Слушание музыки дома с детьми
консультация (средняя группа)

Сайфуллина Алла Миргановна

Слушание музыки дома с детьми. #СидимДома 

Для каждого современного родителя, занимающегося воспитанием своего ребенка, не будет новостью, что гармоничное развитие маленького человека не возможно без музыки. И это не удивительно: музыка обогащает эмоциональный интеллект ребенка, учит сопереживанию, пониманию красоты, смягчает сердце, и можно еще много перечислять чудодейственных свойств музыки и ее важность. Музыкальность-способность эмоционально откликаться на музыку. Чем больше и разнообразнее эмоциональное содержание слышит человек в звуках, тем более он музыкален.

 Попробуйте научить ребенка слышать и понимать музыку, и, конечно же, учитесь сами.

Какую музыку слушать?

Первым условием в процессе слушания является правильный отбор музыкальных произведений. Музыка, учитывая ее эмоциональное разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человеку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! Поэтому к выбору музыкального репертуара нужно подойти очень внимательно.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному. Не рекомендуются слушать низкочастотную музыку (например, рок-музыка). Учеными доказано, что она негативно влияет на психику ребенка. Кроме того, далеко не вся классическая музыка подходит для слушания ребенка, т.к. порой содержит в себе «взрослые» эмоции, переживания, метания, страсть-все это чуждо и не понятно детям. Например, многие произведения эпохи Романтизма, позднего Классицизма и т.д. Отметим, что музыка эпохи барокко и ранний классицизм доступнее по восприятию детям, чем более поздняя. Чем ближе к нашему времени произведение - тем более внимательно нужно его анализировать, не проверять реакцию детей, а заранее отметать то, что вызывает сомнения.

Начать можно с прослушивания любимых музыкальных сказок Г. Гладкова, В. Шаинского, Ю.Энтина.

Следующий шаг- пополнение фонотеки произведениями русской, зарубежной классики, образцами народного творчества.

Особое внимание стоит уделить народной музыке, причем не только русской, но и фольклору народов мира. Очень важно то, что в фольклоре характер музыки соответствует состоянию детства. Эмоциональное содержание народной музыки просто и доступно детям. Кроме того, знакомство с национальной музыкой разных культур расширяет кругозор.

Почему так важно слушать классику?

Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы "Русского радио". У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным. Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще - она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой, простой мелодикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир. Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт.

Музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта.

Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям, - Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов "Спящая красавица","Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством-они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений ("Времена года"), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира ("Детский альбом"), либо… просто потанцевать.

 

Как слушать музыку?

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой. Лучше брать небольшие музыкальные отрывки или малые формы. Если какое-то произведение особенно понравилось малышу, можно прослушивать его столько раз, сколько захочется юному меломану. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. После прослушивания, заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке.

Затем, когда музыка станет уже знакомой и любимой, можно организовать активное слушание-игру, танец или рисование, любой творческий процесс, который будет соответствовать характеру музыкального произведение. Например, если это народная музыка, вы можете изобразить испанскую корриду, слушая пасодобль, или зажигательный танец под венгерскую, еврейскую или болгарскую музыку. Можно предложить ребенку импровизировать танцевальные движения в процессе прослушивания музыкального отрывка.

  Название пьес в «Детском альбоме» П. И. Чайковского сами побуждают к сюжетной игре или рисунку. Предложите ребенку нарисовать музыку, выразить свои впечатления от прослушивания в красках  и линиях. Можно вместе с ребенком придумать сюжет.

Также, процесс слушания музыки может представлять собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр вместе с ребенком выборочных сюжетов музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

Один из видов слушания дома может быть пение взрослых. Дети с большим интересом слушают песенки, которые им поет мама или папа, просят вновь и вновь повторить любимую песню. Это развивает музыкальную память и учит петь детей.

Уважаемые родители! Важно помнить, что жизнь ребенка понимающего и любящего музыку, гораздо богаче и ярче, нежели его сверстника, не имеющего такого опыта. Не всегда все получается сразу. Наберитесь терпения и вместе с вашим маленьким другом отправляйтесь в прекрасный, увлекательный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!

Рекомендуемая музыка для прослушивания.

1.Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Народная музыка близка состоянию детства. Интонации ее просты  и гармоничны, поэтому дети с удовольствием слушают народные песни, потешки.

