Проект "Театральная весна"
проект (подготовительная группа)

Орлова Ольга Юрьевна

Приобщение  детей  к  театральному  искусству,  к  театральной  деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

                                        «Детский   сад «Белоснежка» г.Надыма»

                                МДОУ «Детский  сад «Белоснежка» г. Надыма»__________________                                                                                                                      

                   629730, Российская  Федерация, Ямало – Ненецкий  автономный  округ, г.Надым,

Ул.Набережная  им. Оруджева, д29/1, тел./факс: 8(3499)52-20-26, E-mail: dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru

                        ОКПО 78191969, ОГРН  1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 /890301001

                                                 

                                          

              Проект                          

                   

       « Театральная  весна »

                                                                  Составители:

                                                                                       Музыкальный  руководитель Орлова О.Ю.

                                                                                        Инструктор  по ФИЗО   Евдокимова Л.В.                              

                                                               

                                                                     Надым,  2019

                                                       Пояснительная записка

                                                                                                                                            Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.         Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.           Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Тип  проекта: 

По методу: творческо - познавательный,  игровой,  интегрированный.

По количеству:  групповой,

Срок  реализации  3 месяца (  Февраль, март, апрель)

Участники проекта:

  • Музыкальный руководитель Орлова О.Ю.
  • Инструктор  Физо  Евдакимова Л.В.
  • Воспитатели дошкольного учреждения.
  • Дети старших, подготовительных групп.
  • Родители.

Действие проекта: проект обеспечивает адресный охват целевой аудитории (воспитанники старших, подготовительных к школе групп, родители, педагоги). Достигается воспитательный, просветительский  эффект. При этом используются интерактивные методы обучения, при которых существенно выше степень усвоения материала, чем при традиционном подходе в обучении.

Проблемная ситуация

  • недостаточно внимание родителей и детей к театру;
  • мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
  • недостаточно  пособий, игр, атрибутики  в  театральном уголке;
  • застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

.

                                                       Актуальность

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали  и нравственности.

                                         А чем они богаче, тем успешнее   идет развитие

                                          Духовного  мира  детей…»         (Б. М. Теплов)

         Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.

 Театрализованная деятельность  - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие  педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.

  Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое,  общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.

        

Гипотеза  исследования

Театр как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильного поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Занятия театральной деятельностью, посредством спектаклей — сказок, праздников, кукольных представлений или занятий с элементами драматизации позволяют ребятам строить общение друг с другом. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры, поступки, раскрывают значение таких понятий, как дружба, доброта честность, смелость и д.р.

 Цели и задачи проекта

        Цель проекта: Развитие  творческих  способностей  детей  средствами  театрального  искусства.

Задачи:

- Создать  условия  для  развития  творческой  активности  детей,  участвующих  в  театрализованной  деятельности.

- Расширять  представление  детей о  театре,  его  атрибутах, костюмах, декорациях.

- Вызывать  у  детей  интерес  к  театру,  желание  участвовать  в  театральной  деятельности.

- Совершенствовать  артистические  навыки  детей  в  плане  переживания  и  воплощения  образа,  а  также  их  исполнительские  умения.

- Расширять  кругозор,  активизировать  словарный  запас.

- Способствовать формированию  эстетического  вкуса.

- Закладывать  основы  правильного  поведения  в  театре.

- Воспитывать  культуру  речевого  общения,  уважения  к  себе и  к  окружающим.

-Организовать деятельность детей, родителей, специалистов ДОУ, направленную на реализацию проекта.

        

 Принципы проекта:

  • Принцип  преемственности:  взаимодействия  с  ребёнком  в  условиях  детского  сада  и  семьи – родители  поддерживают  формы  работы  с  детьми  и  продолжают  их  в  семье.
  • Принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;
  • Дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний  ----
  • Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения  детей  в  детском  саду;
  • Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
  • Наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийной презентации на основе  материала по театральной  деятельности.

 Ожидаемые результаты:

       На уровне ребенка:

  • Расширится представление детей о театре,  его  видах,  профессиях людей работающих  в  театре;
  • Расширится  кругозор,  обогатится  словарный  запас;
  • Развитие  мышления,  памяти,  коммуникативных  навыков:
  • Увлечённое  использование  театрального  уголка  детьми  в  группах;
  • Будет  организована  развивающая  среда (костюмы,   декорации, куклы,  дидактические  игры,  альбомы, аудио и видео  материалы);
  • Укрепление  взаимоотношений  между  детьми  и  родителями.

На уровне педагога:

  • Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.

        На уровне родителей воспитанников:

  • Укрепление  взаимоотношений  между  детьми  и  родителями.
  • Повышения  уровня  личностного  самосознания.

         На уровне педагогических технологий:

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм в  работе с  детьми и  родителями.

