Обобщенный опыт по теме "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"
материал
Обобщенный опыт по теме "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщенный опыт по теме:
«Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»
Воспитатель МБДОУ Д/с комбинированного вида № 43 «Колобок» Ю.В. Данько
Содержание.
1 .Значение игры в процессе экологического воспитания дошкольников. 3
2.Особенности игры в экологическом воспитании
дошкольников 7
3.Описание игровых обучающих ситуаций разного
типа, использованных в представленном опыте 11
4.Актуальность педагогического опыта 12
Литература 14
Приложение
3
1 .Значение игры в процессе экологического воспитания дошкольников.
В настоящее время в дошкольном образовании особое внимание уделяется игре в развитии и воспитании ребенка. Мне кажется , что это правильно, ведь игра это не только удовольствие и радость для ребенка. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение детей, то есть те качества, которые необходимы в дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобрести новые знания, умения, навыки, подчас не догадываясь об этом.
В последние десятилетия на игровую деятельность дошкольников обращено пристальное внимание ведущих педагогов и психологов: Д.В. Эльконина, В.Н. Аванесовой, С.Н. Николаевой и др. Исследования многих педагогов, например Д.В. Эльконина ,А.В. Запорожцева показывает на целесообразность использования игры в обучены. Д.В.Эльконин сумел установить, что игровая деятельность ребенка, многие аспекты которой еще не использованы в педагогическом процессе, влияет на его психическое развитие, в частности на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие.
Исследования таких ведущих психологов как С.Н.Николаева, указывают на проблему использования детской игры в педагогическом процессе ознакомления дошкольников с природой . И действительно, работая воспитателем сама столкнулась с этой проблемой. Ознакомление детей с природой часто происходит прямого обучающего воздействия взрослого. Наблюдение природы, беседы по картинкам, просмотр диафильмов, чтение художественной литературы природведческого характера осуществляется без игры. Отсутствие игры вовремя обучения делают занятие «сухим», неэмоциональным. И наоборот, игры используемые в обучающей деятельности, делают занятия более яркими, эмоционально насыщенными, дети быстрее и лучше усваивают полученные знания. К тому же, в настоящее время многие из пособий демонстрируют лишь некоторые аспекты воспитательно-образовательной работы с детьми по природе, осуществляемых с помощью дидактических игр(например тренируют умение детей определять расстояния, находить сходства и различия признаков грыпп животных и растений и др.)
Хотя с помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи(формируются навыки умственной деятельности, умение использовать приобретенные знания в новой ситуации), но любое произвольное изменение соотношений структурных элементов игры(например смещение акцента с игровых задач на учебные, несоблюдение правил, ограничение игровых действий и др.) разрушается ее содержание, превращает в систему упражнений.
4
Надо отметить, что наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью показывают на то, что сведения о природе почти не включаются в нее, отсутствуют сюжеты природоведческого характера, дети не берут на себя роли людей, регулирующих взаимоотношения человека с природой, игрушки-животные используются как антропомофизированные персонажи в играх на бытовые и общественные темы.
Вот почему так остро в настоящее время ставится проблема совмещения дидактической игры с сюжетно-ролевой игрой. Идея совмещения дидактической и сюжетно-ролевой игры в процессе обучения представлена в исследованиях А.А. Смоленцевой, В.А. Дрязгуновой. Но в результате проведения подобных игр было установлено, что обучающая цель преобладает над игровой, а это не позволяет строить в полную силу собственную игру, развернуть сюжет, ролевое поведение детей.
Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат усвоения знаний. На это указывал А.В. Запорожец, подчеркивая: эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и на его умственную активность, на его творческие способности. Эту мысль подтверждает и Л.А Абрамян: посредством игры легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства.
Исходя из этих высказываний, можно предположить, что игра, вызывая эмоциональную реакцию, сформирует у детей положительное отношение к растительному и животному миру. А также облегчит возможность усвоения необходимых знаний.
