Сценарий «Сказка о маленьком мышонке на новый лад» для постановки спектакля в старшей группе
консультация (старшая группа)

Гульнара Разифовна Павлова

Сценарий "Сказки о глупом мышонке нановый лад"

Мама-мышь укладывает ночью спать мышонка и поет ему песенку. Но капризному мышонку не нравится как поет (пищит) его мать и он требует няньку. Мама-мышь побежала искать няньку, но кого бы она не приводила, мышонку все равно не нравилось как они поют, у всех он находил недостатки в пении:

  • утка пела слишком громко
  • жаба пела слишком скучно,
  • лошадь пела слишком страшно,
  • свинка пела слишком грубо,
  • курица пела слишком плохо,
  • щуку было вообще неслышно.

 

И только сладкое пение кошки понравилось глупому мышонку. Вот только, когда прибежала мама-мышь - мышонка в кровати уже не было.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_glupom_myshonke.docx23.03 КБ
Файл proekt.docx25.25 КБ
Файл klaster.docx506.88 КБ
Файл sinkvey.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

«Сказка о маленьком мышонке

на новый лад»

для постановки спектакля
в старшей группе «Брусничка»

Подготовили: Павлова Г.Р.

Вихоревка

 

Цели: 

Доставить детям радость от общения и просмотра сказки в исполнении   

 родителей, создать положительную атмосферу праздника.

Задачи:

  • Развивать творческие и музыкальные способности.
  • Поощрять детей к участию в театрально-игровой деятельности.
  • Воспитывать навыки общения, развивать творческое содружество в детском коллективе, эстетически воспитывать детей.

Действующие лица:

Мышь-мама
Мышонок
Утка
Жаба
Лошадь
Свинья
Курица
Щука
Кошка
Рассказчик

Инсценировка «Сказка о глупом мышонке»

В центре зала норка Мыши. В левом углу норки колыбель Мышонка, игрушки. В правом углу норки корыто для стирки, белье. Гладильная доска.

Справа от норки Мыши деревенский домик, небольшой заборчик. За домиком виднеется пруд. Камыши, лилии.

Ведущий - рассказчик

Все ребятушки затихли,

Колокольчики звенят.

Это сказка к нам стучится,

И порадует ребят.

В земляной, глубокой норке

Мышка серая жила, хлебные таскала корки, росу с листиков пила

Родился у серой мышки

Такой же серенький сынишка

Что случилось с мышонком, тем

Появилось 100 проблем

Мышиная нора. Посреди сцены стоит маленькая колыбелька. Появляется Рассказчик.

Рассказчик

Жил да был малыш-мышонок,
Капризуля – просто жуть!

На сцену выбегает Мышонок, за ним гонится мама-Мышь. Она пытается его поймать, он убегает. Наконец ей удается поймать его и посадить в колыбельку.

Мышь (ласково)

Спать пора! Уснул теленок,
И тебе пора уснуть.

Мышь укладывает Мышонка в колыбельку и поправляет одеяло.

Мышь (поет)

В теплой норке спят мышата,
Спит за печкою сверчок,
Спят у речки камышата,
Спит на грядке кабачок.
Спят усталые ромашки,
И полянки тоже спят.
Спят под листиком букашки,
Ручейки во сне журчат…

Мышонок пытается выбраться из колыбельки.

Мышонок (капризно)

Не хочу я спать нисколько!

Мама-мышь снова укладывает Мышонка.

Мышь (ласково)

Спи, мышонок, замолчи.
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
(снова начинает петь колыбельную)
Баю-баю, мой мышонок…

Мышонок опять выглядывает из колыбельки.

Мышонок (капризно)

Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Утку в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку важно выходит Утка и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Утка (важно)

Здравствуй, деточка! Я Утка!

Утка укладывает Мышонка в колыбельку и начинает ее качать.

Утка (громко поет)

Кря! Кря! Кря! Усни, малютка!
После дождика в саду
Червячка тебе найду!
Спи скорее засыпай,
Червячков во сне копай!