2.Музыка эпохи барокко.

А.Вивальди «Времена года», скрипичные концерты

И.С. Бах Шесть маленьких прелюдий, Пятнадцать двухголосных инвенций, Хоральная прелюдия, "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах", «Шутка и т.д.

Ж.Ф.Рамо, Ф.Куперен и др.

3.Произведения венских классиков.

А. Моцарт, И.Гайдн, Л. Бетховен и др.

4. Классическая музыка XX века отечественных композиторов.

С.Майкопар, С.Прокофьев, Д.Шостакович, Г.Свиридов, Д.Кабалевский, М Дунаевский и др.

5. Классическая музыка XX века зарубежных композиторов.

Б.Барток, Э.Мак-Доуэлл, К.Орф и др.

6.Альбомы фортепианных пьес.

«Бирюльки» С.Майкопар; «Бусинки» А.Гречанинов; «Детский альбом», «Времена года» П.Чайковский; «Альбом пьес для детей» Г.Свиридов;

«Детская музыка» С.Прокофьев; «Танцы кукол» Д.Шостакович;

«Альбом для юношества», «Фантастические пьесы» Р.Шуман

7.Фрагменты симфонических произведений.

С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и Волк»

К.Сен-Санс Симфонический цикл «Карнавал животных»

И.Гайдн «Детская симфония»

В.А.Моцарт Симфония №40

Э.Григ отрывки из камерной симфонии «Пер Гюнт»

Отрывки из музыки к балетам П.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», С.Прокофьев «Золушка»

Фрагменты из опер Н.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и др.

8. Песни из музыкальных сказок, мультфильмов и детских фильмов.

музыкальные сказки Г. Гладкова, В. Шаинского, Ю.Энтина, А.Рыбникова,

 Е. Крылатова и др.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushanie_muzyki_doma_s_detmi.docx18.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слушание музыки дома с детьми. #СидимДома 

Для каждого современного родителя, занимающегося воспитанием своего ребенка, не будет новостью, что гармоничное развитие маленького человека не возможно без музыки. И это не удивительно: музыка обогащает эмоциональный интеллект ребенка, учит сопереживанию, пониманию красоты, смягчает сердце, и можно еще много перечислять чудодейственных свойств музыки и ее важность. Музыкальность-способность эмоционально откликаться на музыку. Чем больше и разнообразнее эмоциональное содержание слышит человек в звуках, тем более он музыкален.

 Попробуйте научить ребенка слышать и понимать музыку, и, конечно же, учитесь сами.

Какую музыку слушать?

Первым условием в процессе слушания является правильный отбор музыкальных произведений. Музыка, учитывая ее эмоциональное разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человеку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! Поэтому к выбору музыкального репертуара нужно подойти очень внимательно.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному. Не рекомендуются слушать низкочастотную музыку (например, рок-музыка). Учеными доказано, что она негативно влияет на психику ребенка. Кроме того, далеко не вся классическая музыка подходит для слушания ребенка, т.к. порой содержит в себе «взрослые» эмоции, переживания, метания, страсть-все это чуждо и не понятно детям. Например, многие произведения эпохи Романтизма, позднего Классицизма и т.д. Отметим, что музыка эпохи барокко и ранний классицизм доступнее по восприятию детям, чем более поздняя. Чем ближе к нашему времени произведение - тем более внимательно нужно его анализировать, не проверять реакцию детей, а заранее отметать то, что вызывает сомнения.

Начать можно с прослушивания любимых музыкальных сказок Г. Гладкова, В. Шаинского, Ю.Энтина.

Следующий шаг- пополнение фонотеки произведениями русской, зарубежной классики, образцами народного творчества.

Особое внимание стоит уделить народной музыке, причем не только русской, но и фольклору народов мира. Очень важно то, что в фольклоре характер музыки соответствует состоянию детства. Эмоциональное содержание народной музыки просто и доступно детям. Кроме того, знакомство с национальной музыкой разных культур расширяет кругозор.

Почему так важно слушать классику?

Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы "Русского радио". У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным. Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще - она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой, простой мелодикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир. Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт.

Музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта.

Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям, - Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов "Спящая красавица","Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством-они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений ("Времена года"), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира ("Детский альбом"), либо… просто потанцевать.

Как слушать музыку?