С.А. Рубинштейн говорил, что игра это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей действительности. Значимость тех или иных ее сторон ребенок переживает в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к собственному внутреннему содержанию. В игре он совершает действия, цели которых значимы для него по собственному внутреннему содержанию. Корень игровой деятельности - обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания об окружающей действительности и овладевают образцами построения любого вида игры(обыгрывание, построение сюжета, реализация ролевых действий).
Доказательство тому - исследования Р.Н. Жуковской. Она. увидела прямую связь между знанием и игрой и сделала вывод: для становления самостоятельной сюжетно-ролевой игры необходимо проводить в качестве обучающего этапа специальные игры-занятия. Об этом свидетельствуют и исследования других ученых - А.Н. Фроловой, Н.Я. Михайленко, Е.В. Зварыгиной, С.А. Новоселовой.
5
В зависимости от учебной задачи занятия, его конкретного программного содержания в равной степени могут быть задействованы сюжетная сторона игры, сказочные или литературные персонажи, ролевые отношения и т.д. Характер игры в любом случае определяется целиком логикой построения занятия, которое направлено на достижения дидактической цели. Поэтому, с самого начала и до конца ход игры регламентирован, его определяет воспитатель - именно он заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Игра на занятии - это игра воспитателя с детьми, когда младшие «младшие» следуют за старшими (в отличие от самостоятельной игровой деятельности, когда воспитатель «следует» за детьми).
ТакИхМ образом, пристальное внимание ученых и педагогов к проблеме включения игры в процесс формирования у детей дошкольного возраста представлений о природе, а также их наблюдения, исследования указывают на актуальность данной темы в современной педагогике. Ведь обучение только тогда развивает ребенка, когда ему предоставляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить. А это возможно только в игре. Эта проблема мне показалась интересной и именно поэтому я выбрала эту тем} для своего реферата.
Экологическое воспитание дошкольников строится на понимании детьми зависимостей существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Формирование таких представлений может осуществляться на протяжении всего дошкольного периода на материале разделов программы «Ознакомление с природой» и «Ознакомление с окружающим».
Экологическое воспитание дошкольников это широко распространённое направление педагогики. Все больше появляется детских садов, которые работают по разным программам, основанным на ведущих аспектах экологии - науке о взаимосвязях в природе, о взаимосвязях человека с природой. Перечислю лишь некоторые программы по экологическому воспитанию:
- Программа «Планета - наш дом» И.Г. Билавиной и Н.Г. Найденовой.
- Программа «Естествознание для малышей» А. Королёвой (на основе программы «Планета наш дом»).
- Программа «Наш дом - природа» Н. Рыжковой.
- Программа экологического воспитания дошкольников Л. Бобылевой и О. Дупленко.
- Программа «Мы - земляне» Н. Вересова.
- Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Во всех перечисленных программах по экологическому воспитанию дошкольников педагоги в своей работе используют разные методы и приемы Но самый интересный и эффективный метод - игра.
6
Надо отметить , что работая по программе Л.А. Венгера «Развитие», при ознакомлении детей с природой, надо использовать различные игры, благодаря которым более эффективно усваивается система знаний о природе. По программе Л.А. Венгера «Развитие» ознакомление детей с природой начинается со средней группы. Программа включает в себя пять разделов. Первый направлен на развитие представлений о смене времен года. Здесь уточняются представления детей о характерных особенностях каждого сезона и формируется представление о закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону. Остальные четыре раздела соответствуют четырем временам года. На протяжении каждого сезона дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, изменениями в мире растений и животных.
Ознакомление детей с природой продолжается в старшей группе. Программа включает в себя 5 разделов. Первый направлен на обучение умению различать живую и неживую природу, растения и животных. Во втором разделе дети знакомятся с различными факторами внешней среды, и их влиянием на жизнь животных и растений. Третий и четвертый раздел посвящены растениям, многообразию, значению, строению, функциям и видоизменениям частей растений и их связи с выполняемыми функциями. Дети учатся определять связь строения растения с факторами внешней среды. Пятый раздел предполагает знакомство детей с различными экосистемами, умение выделять в них связи и взаимозависимости.
