Проект "Театральная весна"
проект (подготовительная группа)
Приобщение детей к театральному искусству, к театральной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Театральная весна" для детей старшего дошкольного возраста | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белоснежка» г.Надыма»
МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»__________________
629730, Российская Федерация, Ямало – Ненецкий автономный округ, г.Надым,
Ул.Набережная им. Оруджева, д29/1, тел./факс: 8(3499)52-20-26, E-mail: dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru
ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 /890301001
Проект
« Театральная весна »
Составители:
Музыкальный руководитель Орлова О.Ю.
Инструктор по ФИЗО Евдокимова Л.В.
Надым, 2019
Пояснительная записка
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Тип проекта:
По методу: творческо - познавательный, игровой, интегрированный.
По количеству: групповой,
Срок реализации 3 месяца ( Февраль, март, апрель)
Участники проекта:
- Музыкальный руководитель Орлова О.Ю.
- Инструктор Физо Евдакимова Л.В.
- Воспитатели дошкольного учреждения.
- Дети старших, подготовительных групп.
- Родители.
Действие проекта: проект обеспечивает адресный охват целевой аудитории (воспитанники старших, подготовительных к школе групп, родители, педагоги). Достигается воспитательный, просветительский эффект. При этом используются интерактивные методы обучения, при которых существенно выше степень усвоения материала, чем при традиционном подходе в обучении.
Проблемная ситуация
- недостаточно внимание родителей и детей к театру;
- мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
- недостаточно пособий, игр, атрибутики в театральном уголке;
- застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
.
Актуальность
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
Духовного мира детей…» (Б. М. Теплов)
Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.
Театрализованная деятельность - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.
Гипотеза исследования
Театр как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильного поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Занятия театральной деятельностью, посредством спектаклей — сказок, праздников, кукольных представлений или занятий с элементами драматизации позволяют ребятам строить общение друг с другом. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры, поступки, раскрывают значение таких понятий, как дружба, доброта честность, смелость и д.р.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
- Расширять представление детей о театре, его атрибутах, костюмах, декорациях.
- Вызывать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Расширять кругозор, активизировать словарный запас.
- Способствовать формированию эстетического вкуса.
- Закладывать основы правильного поведения в театре.
- Воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе и к окружающим.
-Организовать деятельность детей, родителей, специалистов ДОУ, направленную на реализацию проекта.
Принципы проекта:
- Принцип преемственности: взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
- Принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;
- Дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний ----
- Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду;
- Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
- Наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийной презентации на основе материала по театральной деятельности.
Ожидаемые результаты:
На уровне ребенка:
- Расширится представление детей о театре, его видах, профессиях людей работающих в театре;
- Расширится кругозор, обогатится словарный запас;
- Развитие мышления, памяти, коммуникативных навыков:
- Увлечённое использование театрального уголка детьми в группах;
- Будет организована развивающая среда (костюмы, декорации, куклы, дидактические игры, альбомы, аудио и видео материалы);
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
На уровне педагога:
- Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
На уровне родителей воспитанников:
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
- Повышения уровня личностного самосознания.
На уровне педагогических технологий:
- Обогащение методов, приемов, средств и форм в работе с детьми и родителями.
На уровне предметно-пространственной среды:
- Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме;
- оформление альбома « Мир театра»;
- оформление выставки «Мои любимые герои сказок»,
«Театральная кукла»;
- оформление фото - выставки « Наш театр», «Юные артисты»;
- Изготовление костюмов к спектаклю.
Механизмы реализации проекта
Методы и приемы:
- Объяснительно-иллюстративные.
- Проблемное изложение материала.
- Словесные.
- Демонстрационные.
- Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, беседы.
Формы организации:
- ООД: по художественно-эстетическому развитию, по речевому развитию; по познавательному развитию.
- Коммуникативная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
- Работа в театральном уголке и уголке творчества,
- Выставка детских рисунков и поделок.
- Конкурс стихотворений.
- Чтение художественной литературы,
- Заучивание стихотворений, скороговорок, потешек,
- Беседы,
- Разучивание музыкальных ритмических игр, театральных, речевых,
- Выставка плакатов, иллюстраций, книг, фото и их рассматривание.