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой. Лучше брать небольшие музыкальные отрывки или малые формы. Если какое-то произведение особенно понравилось малышу, можно прослушивать его столько раз, сколько захочется юному меломану. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. После прослушивания, заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке.

Затем, когда музыка станет уже знакомой и любимой, можно организовать активное слушание-игру, танец или рисование, любой творческий процесс, который будет соответствовать характеру музыкального произведение. Например, если это народная музыка, вы можете изобразить испанскую корриду, слушая пасодобль, или зажигательный танец под венгерскую, еврейскую или болгарскую музыку. Можно предложить ребенку импровизировать танцевальные движения в процессе прослушивания музыкального отрывка.

  Название пьес в «Детском альбоме» П. И. Чайковского сами побуждают к сюжетной игре или рисунку. Предложите ребенку нарисовать музыку, выразить свои впечатления от прослушивания в красках  и линиях. Можно вместе с ребенком придумать сюжет.

Также, процесс слушания музыки может представлять собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр вместе с ребенком выборочных сюжетов музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

Один из видов слушания дома может быть пение взрослых. Дети с большим интересом слушают песенки, которые им поет мама или папа, просят вновь и вновь повторить любимую песню. Это развивает музыкальную память и учит петь детей.

Уважаемые родители! Важно помнить, что жизнь ребенка понимающего и любящего музыку, гораздо богаче и ярче, нежели его сверстника, не имеющего такого опыта. Не всегда все получается сразу. Наберитесь терпения и вместе с вашим маленьким другом отправляйтесь в прекрасный, увлекательный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!

Рекомендуемая музыка для прослушивания.

1.Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Народная музыка близка состоянию детства. Интонации ее просты  и гармоничны, поэтому дети с удовольствием слушают народные песни, потешки.

2.Музыка эпохи барокко.

А.Вивальди «Времена года», скрипичные концерты

И.С. Бах Шесть маленьких прелюдий, Пятнадцать двухголосных инвенций, Хоральная прелюдия, "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах", «Шутка и т.д.

Ж.Ф.Рамо, Ф.Куперен и др.

3.Произведения венских классиков.

А. Моцарт, И.Гайдн, Л. Бетховен и др.

4. Классическая музыка XX века отечественных композиторов.

С.Майкопар, С.Прокофьев, Д.Шостакович, Г.Свиридов, Д.Кабалевский, М Дунаевский и др.

5. Классическая музыка XX века зарубежных композиторов.

Б.Барток, Э.Мак-Доуэлл, К.Орф и др.

6.Альбомы фортепианных пьес.

«Бирюльки» С.Майкопар; «Бусинки» А.Гречанинов; «Детский альбом», «Времена года» П.Чайковский; «Альбом пьес для детей» Г.Свиридов;

«Детская музыка» С.Прокофьев; «Танцы кукол» Д.Шостакович;

«Альбом для юношества», «Фантастические пьесы» Р.Шуман

7.Фрагменты симфонических произведений.

С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и Волк»

К.Сен-Санс Симфонический цикл «Карнавал животных»

И.Гайдн «Детская симфония»

В.А.Моцарт Симфония №40

Э.Григ отрывки из камерной симфонии «Пер Гюнт»

Отрывки из музыки к балетам П.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», С.Прокофьев «Золушка»

Фрагменты из опер Н.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и др.

8. Песни из музыкальных сказок, мультфильмов и детских фильмов.

музыкальные сказки Г. Гладкова, В. Шаинского, Ю.Энтина, А.Рыбникова,

 Е. Крылатова и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомедации для родителей по слушанию музыки дома

Насыщение чувственно-эмоционального опыта помогает ребенку сформировать в себе опыт понимания другого человека....

Рекомендации по слушанию музыки дома. «В мире волшебных звуков»

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться....

Как организовать слушание музыки дома

консультация для родителей, как слушать музыку с ребёнком 3-4х лет...

Слушание музыки дома с дошкольниками

Консультация поможет родителям организовать интересно слушание музыки дома с детьми дошкольного возраста...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ ДОМА

Рекомендации  по слушанию музыки дома Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладат...

«Рекомендации по слушанию музыки дома»

Консультация для родителей "Рекомендации по слушанию музыки дома"...

Консультация музыкального руководителя для родителей по слушанию музыки дома

Консультация музыкального руководителя для родителей по слушанию музыки дома...