Первый раздел программы для подготовительной группы направлен на ознакомление с природными зонами земли, их климатом, растительным и животным миром. Дети определяют, как животные приспосабливаются к условиям внешнего мира, что происходит при изменении этих условий, при этом основным средством обучения являются модели, отображающие связь животных с факторами внешней среды. Раздел заканчивается контрольными диагностиками в организованной деятельности, в ходе которых дети творчески применяют усвоение средства в новых ситуациях. Во втором разделе программы дети знакомятся с возникновением жизни на Земле, с древними животными, строят модель последовательного перехода от одного типа животных к другим, соотнося их с изменениями факторов внешней среды. Вне специально организованной деятельности рекомендуется использовать наблюдения в уголке природы и на участке детского сада, целевые прогулки в сквер, к речке. Также использовать иллюстрации, произведения детской художественной литературы, различные игры. Все это помогает преодолеть сухость изложения достаточно сложного материала и вызвать большой интерес детей к специально организованной деятельности. Использование игры делает любое занятие более интересным, ярким, повышает его эффективность.
Усвоение знаний о природе при помощи игры вызывает переживания ребят, не может не оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут её содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольников. Необходимость получения детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре соединяют игровую деятельность с экологическим воспитанием. И можно не сомневаться, что чем чаще воспитатель будет использовать игру в НОД, чем удачнее и разнообразнее его находки, тем эффективнее окажется их влияние на самостоятельную игровую деятельность.
2.Особенности игры в экологическом воспитании дошкольников^
Итак, экологическое воспитание можно осуществлять путем использования элементов сюжетно-ролевой игры в процессе обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям и животным, к себе как к части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них.
Совместное исследование С.Н. Николаевой и И.А. Комаровой показало, что оптимальной формой привлечения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие занятия-ситуации (ЙОС). Они создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач, входящих в природоведческую организованную деятельность. Выявлены 3 типа ИОС, использование которых обладает различными дидактическими возможностями:
- ИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов.
- ИОС, построенные с привлечением кукол, изображающих литературных персонажей.
- ИОС, построенные с привлечением различных вариантов сюжета «Путешествие»
Первый тип ИОС - использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы. Главный смысл использования такого рода игрушек - это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистичного характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом или предметами.
Построение ИОС с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечными изображениями по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способам функционирования (поведения), способу взаимодействия с ним. Следует обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта. Игрушка никогда не подменяет, она наравне с животным (или растением) фокусирует на себе внимание ребенка, является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий между игрушкой и живым объектом. Игрушка-аналог может быть использована в дидактически х целях при формировании реалистичных представлений о животных (растениях) у детей разного дошкольного возраста. Использование игрушки на занятиях должно быть в полном соответствии с её функциональным назначением: игрушка помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения. Присутствие игрушки на занятиях уместно всякий раз, когда разговор строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдения) конкретных знаний. Особенно это необходимо, когда с животными невозможен действенный контакт, непосредственное общение. Итак, образная игрушка может выполнять определённую дидактическую функцию в эколого-образовательном процессе дошкольного воспитания. Она становится важным атрибутом образовательной деятельности, на которой дети усваивают знания о животных и растениях. Требования к игрушке: она должна быть опознаваема, независимо от материала и формы изготовления. В ней должны просматриваться характерные, видотипичные признаки строения животного или растения; игрушка должна быть эстетична, вызывать положительные эмоции у ребенка.
Примерные темы ИОС с игрушками аналогами:
- Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида (средняя группа). Дидактическая цель - дать представления о строении рыбы, основных частей её тела.
- Рыбки живые и игрушечные: сравнение поведения (старшая группа). Дидактическая цель - выявит главные различия живой и игрушечной рыбки.
