заместители)
- Трансформируемой
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
От образовательной ситуации
От меняющихся интересов детей
От возможностей детей
- Вариативной
Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств
Периодическую сменяемость игрового материала
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
Появление новых предметов
- Доступной
Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
Исправность и сохранность материалов и оборудования
- Безопасной
Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС
- Центр ППД
- Центр пожарной безопасности
- Центр труда, уголок дежурств
- Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)
Познавательное развитие:
Формируя и развивая среду образовательной области познавательного развития, следует обратить внимание на организацию познавательной деятельности ребенка, в результате которой формируются такие качества, как: любознательность, пытливость, самостоятельность, инициативность. В этом помогут:
- Центр «Мы познаём мир», «Любознайка», в котором могут быть сконцентрированы энциклопедии, детские познавательные журналы, детские ребусы и кроссворды.
- Уголок краеведения
- Центр сенсорного развития
- Центр конструктивной деятельности
- Центр математического развития
- Центр экспериментирования
- Центр «грамотности»
- Макеты, мини – музеи
- Уголок «Космических находок», где знакомятся с планетами, получают знания о современных космических достижениях. Совместно со взрослыми готовят материалы к презентациям и проектам.
- Уголок безопасности, в котором подобран
демонстрационный материал по пожарной безопасности, по безопасности в быту, в природе, по правилам дорожного движения. Данная развивающая предметно-пространственная среда позволяет конструировать сюжетные ситуации по профилактике поведения ребенка в жизни, способствует
проведению тренингов, занятий по решению практических проблем.
Речевое развитие:
- Центр речевого развития или уголок речи грамотности
- Центр «Будем говорить правильно» В групповой комнате подобрана игротека с набором словесно-дидактических игр, по развитию звуковой культуры речи, серия картин по обучению связной речи.
- Центр «Здравствуй, книжка!»
- Логопедический уголок
Художественно-эстетическое развитие включает:
- Центр творчества «Умелые ручки», или «Стена творчества», это среда, оформленная детскими произведениями, где дети видят каждый свое произведение среди других, могут сравнить, понять их достоинства. Это пробуждает их творческую активность.
- Центр музыкально-театрализованной деятельности, где размещено оборудование для детских театрализованных игр,
- Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, мастерские по работе с тканью, деревом, бумагой и др. материалом, викторин
Физическое развитие:
- Центр физического развития (спортивный инвентарь)
- Центр сохранения здоровья (книги, буклеты по сохранению жизни и здоровья…)
- Спортивный уголок «Будь здоров!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".
Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности....
Консультация для воспитателей "Методика организации прогулки в детском саду"
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского органи...
Консультация для воспитателей по организации РППС для детей с ОВЗ в детском саду.
Консультация для воспитателей по организации РППС для детей с ОВЗ в детском саду....
Консультация для воспитателей по организации РППС для детей в детском саду
Консультация для воспитателей по организации РППС в детском саду...
Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Организация прогулок в детском саду!»
Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ...
Роль воспитателя в организации питания в детском саду
Всем известно, что правильное, здоровое, рациональное питание для ребёнка является гарантией нормального течения роста, физического и нервно-психологического развития. Поэтому сегодня мы поговори...
Роль воспитателя в организации питания в детском саду
Детское питание является одним из основополагающих факторов, влияющих на состояние здоровья и гармоничное развитие ребёнка. Дошкольник большую часть дня проводит в детском учреждении, поэтому нем...