Кружок "Самоделкин"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«Самоделкин»
Обучению детей элементарным приемам техники, лепке из соленого теста, оригами, вырезание, аппликации, акварель.
(скручивание из бумажных лент)
Воспитатель
Ананина Мария Валерьевна
2019 г
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).
Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Цель программы кружка «Самоделкин»-– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техник, как художественного способа конструирования из бумаги. Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы кружка:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
· Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к творчеству, оригами, лепке, бумагокручение, акварель.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа кружка «Самоделкин» рассчитана на 2 года (с детьми старшей группы и подготовительной группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Продолжительность занятия составляет 25-30 мин. Занятия проводятся в трех подгруппах, 7-9 раза в месяц с сентября по май.
Количество занятий | Количество детей в подгруппе | |
В месяц | В год | |
9 | 72 | 10 |
Условия реализации программы:
· Наличие материально-технического обеспечения;
· Систематичность посещения кружка «Самоделкин»;
· Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
· Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества муниципального и краевого значения;
Содержательная часть
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
• наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
· активизация и индивидуализация обучения;
· игры и игровые ситуации;
· творческие работы и т.д.
Направления работы:
· Изготовление цветов в различных техниках.
· Изготовление сувениров и открыток к празднику.
· Конструирование.
Формы работы:
· индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
· групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
· коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Ожидаемые результаты .
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать различные изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
- цветная бумага,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- зубочистка
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
Оборудование:
- столы
-стулья
-доска
- плакаты
-образцы объектов труда
-инструкционные карты
Методическое обеспечение программы кружка «Бумагокручение»
I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
6. 1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
7. 2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
8. 3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
9. 4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
10. http:/stranamasterov.ru
II. Материалы из опыта работы педагога
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок
2. Инструкционные карты сборки изделий
3. Образцы изделий
4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний
5. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы кружка «Самоделкин».
Содержание программы.
Учебно-тематический план занятий. (1-й год обучения)
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
Сентябрь | Материал-каштаны, ватные палочки, семена растений, «Винни-Пух и его друзья» | Познакомить детей с различными видами природного материала.. | Учить детей делать забавные поделки из конского каштана, развивать согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, точность в выполнении действий, вызвать искреннюю радость, восторг от полученного результата. |
Сентябрь |
«Стрекоза», Семена ясеня, клена, сухая веточка любого дерева, пластилин. | Учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей игрушки – пластилин; формировать интерес к данному виду труда . | |
Сентябрь | «Черепашка» игрушка-забава, Грецкий орех, каштан, семена ясеня, пластилин | совершенствовать навыки и умение в работе с природным материалом. Получать радость от результатов своего труда | Создавать образ черепашки с помощью каштана и грецкого ореха,. |
Сентябрь | «Старик-лесовик» , Еловые и сосновые шишки, веточки и листья растений, желуди | Расширять представления детей о разнообразии природного материала. | Учить изготавливать лесовичка из еловых шишек, дополняя растительными элементами, веточками, листьями. |
Сентябрь | «Веселые ежики» игрушки, Сосновые шишки, пластилин, семена растений | Воспитывать у детей желание заниматься интересной работой с природным материалом. | Изготавливать ежика из сосновых шишек, украшая дополнительными элементами для выразительности образа. |
Сентябрь | «Птичка» игрушка, Каштаны, веточки деревьев, перья, спички, пластилин, краски | Учить работать детей со спичками, воспитывать настойчивость в достижении цели | Закрепить навык работы с плодом каштана; способствовать дальнейшему формированию навыков соединения деталей;. |
Сентябрь | «Котенок», Плоды шиповника, спички или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки. | Формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом. | Учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок ; учить анализировать образец поделки и процесс ее выполнения ; |
Сентябрь | «Лошадка», Початки кукурузы, веточка дерева, желудь , семена огурца или арбуза. | Закрепить навыки соединять детали поделки при помощи заостренных веточек ; воспитывать настойчивость в достижении цели. | Учить детей делать игрушку лошадку из разного природного материала ; продолжать формировать умения планировать последовательность действий ; |
Октябрь | «Олень и оленята», сюжетная композиция, Желуди, еловые шишки, спички, веточки, сосновая хвоя, мох, клей. | Воспитывать внимательность и старание в работе, умение создавать коллективную работу, объединенную одной темой | Учить детей использовать различный природный материал для изготовления игрушки оленя; развивать у детей умение соединять части игрушек;. |
Октябрь | «Вертолет». Еловая шишка, грецкий орех, крылатки ясеня, веточки. | Формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом. | Учить детей делать игрушку из разных природных материалов, закреплять ранее приобретенные навыки работы с природным материалом, развивать умение, планировать предстоящую работу. |
Октябрь | «Котенок и щенок», Плоды шиповника, веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, желуди, орехи. | Учить детей самостоятельно подбирать материал для работы. Закреплять умение использовать разнообразный материал для осуществления знакомой темы. | Продолжать учить детей использовать природный материал для изготовления разнообразных поделок, формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом. |