- Сравнение живых и заводных рыб (подготовительная группа). Дидактическая цель - уточнить понимание того, что живые рыбы - это существа, животные.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок,рассказов,мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально,будоражат воображение,становятся объектом подражания.На это указывают многие исследования,изучающие влияние литературных произведений на игру дошкольников,их поведение:Т. А.Макарова, Л.Т.Бочкарева,О.К.Зинченко,А.М.Виноградов
9
а. Для использования во время НОД по изучению природы могут быть использованы различные куклы- персонажи некоторых сказок на основе их литературной биографии. Например,Чипполино,Незнайка, Карлсон. Выбор этих персонажей не случаен. Чипполино герой одноименной сказки Дж.Родари, очень симпотичен детям и нравится им за свою смелость,находчивость, дружелюбие. Тем более его сходство с луковицей помогает детям глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Чипполино много знает об овощах и ребята всегда рады встрече с ним, т.к. уверены, что Чипполино расскажет что-то интересное. Карлсон в некотором смысле противоположный персонаж.Он знаком детям как большой хвастунишка,баловник и весельчак.Незнайка носит свое имя не случайно.Он много хвастает своими способностями,на самом деле ему часто недоступно решение даже самых простых вопросов. Все эти сказочные персонажи должны использоваться не с целью развлечь, а как условия, обеспечивающие решение дидактических задач. Куклы должны вписываться в ход НОД на основе програмного содержания. Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность детей. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения в сказке:либо сильную, либо слабую. Т.о. литературный герой ,используемый в НОД ,- это не просто симпатичная игрушка которая развлекает ребят, а персонаж с определенным характером и формой выражения. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации он проявляется своими типичными особенностями.Именно поэтому литературные персонажи попадают в такие ситуации,когда необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты особенно хороши тем,что дошкольники меняют свою позицию в обучении: из обучаемого ребенок превращается в обучающего. Смена позиций выступает как положительный фактор обучения- активизируется умственная деятельность детей. Т.е., использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии, то косвенная форма обучения детей, целиком основанная на сильной игровой мотивации дошкольников.Примерные типы ИОС с использованием кукол-персонажей: 1 )Карлсон рассказывает о птичьих гнездах. Дид.цель: уточнить представления о том,что весной все птиць устраивают гнезда,чтобы отложить яйца и вывести птенцов.
2)Айболит рассматривает комнатные пастения. Дид. цель :учить детей внимательно осматривать растения,находить признаки нездорового их состояния,делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ охдоровления.
Третий тип ИОС- это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоопарк», «путешествие к морю», и многое другое. Во всех случаях это
10
сюжетно-дид. игра(или ее фрагменты), присутствующая в ОД, в наблюдениях, в игре,труде. По существу всевозможные путешествия- это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей,передачу новых знаний. В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом,что дети посещают новые места,знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, туристов,экскурсантов и т.д. В рамках речевого поведения дети случают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы, опытного путешественника т.д., рассказывает и показывает детям все интересное,ради чего отправиться в путь.В ИОС этого типа большую помощь сможет оказать атрибутика в виде самодельных фотоаппаратовщодзорных труб,биноклей.Дети активнее входят в роль,совершают больше игровых действий.
Все обозначенные типы ИОС требуют от воспитателя подготовки: обдумывание сюжета, игровых действий с игрушками,приемов создания и поддержания воображаемой ситуации,эмоционального вхождения в роль.Обучение с использованием ИОС может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени-это не опасно, тж. хороший настрой у детей обеспечивает максимальный эффект.
Итак, преимущества игрового обучения перед традиционным очевидньпна фоне положительных эмоций, дети получат новые знания о природе. Дошкольники на практике овладевают способом игры, учавстуют в создании воображаемой ситуации.Игровые путешествия по лесу,по морю,Арктике,выставке-эта практическая модель правильного поведения в природе,в залах музея.Последнее обстоятельство имеет особое значение в плане экологического воспитания дошкольников.Чередование игры-модели и реальных прогулок в природу с соблюдением одних и тех же правил поможет формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения, например,к лесу и его обитателям как единой экосистеме.Для ребенка на этой ступени его психического развития ,пишет А.Н.Леонтьев, еще не существует отвлеченной теоретической деятельности,отвлеченного созерцательного познания, и поэтому осознание выступает у него прежде всего в форме действия. Ребенок осваивающий окружающий мир-это ребенок, стремящийся действовать в этом мире.Взгляд на игровую деятельность ребенка как на моделирование поведения взрослых в силу невозможности включиться в реальный процесс их деятельности-это взгляд всех ведущих детских психологов.