 На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме;
  • оформление альбома «  Мир  театра»;
  • оформление выставки «Мои любимые  герои  сказок»,

               «Театральная кукла»;

  •  оформление фото - выставки « Наш  театр»,  «Юные  артисты»;
  • Изготовление  костюмов  к  спектаклю.

 Механизмы реализации проекта

Методы и приемы:

  • Объяснительно-иллюстративные.
  • Проблемное изложение материала.
  • Словесные.
  • Демонстрационные.
  • Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение,  беседы.

Формы организации:

  • ООД: по художественно-эстетическому развитию, по речевому развитию; по познавательному развитию.
  • Коммуникативная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
  • Работа в  театральном  уголке  и  уголке  творчества,
  • Выставка детских рисунков и поделок.
  • Конкурс стихотворений.
  • Чтение  художественной  литературы,
  • Заучивание  стихотворений, скороговорок, потешек,
  • Беседы,
  •  Разучивание музыкальных ритмических игр,  театральных, речевых,
  • Выставка плакатов,  иллюстраций, книг, фото  и их  рассматривание.
  • Мастер  классы  для  родителей  по  изготовлению пальчикового

               театра, костюмов, атрибутов.

  • Театрализованная  деятельность (сценки,  спектакли)
  • Консультации  для  родителей,  педагогов.

Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов.

• Подготовка методических и дидактических материалов.

• Проведение интересных занятий, организация выставок.

• Отражение данной тематики при создании тематического

    планирования учебной программы.

• Чтение художественной литературы:

• Индивидуальные и коллективные беседа о театре,

•  Пополнение  театрального   уголка.

• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления

   альбома «Мир  театра».

• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением героев

  сказок, мультфильмов;

• Просмотр музыкальных сказок,  отрывок  из  балета,  оперы.

2. Деятельность детей.

• Участие в конкурсах, праздниках, беседах, спектаклях, мастер- классах

• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок,

    выставка рисунков детей.

• Заучивание пословиц и поговорок.

• Организация сюжетно-ролевой игры " В  театре»

3. Деятельность родителей.

• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.

        • Рисование с детьми  любимых сказочных  героев,

  • Изготовление «Театральной  куклы»,

        • Подборка детьми вместе с родителями  иллюстраций,  фотографий,

  • Посещение  с  детьми театра,
  • Просмотр с  детьми музыкальных  фильмов,  мультфильмов.

                                  1.6. Возможные риски реализации проекта

Возможные риски

Способы их преодоления

             Внутренние

1.Недостаточные условия (материала,  

   наглядности, мероприятий) для

   работы по теме.

2.Особенности  детей  дошкольного  

  возраста

Использование  других  источников

 информации

 

Взаимодействие педагогического

  коллектива  и  родителей

   Внешние

1.Пассивная позиция родителей в

преодолении  проблем  развития ребёнка

 Использование  различных  форм  работы  с  родителями  для  привлечения  их  к  совместной  работе.

Обеспечение проекта:

Материально-техническое: Образовательная деятельность проводится в музыкальном  зале и в группах. В группе созданы условия для творческого, игрового,  - развития (имеются театральный, музыкальный уголок с необходимым материалом).  

Кадровый потенциал: в проекте участвуют педагоги ( 8 человек) старших и подготовительных групп, из них имеют первую квалификационную категорию – 7 человек, музыкальный руководитель – 1 квалификационная  категория, инструктор по физо – высшая квалификационная  категория.

2. Основные этапы реализации проекта

I этап «Подготовительный» – накопление знаний

1.        Погружение в проблему. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.

2.  Определение темы проекта;

2.        Формулирование целей и задач проекта;

3.        Подбор необходимого материала.

II этап «Основной»  -  организационно-практический

1. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о театре;

2. Беседы о  театре;

3. Просмотр презентаций о театре,  видах  театра,  театральных  профессиях;

4. Организованная образовательная деятельность:

- ООД по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением и социальным миром) по заданной теме;

- ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка, аппликация, рисование) по заданной теме;

- ООД по речевому развитию (  и т.д.) по заданной теме

5. Чтение художественной литературы;

7. Интервьюирование детей с целью выявления уровня знаний о театре;

8. Рекомендации родителям к просмотру с детьми  музыкальных  фильмов ( опера,  балет)

III этап – «Заключительный» (продукт проектной деятельности)

        1. Фото выставка в холле ДОУ;

2.   Оформление газеты;

3.  Альбом;

4. Показ  спектакля «Снежная  королева» (25 минут);

 

2.1. Реализация проекта

                                             

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Деятельность педагогов

1.

Изучить нормативные документы, методическую литературу, проанализировать интернет ресурсы  по теме проекта.

Февраль

Воспитатели, музыкальный руководитель

2.

Разработать план реализации проекта

Февраль

музыкальный руководитель,

3.