Мышонок выглядывает из кроватки.

Мышонок (капризно)

Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Утка уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Жабу в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Жаба,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Жаба и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Жаба (монотонно поет)

Ква-ква-ква, не надо плакать,
Разводить в кроватке слякоть!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара,
Дам сороконожку,
Дам жука и мошку!

Мышонок выглядывает из кроватки.

Мышонок (капризно)

Нет, твой голос нехорош.
Слишком скучно ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Жаба уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Лошадь в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Лошадь,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Лошадь и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Лошадь

Здравствуй, крошка! Я Лошадка!

Лошадь укладывает Мышонка в колыбельку и начинает ее качать.

Лошадь (поет)

Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок!
Не уснешь, копытом
Буду бить в корыто!

Мышонок выглядывает из кроватки.

Мышонок (капризно)

Нет, твой голос нехорош.
Слишком страшно ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Лошадь уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Свинку в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Свинка,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Свинья и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Свинья (поет хриплым голосом)

Буду, буду хрюкать,
Деточку баюкать!
Баю-баюшки-хрю-хрю,
Две морковки подарю
И ведро помоев!
Спи, ну, что ж такое!

Мышонок выглядывает из кроватки.

Мышонок (капризно)

Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Свинья уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать,
Стала Клушу в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Клуша,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Курица и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Курица

Здравствуй, детка! Я наседка!

Курица достает Мышонка из колыбельки.

Курица

Куд-куда! Не бойся, детка.
Забирайся под крыло, –
Там и тихо и тепло.

Курица засовывает Мышонка себе под крыло и начинает баюкать.

Курица (поет)

Куд-куда-куда-куда…

Мышонок вырывается.

Мышонок (капризно)

Это сущая беда!
Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Курица уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Щуку в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Щука,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Щука и садится возле колыбельки. Мышь уходит. Щука укладывает Мышонка, качает колыбельку, открывает рот, но ничего не слышно. Мышонок выглядывает из колыбельки.

Мышонок (капризно)

Где же песня, тетя Щука?
Не услышал я ни звука!
Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Щука уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Кошку в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Кошка и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Кошка

Здравствуй, сладенький! Я Кошка!

Кошка берет Мышонка на руки и начинает баюкать.

Кошка (поет вкрадчивым сладким голосом)

Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, чтобы спать,
Не нужна тебе кровать,
Не нужна подушка,
Спи, моя игрушка!

Мышонок (сонным голосом)

Голосок твой так хорош…
Очень сладко ты поешь.

Мышонок засыпает. Кошка убегает с ним со сцены. Наступает утро. Возвращается Мышь.

Рассказчик

Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет своего мышонка,
А мышонка не видать.

Мама-мышь закрывает мордочку лапками.

Рассказчик

Унесла мышонка Кошка.

Из-за кустов выходит Кошка с Мышонком на руках. Мышонок вырывается.

Мышонок (испуганно)

Отпусти!

Кошка (вкрадчиво)

Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!

Кошка отпускает Мышонка.

Кошка

Ну, давай, малыш, смелее!

Кошка трогает Мышонка лапой, он пятится.

Мышонок (испуганно)

Я, наверно, не умею!
В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.

Кошка (раздраженно)

Ну, а мне какое дело,
Что она вам не велела?
    
(сменив тон на ласковый)
Поиграй со мной, мой свет!
        
(снова сердито)
Ты играешь или нет?

Мышонок

Поиграл бы я немножко,
Только чур я буду кошкой!
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!

Кошка

Вот еще! Я – кошка Мурка!
Слушай, дымчатая шкурка,
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать!
Не уйти тебе от Мурки!

Кошка наступает и снова трогает Мышонка лапой, он пятится.

Мышонок (испуганно)

Ну, тогда сыграем в жмурки,
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.

Кошка (нехотя)

Ладно! Завяжи мне глазки!

Мышонок завязывает Кошки глаза. Кошка сдвигает повязку с одного глаза и ловит Мышонка.

Мышонок (жалобно)

Ты глядишь из-под повязки.
Не дала мне отбежать, 
А уже когтями – хвать!

Кошка отпускает Мышонка и снова ловит, катая его по сцене, как мячик.

Рассказчик

Кошке – смех, мышонку – горе…
Но нашел он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок и исчез.

Мышонок подбегает к забору и исчезает. Кошка снимает повязку и оглядывается.

Кошка

Мяу-мяу, где ты, крошка?
Заигрались мы немножко.
Покажись скорей, мой свет!

Мышонок (из-за забора)

Там, где был, меня уж нет!

Ведущий – рассказчик (все мамы)

Друзья, давайте маму слушать

И не лениться никогда!

Поверьте, вас не смогут скушать,

Когда послушны вы всегда!

Все кланяются.

Ведущий представляет героев.

Мамы вместе с детьми исполняют общий танец.  



Предварительный просмотр:

МКДОУ «ЛУЧИК»

Проект

«Театр и мы»

Подготовил воспитатель Г.Р. Павлова.

Вихоревка

Проблема: Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Актуальность проекта:

 Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Тип проекта: творческий.

Организационно-подготовительный этап:

  • Формулирование целей и задач проекта
  •  Изучение методической литературы по теме проекта
  • Подобрать художественную литературу, музыкальное сопровождение
  • Разработать необходимые материалы: конспекты образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта
  • Провести организационную и подготовительную работу с родителями воспитанников.

Участники проекта:

Воспитатель  группы:  Павлова Г.Р.

Дети   старшей  группы «Брусничка»  

Родители детей группы «Брусничка»

Продолжительность: 15.01.2020-.28.02.2020г.

Цель проекта: 

Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партнёрских отношений между семьёй и ДОУ.

Задачи взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности:

  • вызвать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности
  • приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности
  • педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность
  • привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности
  • вызвать желание родителей участвовать в жизни ДОУ
  • совершенствовать художественно-прикладные и музыкально-театральные способности воспитанников в художественно-продуктивной деятельности и музыкально-театральном искусстве
  • перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости, улучшения взаимоотношения между детьми и взрослыми, перейти к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу.

Этапами выполнения проекта при работе с родителями являются:

  • Исследовательский: анкетирование, диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков, обобщение и анализ полученных данных.
  • Организационный: разработка творческой модели взаимодействия педагогов и родителей, детей;
  • Практический: 

-Советы родителям по организации театрализованной деятельности дома.

-Консультации для родителей «Поиграйте с ребятами в сказку!».

 -«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики.

-Организация семинара-практикума «Изготовление театральных кукол».

 -Изготовление атрибутов и декораций.

  • Обобщающий: проведение тематической недели «Театральный фестиваль», показ спектакля с участием родителей воспитанников.

Этапы реализации проекта:

1 этап (Январь) - подготовительный

- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями

- Сбор и накопление материала, изучение литературы

- Организация развивающей предметно-пространственной среды

- Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков

- Анкетирование родителей

2 этап (Январь-февраль) – реализация проекта

- Беседа с детьми о театре

- Чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование

- Театрализованные игры, игры - драматизации

- Совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса,

разучивание текстов сказок

- Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и

настольный театры, настольно-печатный театр, театр БИ-БА-БО

- Организация и проведение образовательной деятельности

- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание необходимых

костюмов или элементов костюмов, декорации, и т.д.).

3 этап (Февраль)– заключительный

- Представление опыта работы по театрализованной деятельности детей

дошкольников через презентацию проекта

Показ театра « Сказка о глупом мышонке на новый лад» с участием детей и родителей

- Итоговая диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков

- Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей

Предполагаемый результат:

- развитие интереса к русской литературе

- развитие у детей познавательной исследовательской  активности, творческих способностей, коммуникативных навыков

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей

- содействие творческому развитию детей

- развитие эмоциональной отзывчивости

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

Продукт проектной деятельности:

- рисунки, поделки, работы по аппликации по сказке.

-создание построек из снега и льда

-подготовка костюмов, декораций к музыкальной сказке «Сказка о глупом мышонке».

Пути реализации проекта

-Беседа «Что такое театр»

-Экскурсия в ДК «Железнодорожник»

- «Правила поведения в театре»

-Знакомство с театром на карандашах

-Артикуляционная гимнастика

- Разучивание слов сказки «Сказка о глупом мышонке »

-Рисование по сказке «Сказка о глупом мышонке »

-  Вечер загадок «В гостях у бабушки Загадушки»

-Настольно-печатные игры: «Собери сказку», «Расскажи сказку»

-Настольные игры: «Назови сказку», «Узнай героев сказки»

-Игры драматизации по сказкам: «Сказка о глупом мышонке», «Теремок»

-Настольный театр: «Сказка о глупом мышонке», «Репка»

-Просмотр мультфильмов «Сказка о глупом мышонке», «Теремок», «Репка»

    Работа с родителями:                                                                        

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:

- Устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);

- Индивидуальные беседы;
- Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов

-Памятки «Организация театральной деятельности в старшей группе»

-«Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности»
- Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»
- День открытых дверей, дружеские встречи;

Предполагаемый результат: 

-Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания

-Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования

-Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 5 лет

-Развитие эмоционального фона и речи дошкольников

Ожидаемый результат:

Для детей: 

-Развитая диалогическая речь.

-Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. 
-Развитие связной речи, мимики, жестов.
-Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

Для воспитателей:

-Повышение профессионализма.

-Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

-Личностный профессиональный рост.

-Самореализация.

Для родителей:

 -Повышение уровня личностного сознания.
-Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

-Разработка перспективного плана по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

- Обновление эстетического пространства группы.

- Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации театрализованной деятельности для педагогов и родителей.

-Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников группы

 - Оформление выставки  «Мы – артисты» 

Ресурсное обеспечение:

  • Устав ДОУ
  • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»

Формы и методы реализации проекта:

  • педагогический всеобуч родителей
  • индивидуальные консультации
  • организация семейного чтения
  • коллективная работа по решению конкретной задачи
  • совместная проектная деятельность
  • совместная культурно-досуговая деятельность: написание стихотворений

Заключительный этап:

-Оформление выставки «По дорогам сказки»

-Развлечение: театрализованное представление музыкальной  сказки «Сказка о глупом мышонке на новый лад»

-Подведение итогов проектной деятельности.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «ЛУЧИК»

Консультация  для педагогов

«Нетрадиционные приемы обучения в ДОУ» «Кластер»

   Подготовила

Воспитатель Г.Р. Павлова.

Вихоревка 2020г.

Одна из задач ФГОС научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии. Рассмотрим  один из приемов технологии критического мышления, который известен как «Кластер»

Метод  кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Последовательность действий при составлении кластера:

1. В начале, посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Технология «Кластери» и её модификация

Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающими определенного свойства.

Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода кластеризации внес Майкл Юджин Портер - профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции.

Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:


1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.


2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.


3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

 

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА:

1 этап - посередине чистого листа  пишется ключевое слово «СКАЗКА», которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап –вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы - выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Кластер в образовании может быть использован в трех аспектах:

- В представлении системы работы и социального партнерства учреждения (административный);

- В обобщении опыта работы педагога (самообразование);

- В организации образовательной деятельности педагога (образовательный).

Кластеризация предметных образовательных областей не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Педагогические технологии реализуются на практике непосредственно педагогом.

Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологии, ее научные основы, как умеет их адаптировать к конкретным условиям или разрабатывать индивидуальные технологии, зависит не только результативность образовательного процесса, но и становление педагогической технологии в качестве способа профессионального мышления педагога и его деятельности.

Только  от  активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении  в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.

Готовность педагога меняться самому и менять ситуацию – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «ЛУЧИК»

Мастер-класс

«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель  Г.Р.Павлова

ВИХОРЕВКА 2019г.

Цель:

 Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов  в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии.

 Задачи:

- Познакомить педагогов с технологией  синквейн.

- Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность  заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

- Познакомить педагогов с рекомендациями по проведении технологии.

Основные этапы мастер-класса:

1 Теоретическая часть.

2 Практическая часть.

3 Рефлексия. Итог.

Продолжительность мероприятия: 30 минут

Оборудование:  альбомные листы, фломастеры, ручки  на каждого педагога , маркер, ватман.

Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать технологию  Синквейн в работе с детьми.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным.

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн.

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои  как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна  может  использоваться  как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Способы  работы с  дошкольниками с синквейнами.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн:

- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование«кто назовет больше нужных слов».

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

• открываются новые творческие интеллектуальные возможности

• способствует обогащению и актуализации словаря

• является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)

• носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

• используется для закрепления изученной темы

• является игровым приемом

Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

- придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;

- закрепляет знания о частях речи, о предложении;

- значительно активизирует словарный запас;

- совершенствует навык использования в речи синонимов;

- активизирует мыслительную деятельность;

- совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;

- стимулирует развитие творческого потенциала.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!

Ход импровизации.

Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов. Давайте вместе с вами произнесем это необычное слово «синквейн», чтобы хорошо его запомнить.

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму).

Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю). Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх: от 5 до 1.

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

На первый раз предложу вам сама тему«деревья», например. Нарисуйте, пожалуйста, любое дерево в центре Вашего листа, можно схематично.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название дерева  (я пишу - береза).

2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белоствольная, очаровательная).

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, шелестит, завораживает).

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.

(Я люблю сидеть под березой)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (девушка)

- Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквей я:

«Береза. Белоствольная, очаровательная. Растет, шелестит, завораживает.  Я любуюсь стройной березой! Девушка!»

-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2).

Практическая часть

ЖИЗНЬ (1 подгруппа)

длинная

счастливая

течет

бежит

учит

Жизнь дана на добрые дела

дорога

СЕРДЦЕ (2 подгруппа)

-Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны). Кому из вас понравились такие стихи?

Дома  научите своих родных и близких составлять синквейны.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

 Можно дать задание  на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Когда дети приобретут опыт в написании данной технологии, можно организовывать выставки, конкурсы,  поместить в раздевалке дополнив фотографией ребенка.

Рефлексия

МАСТЕР-КЛАСС

ТВОРЧЕСКИЙ

АКТУАЛЬНЫЙ

ДИСЦИПЛИНИРУЕТ

ВОЛНУЕТ

ОБЪЕДИНЯЕТ

На других посмотреть, да себя показать

Опыт работы.

Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы с Вами воспитаем не одного поэта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Теремок". Сценарий для постановки спектакля детьми подготовительной группы по мотивам сказки С.Я.Маршака.

Текст  переделан и адаптирован для детской инсценировки  Ундаловой М. В....

Сказка «Заюшкина избушка». Сценарий спектакля в старшей группе

Сказка «Заюшкина избушка». Сценарий спектакля в старшей группе...

Сценарий сказки «Летучий корабль» на новый лад для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Сценарий сказки «Летучий корабль» на новый лад для детей старшей и подготовительной группы детского сада...

Сценарий ООД по неделе театра. Сценарий спектакля в старшей группе по одноименной сказке Корней Ивановича Чуковского «Федорино горе».

С помощью театрализации у детей формируется умение понимать  содержание сказак. Дети могут оценивать характер и поступки героев и передавать их через театрализованное действие. У ребят развиваетс...

Конспект постановки спектакля в средней группе «Кошкин дом»

Конспект постановки спектакля в средней группе «Кошкин дом» Цель: 1. Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. 2. Приобщать детей к театральной культуре, развивать способность ...

Сценарий осеннего спектакля для старшей группы ДОУ по сказке В.Сутеева «Мешок яблок»

Спектакль по мотивам сказки В.Сутеева "Мешок яблок" в старших группах ДОУ. Перед разучиванием спектакля в группах была проведена подготовительная работа, ребята посмотрели мультфильм, а такж...