11
З.Описание ИОС разного типа, используемых в представленном педагогическом опыте*
Целый год я работала с детьми пяти лет по программе Л.А.Венгера «Развитие».По программе каждую неделю проводилась НОД,а также в течение года было проведено два диагностических занятия. 1 )направлено на выявление умения построения модели зависимости строения растений от факторов неживой природы. 2)второе-на выявление знаний растений и животных экосистем(лес, луг,водоем,город) и умение устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.
В конце мая была проведена диагностика с целью выявления знаний о растениях и животных экосистем и умений устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме. Было установлено,что из 22 детей: 2 ребенка-низкие результаты, 4-высокие результаты, 16 детей- средние результаты. Проанализировав так же свою деятельность,я отметила, что НОД по ознакомлению с природой проходят путем прямого обучающего воздействия.Наблюдение за природой, беседы по картинкам,чтение худ.литературы природоведческого характера осуществляются без игры.Отсутствие игры во время обучения делает н.о.д. неэмоциональной, однотипной.Все это приводит к невысоким результатам при определении уровня обученности детей.К тому же. наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей, что сведения о природе почти не включаются в нее, отсутствуют сюжеты природоведческого характера.Исходя из этого, в своей работе я ставлю перед собой следующие цели и задачи: 1)Активно включать в н.о.д. до ознакомлению с природой игровые обучающие ситуации разного типа 2)В совместной деятельности использовать разнообразные формы и методы : речевые и логические задачи, экологические игры (дидактические, имитационные,игры-моделирование экосистем, соревновательные,игры-путешествия) и т.д. 3)Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, желание сделать что-то полезное.
Для того, чтобы вести индивидуально-дефференцированную работу с детьми,мною были отслежены их индивидуальные особенности, интересы и их межличностные отношения. Исходя из этого проведена индивидуальная работа с детьми(например, застенчевым, малоактивным детям предлагала главные роли или параллельные дополнительные при проведении игр-н.о.д. на экологические темы,предлагала дид игры на закрепление пройденного материала, на развитие логического мышления,внимания- «Кто где живет?»,например, и т.д.Мною разработан подробный тематический план по экологическому воспитанию. Туда входят беседы,наблюдении;, эксперименты,игры,н.о.д., дид.игры, экскурсии,чтение художественно . литературы и популярной природоведческой литер
12
рассматривание картинок и иллюстраций, КВН и викторины на экологические темы, обсуждение проблемных ситуаций. Все эти различные формы и методы работы рассчитаны на проведение при помощи игровых обучающих ситуаций разного типа. Так,например, в январе была прведена ИОС в виде путешествия «Путешествие в страну комнатных растений» (Цель: дать представление о многообразии комнатных растений,повторить правила ухода за ними).
Труд детей на участке прводится в виде ИОС с использованием куклы-персонажа; например, «Незнайка помогает зимующим птицам». Закрепление знаний, полученных во время н.о.д ,беседы,наблюдения прводится в виде дидактических игр, а также в виде викторин (например,природоведческая викторина,цель которой обобщение и закрепление полученных знаний о животных и растениях). Наблюдения за животными проводятся с использованием игрушек- аналогов.
Интересные и обширные темы по разделу «Ознакомление с природой» дают большие возможности по использованию ИОС в виде путешествия во время н.о.д. Так мною были использованы следующие игровые обучающие ситуации: «Путешествие в космос», «Путешествие в подводный мир», «Путешествие по природным зонам», «Путешествие на машине времени».