Изготовление и обновление     атрибутов и методических пособий,  необходимых для реализации проекта

 Февраль,

январь

Воспитатели,

музыкальный руководитель

4.

Подобрать и разработать цикл  мультимедийных презентаций

Февраль

Воспитатели,

Музыкальный руководитель

5.

Подобрать комплекс  театрализованных, речевых   игр     направленных:

  • на развитие ритмичности,
  • пластики
  • воображения,  фантазии,
  • музыкальности,
  • творчества,
  • памяти,  
  •  развитие речи, чёткой,  ясной  дикции,
  • развитие координации  движений

     Февраль

Музыкальный  руководитель

6.

Составить и пополнить картотеку по  речевым,  коммуникативным, театрализованным  играм

Воспитатели

Музыкальный  руководитель

Деятельность детей

Содержание работы

  Срок

Ответственный

1.

Беседы:

  • « Что  такое  театр?»
  • « Знакомство  с  театральными  профессиями»
  • «Как  вести  себя  в  театре»
  • «Какие  бывают театры»
  • « Знаменитые  театры России»

                                         

В течении  проекта

Воспитатели,

музыкальный  руководитель

2

Просмотр  отрывков  из  музыкальных фильмов

  • балет Чайковского «Щелкунчик»,
  •  опера Римский – Корсаков «Снегурочка»
  • Мультфильмов «Аленький  цветочек»,

«У  лукоморья  дуб  зелёный» Пушкин

В  течении  проекта

Воспитатели

3

Тематические мероприятия:

  • Театральная  викторина «Твои  любимые  сказки, любимый  герой»
  • Сюжетно – ролевая  игра «В  театре»
  •  Театр песни «Почему медведь  зимой  спит» Л. Книппера.

Творческая  мастерская:

  • Театр кукол  из  ладошки:
  •  «Изготовление  кукол – варежек»

            «Пальчиковый  театр своими  

                руками»

Театральные  представления:

  • Просмотр  кукольного  театра

          «  Заюшкина  избушка»

  • Показ  спектакля «Снежная  королева»

                                     

В течении  проекта

Музыкальный  руководитель,

Воспитатели,

Инструктор фи-зо.

6

Чтение художественной литературы

  • Разучивание  скороговорок,

             чистоговорок, стихотворений;

  • Чтение  сказок  Чуковского «Айболит», «Телефон», «Краденое солнце», «Федорино  горе». «Муха – Цокотуха»
  •  «Золотой ключик» Толстой,
  • Сказки Анднрсена «Гадкий утёнок»,  «Снежная  королева» «Дюймовочка»
  • Отгадывание загадок. ( по  произведениям ( Толстого «Золотой  ключик»,  Сказки А. Пушкина,  Чуковского и.т.д)

В  течении  проекта

Воспитатели

7

Продуктивная деятельность:

  • Выставка  поделок из пластилина

                      « Мои  любимые  герои»

  • Коллективная работа

              « Театральная  афиша»

  • Фото- выставка « Наш  театр». «Юные  артисты»
  • Коллективная работа «  Кто  сказал  мяу?» ( рисование  гуашью)
  • Изготовление Книжек – малышек:

      «Заюшкина избушка»

  • Альбом «Мир  театра»

В  течении  проекта

Воспитатели,

7

Просмотр мультимедийных презентации:

  • «Знакомство  с  театром,  история  его возникновения »          
  • « Виды  театров» (кукольный,  драматический, театр  зверей, цирк)
  • «Театральные  профессии» (актёр,  режиссёр, гримёр, костюмер,  музыкант,  парикмахер, декоратор)
  • «Многообразие  кукольных  театров»
  • «Музыкальные  театры»

(опера,  балет, мюзикл,  музыкальная  сказка)

В  течении  проекта

Воспитатели,

Музыкальный  руководитель

8

  Музыкально - театрализованная    деятельность

  • Развивать пластику  движений, воображение, фантазию.
  • Передавать  характер  персонажа,
  • Развивать чувство  ритма;
  • Способствовать  развитию  навыков  исполнения  различных  образов  в  играх,  инсценировках.

  • Ритмопластика:

      «Поездка  в  зоопарк», «Подснежник»,  

        «Птичка», Этюды – перевоплощения,

  • Пантомимическая  игра « Кого  встретил  щенок?»

  • Психогимнастика:

 «Разные  лица»,    «Грустный – весёлый  щенок»,

  •  Игры  со  скороговорками «Пекарь», «Трубочист», «Баран», «Шесть  мышат», «Сыр», «Три  сороки»

  • Речевые  игры:  Игра  в  слова «Доскажи  словечко», «Как  у бабушки  Наташи»,

«Робин Бобин». Ирина  Бодраченко

 

  • Ритмические  игры :  «Ритмическое  Эхо», «Придумай  свой  стук», «Кто  стучится  у  ворот»

   

  • Театрализованные  игры:

Игра – импровизация «Бабушка»  

 «Кое что  из  жизни кошек», «Жили – были  баба  с  дедом» «Тайна», «Колобок»

Ирина Бодраченко

Музыкальные  дидактические  игры:

  • «Музыкальные  загадки»
  • «Кто  подошёл  к  теремку»
  • « Что  делают  герои  сказок»
  • Игра звучащие  инструменты

                               Приложение

В  течении  проекта

музыкальный руководитель

Работа с родителями

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

Родительское  собрание « Роль  театра  в  жизни  ребёнка»

Январь

Воспитатели

Муз.руководитель

2

Анкетирование родителей на тему:

  • «Театр  в  жизни  ребёнка»        
  • « Что  вы  знаете  о  театре

Январь

    Воспитатели

Музыкальный  руководитель

3

Консультации на тему:

  • «Значение  театральной  деятельности  в  жизни  ребёнка»
  • Кукольный  театр  дома»
  • Кукольный  театр  делаем  сами»
  • «Использование музыкальных  произведении  в  сюжетно – ролевой  игре  дошкольников»
  • «Театрализованные ритмические  игры»  

В  течении  проекта

   Музыкальный

    руководитель

4

Оформление наглядной информации:

  • Папки-передвижки:
  • «Поиграйте  с нами»
  • «Театр  и  дети»
  • Оформление газеты: Специальный выпуск « Юный  артист» 
  • Фотовыставка « Наш  театр »
  • Альбом « Мир  театра»

В  течении  проекта

 

 

      Воспитатели

Музыкальны  руководитель

5

Памятки:

  • «Приобщайте детей  к  театру »
  • «Берегите  детский  голос »
  • « Правила  поведения  в  театре»

Воспитатели

Музыкальный  руководитель

6

Участие родителей в подготовке и проведении  театрализованных  мероприя-

тий:

  •    Конкурс  чтецов
  •  Показ  спектакля « Снежная  королева»
  •  Конкурс «Театральная  кукла» (совместная  работа  детей  и  родителей)

В  течении  проекта

Воспитатели, музыкальный  руководитель,

7

Совместные мероприятия   Мастер – класс:

  • «Варежковый  театр», «Пальчиковый театр»,
  • « Играем  с  детьми  в речевые  ритмические  игры »  (комплекс  игр)
  • « Сказочный  грим»

 

В  течении  проекта

Воспитатели

Музыкальный  руководитель,

Инструктор по

 фи-зо.

Взаимодействие с родителями

  • изготовление папки-передвижки « Театр  и  дети», «Поиграйте  с  нами »;
  •  изготовление  театральной куклы для  выставки,
  • изготовление  книжек – малышек,
  • пальчиковый  театр  своими  руками,
  • разучивание стихотворений с детьми;
  • помощь в организации предметно-развивающей среды,
  • посещение с ребёнком  театра;
  • домашний просмотр  музыкальных  фильмов, мультфильмов,
  • подбор материалов для стенгазеты,  альбома,
  • изготовление костюмов,  атрибутики.

3. Диагностический инструментарий

Оценка  результатов:

•        Анкетирование родителей

•        Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры.

•        Анализ результатов детской деятельности.

•        Анализ активности детей в представлении материалов проекта.

  • Блиц-опрос для детей.

Список литературы:

1. Боханов А. Е. Толковый словарь русского языка. — М.: Парадокс, 1999.

2. Михеева Е.В. Развитие  эмоционально – двигательной  сферы  для  детей 4-7 лет – Волгоград ; Учитель 2011г.

3. Скопинцева О.А.Развитие  музыкально – художественного  творчества  старших  дошкольноиков. Волгоград. Учитель 2010г.

4. Бодраченко И. Музыкальные  игры  в  детском  саду  для  детей 5-7 лет. Москва Айрис пресс 2009г.

4. Малый толковый словарь русского языка. — М.; Русский язык, 1990.

5. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

7. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2010.

8. Платохина Н. А. Ценностно-смысловая концепция мира детства в современной социокультурной ситуации // Детский сад: теория и практика. — 2011. —: № 1.

9. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

11. Спиркин А. Г. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1986.

12. Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. — М.: Дрофа, 2006.

13. Яценко Н. Е. Толковый словарь естествоведческих терминов. — СПб.: Лань, 1999.

14.Петрова Т.Н. Сергеева Е.А. Театрализованные  игры в  детском  саду. М. 2000.

15.Чистякова М. И. Психогимнастика.

16. Выготский Л.С. Воображение  и  творчество  в  детском  саду.

17. Бояджиев. Г. Душа  театра. 1974.

18.Караменко. Т.И. Кукольный  театр – дошкольникам  Москва 1982.

19. М.Д. Занятия  по  театральной  деятельности  в  детском  саду. Творческий  центр « Сфера» М. 2007