- Мастер классы для родителей по изготовлению пальчикового
театра, костюмов, атрибутов.
- Театрализованная деятельность (сценки, спектакли)
- Консультации для родителей, педагогов.
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методических и дидактических материалов.
• Проведение интересных занятий, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического
планирования учебной программы.
• Чтение художественной литературы:
• Индивидуальные и коллективные беседа о театре,
• Пополнение театрального уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления
альбома «Мир театра».
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением героев
сказок, мультфильмов;
• Просмотр музыкальных сказок, отрывок из балета, оперы.
2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах, спектаклях, мастер- классах
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок,
выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок.
• Организация сюжетно-ролевой игры " В театре»
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
• Рисование с детьми любимых сказочных героев,
- Изготовление «Театральной куклы»,
• Подборка детьми вместе с родителями иллюстраций, фотографий,
- Посещение с детьми театра,
- Просмотр с детьми музыкальных фильмов, мультфильмов.
1.6. Возможные риски реализации проекта
Возможные риски | Способы их преодоления | |
Внутренние | 1.Недостаточные условия (материала, наглядности, мероприятий) для работы по теме. 2.Особенности детей дошкольного возраста | Использование других источников информации
Взаимодействие педагогического коллектива и родителей |
Внешние | 1.Пассивная позиция родителей в преодолении проблем развития ребёнка | Использование различных форм работы с родителями для привлечения их к совместной работе. |
Обеспечение проекта:
Материально-техническое: Образовательная деятельность проводится в музыкальном зале и в группах. В группе созданы условия для творческого, игрового, - развития (имеются театральный, музыкальный уголок с необходимым материалом).
Кадровый потенциал: в проекте участвуют педагоги ( 8 человек) старших и подготовительных групп, из них имеют первую квалификационную категорию – 7 человек, музыкальный руководитель – 1 квалификационная категория, инструктор по физо – высшая квалификационная категория.
2. Основные этапы реализации проекта
I этап «Подготовительный» – накопление знаний
1. Погружение в проблему. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
2. Определение темы проекта;
2. Формулирование целей и задач проекта;
3. Подбор необходимого материала.
II этап «Основной» - организационно-практический
1. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о театре;
2. Беседы о театре;
3. Просмотр презентаций о театре, видах театра, театральных профессиях;
4. Организованная образовательная деятельность:
- ООД по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением и социальным миром) по заданной теме;
- ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка, аппликация, рисование) по заданной теме;
- ООД по речевому развитию ( и т.д.) по заданной теме
5. Чтение художественной литературы;
7. Интервьюирование детей с целью выявления уровня знаний о театре;
8. Рекомендации родителям к просмотру с детьми музыкальных фильмов ( опера, балет)
III этап – «Заключительный» (продукт проектной деятельности)
1. Фото выставка в холле ДОУ;
2. Оформление газеты;
3. Альбом;
4. Показ спектакля «Снежная королева» (25 минут);
2.1. Реализация проекта
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные | |
Деятельность педагогов | ||||
1. | Изучить нормативные документы, методическую литературу, проанализировать интернет ресурсы по теме проекта. | Февраль | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
2. | Разработать план реализации проекта | Февраль | музыкальный руководитель, | |
3. | Изготовление и обновление атрибутов и методических пособий, необходимых для реализации проекта | Февраль, январь | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
4. | Подобрать и разработать цикл мультимедийных презентаций | Февраль | Воспитатели, Музыкальный руководитель | |
5. | Подобрать комплекс театрализованных, речевых игр направленных:
| Февраль | Музыкальный руководитель | |
6. | Составить и пополнить картотеку по речевым, коммуникативным, театрализованным играм | Воспитатели Музыкальный руководитель | ||
Деятельность детей | ||||
Содержание работы | Срок | Ответственный | ||
1. | Беседы:
| В течении проекта | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
2 | Просмотр отрывков из музыкальных фильмов
«У лукоморья дуб зелёный» Пушкин | В течении проекта | Воспитатели | |
3 | Тематические мероприятия:
Творческая мастерская:
«Пальчиковый театр своими руками» Театральные представления:
« Заюшкина избушка»
| В течении проекта | Музыкальный руководитель, Воспитатели, Инструктор фи-зо. | |
6 | Чтение художественной литературы
чистоговорок, стихотворений;
| В течении проекта | Воспитатели | |
7 | Продуктивная деятельность:
« Мои любимые герои»
« Театральная афиша»
«Заюшкина избушка»
| В течении проекта | Воспитатели, | |
7 | Просмотр мультимедийных презентации:
(опера, балет, мюзикл, музыкальная сказка) | В течении проекта | Воспитатели, Музыкальный руководитель | |
8 | Музыкально - театрализованная деятельность
«Поездка в зоопарк», «Подснежник», «Птичка», Этюды – перевоплощения,
«Разные лица», «Грустный – весёлый щенок»,
«Робин Бобин». Ирина Бодраченко
Игра – импровизация «Бабушка» «Кое что из жизни кошек», «Жили – были баба с дедом» «Тайна», «Колобок» Ирина Бодраченко Музыкальные дидактические игры:
Приложение | В течении проекта | музыкальный руководитель | |
Работа с родителями | ||||
Содержание работы | Сроки | Ответственные | ||
1. | Родительское собрание « Роль театра в жизни ребёнка» | Январь | Воспитатели Муз.руководитель | |
2 | Анкетирование родителей на тему:
| Январь | Воспитатели Музыкальный руководитель | |
3 | Консультации на тему:
| В течении проекта | Музыкальный руководитель | |
4 | Оформление наглядной информации:
| В течении проекта
| Воспитатели Музыкальны руководитель | |
5 | Памятки:
| Воспитатели Музыкальный руководитель | ||
6 | Участие родителей в подготовке и проведении театрализованных мероприя- тий:
| В течении проекта | Воспитатели, музыкальный руководитель, | |
7 | Совместные мероприятия Мастер – класс:
| В течении проекта | Воспитатели Музыкальный руководитель, Инструктор по фи-зо. |
Взаимодействие с родителями
- изготовление папки-передвижки « Театр и дети», «Поиграйте с нами »;
- изготовление театральной куклы для выставки,
- изготовление книжек – малышек,
- пальчиковый театр своими руками,
- разучивание стихотворений с детьми;
- помощь в организации предметно-развивающей среды,
- посещение с ребёнком театра;
- домашний просмотр музыкальных фильмов, мультфильмов,
- подбор материалов для стенгазеты, альбома,
- изготовление костюмов, атрибутики.
3. Диагностический инструментарий
Оценка результатов:
• Анкетирование родителей
• Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры.
• Анализ результатов детской деятельности.
• Анализ активности детей в представлении материалов проекта.
- Блиц-опрос для детей.
Список литературы:
1. Боханов А. Е. Толковый словарь русского языка. — М.: Парадокс, 1999.
2. Михеева Е.В. Развитие эмоционально – двигательной сферы для детей 4-7 лет – Волгоград ; Учитель 2011г.
3. Скопинцева О.А.Развитие музыкально – художественного творчества старших дошкольноиков. Волгоград. Учитель 2010г.
4. Бодраченко И. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет. Москва Айрис пресс 2009г.
4. Малый толковый словарь русского языка. — М.; Русский язык, 1990.
5. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
7. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2010.
8. Платохина Н. А. Ценностно-смысловая концепция мира детства в современной социокультурной ситуации // Детский сад: теория и практика. — 2011. —: № 1.
9. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
11. Спиркин А. Г. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1986.
12. Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. — М.: Дрофа, 2006.
13. Яценко Н. Е. Толковый словарь естествоведческих терминов. — СПб.: Лань, 1999.
14.Петрова Т.Н. Сергеева Е.А. Театрализованные игры в детском саду. М. 2000.
15.Чистякова М. И. Психогимнастика.
16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском саду.
17. Бояджиев. Г. Душа театра. 1974.
18.Караменко. Т.И. Кукольный театр – дошкольникам Москва 1982.
19. М.Д. Занятия по театральной деятельности в детском саду. Творческий центр « Сфера» М. 2007