Результатами моей работы являются диагностические данные по ознакомлению с природой,проведенные в декабре и мае в старшей группе . В начале года УОП=89-90%, в конце - УОП =91 %. Это говорит о том,что уровень обученности детей по разделу программы «Ознакомление с природой» увеличился.Полученные данные говорят о том, что н.о.д. с ИОС разного типа проходят оживленно и радостно. Эта н.о.д. надолго запоминается детьми. Знания,полученные во время такой деятельности лучше усваиваются. Играя,дети с удовольствием делаю то,что не всегда выполняют с охотой. У детей развивается интерес к природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней.
Таким образом, изучив теоретические предпосылки и практическое использование ИОС разного типа, можно сделать вывод о необходимости использования игры в экологическом воспитании дошкольников.
4.Актуальность педагогического опыта.
Таким образом, в результате проделанной работы, дети достаточно хорошо овладели полученными знаниями на уроках по ознакомлению с природой. Этому способствовали ИОС с использованием кукол- персонажей, ИОС в виде путешествий. Гак же различные формы и методы работы по ознакомлению детей с природой помогли найти
13
детям ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать. У детей сформировалось представление о животных и растениях, как о живых организмах. Широкое применение с.р.и. при ознакомлении детей с природой помогли мне регулировать отношения между детьми.т.к. игра-это одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. В процессе развития с.р.и. при ознакомлении с природой мои дети приобрели навыки планирования. Использование игры способствовало развитию у детей творческого воображения, которое необходимо в разных видах деятельности. Использование с.р.и. воспитывало у детей активность, целеустремленность, инициативность, общительность. В результате этого я наметила перспективу работы по ознакомлению детей с природой на следующий учебный год. Основными задачами будут:
- приобщение ребенка к общечеловеческой культуре, формирование ценностных ориентаций не только на мир природы, но и на мир в целом. 2)ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. 3формирование у дошкольников первоначальных основ экологической культуры,умения осознавать свои действия, поступки, прогнозировать своей результаты своей деятельности. 4)воспитание гуманной, социально-активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. 5)привлечь внимание к окружающему миру путем различного рода коллекционирования. 6)развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь ее и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Для решения этих задач я планирую провести следующие игры и н.о.д: 1)в работу с календарем природы внести метод прогнозирования погоды. Знания, приобретенные детьми в процессе обучения, совместно с народными приметами,помогут прогнозировать погоду. 2)ИОС типа путешествия: «Полет в космос». «Путешествие на машине времени», «Путешествие по природным зонам» и т.д. 3Обсуждение и проигрывание ситуаций.Из гнезда выпал птенец.Какие действия ты предпримишь? и т.д. 4)уроки доброты: «Что значит быть добрым?», «Как заботиться о комнатных растениях» и т.д. 5)речевые логические задачи: «Кто где зимует?», «Что здесь случилось?» 6)вести календарь наблюдения за птицами. 7)эколого- психологический тренинг. Я так же планирую пополнить предметноразвивающую среду: 1)собрать гербарии растений Донского края.
- вместе с детьми и родителями изготовить барометр, флюгер, дождемер для наблюдения для наблюдения за погодой. 3)развести «огород на окне»,разнообразив ассортимент выращиваемых культур. 4)составить каталог комнатных растений. 5)оформить календарь наблюдения за птицами на участке д/с. 6)оформить наглядное пособие «Развитие жизни на Земле». 7)пополнить набор дидактических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы, презентация по теме: «Экологическое воспитание дошкольников младшего и среднего возраста»
Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучи...
Опыт инновационной педагогической деятельности по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя МБДОУ д\с "Теремок" комбинированного вида г.Ардатов Камаевой Н.Н.
Мой опыт эколого-педагогической работы показал, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний. Дети знают, что будущее нашей Земли зависит от наших поступков....
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"
Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....
Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...
Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .
Одним из приоритетных направлений в моей работе является приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...
Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»
В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...
Опыт работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Опыт работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников...