Сенсорное развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства
статья

Юлия Александровна Богданова

Сенсорное развитие — процесс освоения ребенком сенсор­ного опыта; уровень освоения сенсорной культуры, характери­зующейся способностью ребенка использовать сенсорные этало­ны и обследовательские действия для решения разнообразных познавательных и практических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства.

Сенсорное развитие — процесс освоения ребенком сенсорного опыта; уровень освоения сенсорной культуры, характеризующейся способностью ребенка использовать сенсорные эталоны и обследовательские действия для решения разнообразных познавательных и практических задач.

Сенсорное воспитание — целенаправленная, специально организованная педагогическая деятельность, цель которой — приобщение детей к сенсорной культуре, формирование рациональных способов чувственного познания, развитие сенсорных способностей.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом. Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.

Задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребенка обследовательским действиям. Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. А.В.Запорожец считал, что набор мерок, эталонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (оранжевый цвет называет «как морковочка»).          Исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Отечественная система сенсорного воспитания строится на признании необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельности, организуемой не только на занятиях, но и в повседневной жизни. На первом году жизни ребенка задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем такие виды деятельности как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах. Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Обучение обследованию проводится, как специально организованное восприятие предмета, в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справится с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Несмотря на указанные выше различия есть правила, общие для многих видов обследования: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.); вычленение мелких деталей; повторное целостное восприятие предмета.

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной речи в разные периоды дошкольного детства

Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой деятельности, "экспериментируют" со словами, создают новые, ориентируясь как на ...

Анкета для родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания ребенка.

При подготовке к родительскому собранию по теме: " Сенсорное вспитание ребенка - фундамент умственного развития ребенка", мы подготовили для родителей анкету по выявлению интересов и знаний родителей ...

презентация "Развитие связной речи в различные периоды дошкольного детства"

Презентация для педагогов и родителей. Более подробный материал в коментариях к презентации....

Сенсорное развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства.

1.Сенсорное развитие2. Этапы становления сенсорных эталонов.3. Понятие сенсорного воспитания4. Задачи и содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте.5. Условия сенсорного воспитания в детско...

Памятка для родителей "Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет"

Памятка для родителей "Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет"...