Октябрь | «Павлин», Шишки еловая или сосновая, желудь, веточки дерева . | Формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом. | Закреплять навыки работы с разным природным материалом; продолжать учить детей быть аккуратными, развивать глазомер, эстетический вкус , чувство цвета . |
Октябрь | «Колодец», Деревянные прищепки, бруски, клей, нитки | Развивать дизайнерское мышление, фантазию, эстетический вкус. | Учить детей преобразовывать готовые формы в образ весенней вазы, украшать изделия орнаментом из пшена, цветов и листьев, дополнять образ распускающимися веточками деревьев. |
Октябрь | «Зоосад», Веточки осенних деревьев, листья, ягоды рябины, шишки, игрушки из природного материала | формировать умение, планировать свою деятельность с учетом общей цели. Воспитывать дружеские взаимоотношения | Учить детей создавать коллективную работу из природного материала и ранее сделанных игрушек,. |
Октябрь | "Цветочные горшки", Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей. | Формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом. | Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов. |
Октябрь | "Жар-птица", Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей. | Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. |
Ноябрь | «Флаг России», картон, клей ПВА, кисти. Салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка. | Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. |
Ноябрь | «Овечка». | Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. |
Ноябрь | Рисование по - сырому. Пейзаж. | Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. | Уметь выполнять пейзаж по влажному листу альбома. |
Ноябрь | Рисование пальчиками (творческая работа). | Развивать дизайнерское мышление, фантазию, эстетический вкус | Уметь разрабатывать идеи творческой работы средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией. |
Ноябрь | «Пушистые цыплята». | Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук | Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Тампонирование».Учить с помощью кусочка поролона ставить отпечаток на листе бумаги, создавать образ пушистых цыплят. |
Ноябрь | «Весёлые зайчата». | Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Тампонирование». Учить с помощью кусочка поролона ставить отпечаток на листе бумаги, создавать образ весёлых зайчат. |
Ноябрь | «Яркие светлячки». | Развивать творческие способности, мелкую моторику рук | Закреплять с детьми нетрадиционные техники «Тампонирование», «Рисование пальцем», «Рисование палочкой».. |
Ноябрь | «Море». | Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование по сырому листу». Закреплять умение пользоваться поролоновой губкой, создавать образ волны. |
Декабрь | «Тихо падает снежок». (отпечаток скомканной бумагой) | Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Печать от руки». | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить пользоваться скомканной бумагой, ставить отпечаток. |
Декабрь | «Снеговики». (отпечатки дном банок разного диаметра). | Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук | Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить пользоваться банками, ставить отпечаток дном банки. |
Декабрь | «Ёлочка». (отпечаток из листьев) | Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить детей ставить отпечаток из листьев. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». |
Декабрь | «Снежинки». (набрызг снежинок через трафарет) | Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. | Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Учить детей пользоваться трафаретом. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». |
Декабрь | «Закружила зимушка - зима». | Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Рисование ладошкой». |
Декабрь | «Салфетка для мишутки». | Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». |
Декабрь | «Рисование по замыслу». (детям предоставляются пуговицы, скомканная бумага, восковые мелки…) | Закреплять у детей потребность в эстетической деятельности, умение работать в коллективе. | Закрепить с детьми все пройденные нетрадиционные техники рисования. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. |
Декабрь | «Ожившая сказка». | Продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки. Развивать творческую фантазию, добиваться выразительности рисунка с помощью цвета. | Учить детей выражать своё отношение к рисуемому объекту различными нетрад. техниками рисования, выразительными средствами через цвет, линии. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка |
Январь | Материал – бумага. Снежинка. | Познакомить детей с видом бумаги. Ознакомление детей с инструментом и методами их использования в работе. |
Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость). Скручивание заготовок для изготовления снежинки.Учатся склеивать отдельные мелкие детали вместе (в снежинку). |
Январь | Материал – бумага. Цветочек. | Ознакомление детей с геометрическими формами и их применение на практике и в работе. |
Скручивание бумаги в двух различных геометрических формах и размерах. Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы. |
Январь. | Материал – бумага. Гусеница. | Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки». Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.
|
Дети самостоятельно выполняют формы «круг». Конструируют из этих форм.
|
Январь. |
Коллективная работа «Шары».
| Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. |
Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
|
Февраль. |
Знакомство с искусством оригами.
|
Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется) Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.
|
Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
|
Февраль. | «Лисичка-сестричка» | Способы и правила сминания бумаги. | Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей» Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать мордочку: глаза, нос. |
Февраль. |
«Домики для лисы и зайца»
|
Учить детей правильно выполнять формы. Учить определять точку пересечения линий
|
Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания: складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру. Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.
|
Февраль. | «Поздравительная открытка к 23 февраля» | Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. | Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. |
Февраль. | «Кораблики в море» (коллективная композиция) | Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. | Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик. Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне. |
Февраль. | «Снегирь» | Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря. | Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. |
Февраль. |
Композиция «Морское дно»
| Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки». |
Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих занятиях.. |
Март. |
« Фруктовый сад»
|
Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, обмакивая в клей , приклеивать их к картону.
|
½ белого картона с изображением дерева, цветная бумага (зеленый, коричневый цвет), бумажные салфетки красного цвета, клей кисть, салфетки.
|
Март. | «Цветы в подарок маме» | Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. | ½ тонированного альбомного листа с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая и красная цветная бумага, клей, кисти, салфетки. |
Март. |
«Смотрит солнышко в окно»
|
Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.
|
Альбомный лист с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, клей, салфетки.
|
Март. | «Неваляшка, пирамидка» | Упражнять в умении детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Закрепить знания основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | ½ альбомного листа, цветная бумага (красная, желтая, синяя, зеленая), клей, кисти, салфетка. Игрушки неваляшка, пирамидка. |
Март. |
«Божьи коровки»
| Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым. |
½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки. |
Март. | «Одуванчики в траве» (коллективная работа) | Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать заготовку частично, чтобы она получилась обьемной (листики). Развивать умение работать аккуратно. Вос-ть желание работать сообща. | ½ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисти, салфетки. |
Март. | «Ветка рябины» | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику. | ½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки. |
Март. | «Петушок – золотой гребешок» | Упражнять в комковании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток. Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).
| ½ тонированного альбомного листа с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, бумажные салфетки, клей . |
Апрель. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятии. Лепка «Мудрый совенок». | Правила работы с папье-маше, из каких ингредиентов состоит. Учить детей лепить птиц от овала, делить тесто на равные части, сплющивать для получения крыльев, использовать инструмент. | Дети самостоятельно лепят из массы папье-маше фигуры. Выполняют необходимые заготовки. |
Апрель. | «Фрукты». | Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. | Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). |
Апрель. | «Бусы и браслеты в подарок мамочке». (первое занятие) | Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления подарков. Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Предвидеть результат и достигать его. Учить детей работать при помощи шаблона, дополнять изделие различными элементами (бисер). Развивать мелкую моторику и воображение. | Дети разрабатывают дизайн украшения, скатывание бусин разных форм. |
Апрель. | «Бусы и браслеты в подарок мамочке». (первое занятие) | Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления подарков. Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Предвидеть результат и достигать его. Учить детей работать при помощи шаблона, дополнять изделие различными элементами (бисер). Развивать мелкую моторику и воображение. | Дети самостоятельно раскрашивают готовые бусины и нанизывают на нитку. |
Апрель. | Аквариум. | Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. | Дети разрабатывают дизайн аквариума, лепка разнообразных заготовок в виде рыб. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). |
Апрель. | Аквариум. Роспись готовых изделий. | Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. | Дети самостоятельно раскрашивают готовые заготовки. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). |
Апрель. | Лепка и роспись пасхальных яиц. (Первое занятие) | Воспитывать интерес к народной культуре. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими подручными материалами. | Самостоятельное выполнение необходимых заготовок. |
Апрель. | Лепка и роспись пасхальных яиц. (Второе занятие) | Воспитывать интерес к народной культуре. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими подручными материалами. | Оформляют заготовки, роспись и украшение.. Работа выполняется индивидуально. |
Май. | «Божья коровка» | Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы | Бумага, ореховая скорлупа, краски, кисти, палочки шенил. |
Май. | «Яблочки» Из пластиковых бутылок. | Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления подарков. Умение работать с материалом из пластика (пластиковые бутылки), знакомство с переработкой вторсырья. | Ножницы, пластиковые бутылки, клей, проволока, цветная бумага. |
Май. | «Клубника из киндер-сюрпризов) | Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления подарков. Окрашивание пластиковых заготовок, развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать. | Краски, кисти, проволока, окрашенные заготовки. |
Май. | «Сакура» из салфеток | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | ½ цветного картона, белого цвета бумажные салфетки, коричневая цв.бумага, клей, салфетки. |
Май. | «Объемные цветы» из салфеток. | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | ½ цветного картона, разного цвета бумажные салфетки, коричневая цв.бумага, клей, салфетки. |
Май. | «Мухомор» из тубы и салфеток | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | ½ цветного картона, разного цвета бумажные салфетки, коричневая цв.бумага, клей, салфетки. |
Май. | «Пчелка» из пластиковой бутылки. | Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления подарков. Окрашивание пластиковых заготовок, развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать. | Ножницы, пластиковые бутылки, клей, проволока, цветная бумага. |
Список литературы.
Список литературы рекомендуемой и используемой для детей:
1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
1.Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
3. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.
4.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995
5. С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
6. С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.