«ЛЭПБУК» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»
«ЛЭПБУК» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: воспитатель 2 младшей группы
О.Ю. Пшонкина
пгт Смышляевка 2019
Чудо-папку открываю, все, что знаю, вспоминаю.
Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования - «инновационного обучения».
В связи с введением ФГОС в дошкольном образовании существенно изменился подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Введение стандарта предоставило воспитателям свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности и главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребенка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Обучение развивает детей, прежде всего своим содержанием. Однако ребенок по-разному усваивает новое. Всем известно, что лучше всего запоминается то, что ярко, интересно, эмоционально окрашено. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Как добиться того, чтобы ребенок лучше запомнил пройденный материал, проявлял интерес и самостоятельность в изучении той или иной темы?
Одним из способов решения этой проблемы модернизации образования является использование лэпбука. Если переводить дословно, то лэпбук - это книжка на коленях. Еще его называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с мини – книжками, кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, передвигать, складывать. Заменять по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой – то определенной теме.
Использование лэпбуков помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Данный вид деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся, в результате которой ребёнок может сам собирать и организовывать информацию, выбирать задания, которые ему под силу, а так же развивает креативность, мелкую моторику, речь;
Главная ценность «Лэпбука» заключается в том, что он позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов.
Это дидактическое средство имеет название, цель и отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
-полифункционально: способствует развитию творчества, воображения.
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
- информативен (информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку);
- прочен (учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким);
- эстетичен (лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребенка появилось желание взять его в руки);
- вариативен (желательно иметь несколько вариантов использования каждой - доступен (его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста; взяв лэпбук в руки, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться; минимум подписей; никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации);
- пригоден к использованию одновременно группой детей (так же с участием взрослого как играющего партнера).
Для чего делают такие книжки? Все материалы папки соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения. Его можно использовать и для изучения основного материала, когда как раз по кусочкам собирается информация, и для обобщения, не только в совместной работе, но и в самостоятельной деятельности детей.
Для того чтобы изготовить лэпбук нужна фантазия и разнообразный материал. Сам процесс создания лэпбука очень интересен и увлекателен, главное продумать, как организовать свою работу. Результат будет более высоким, если активно работать с детьми и привлекать родителей к сбору иллюстраций, стихов, загадок по теме, к изготовлению мини-альбомчиков, различных тематических карманов. Данная форма при детско - взрослом взаимодействии, как с педагогами, так и семейные проекты, развивают более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы ребенка, но и развивать их.
В зависимости от назначения лэпбуки бывают:
- игровые;
- учебные;
- поздравительные;
- праздничные;
- автобиографические
В зависимости от формы:
- стандартная книжка с двумя разворотами;
- папка с 3-5 разворотами;
- книжка-гармошка;
- фигурная папка
Стандартный размер: - папка А- 4 в сложенном виде и А-3 в развернутом.
Результатом использования данного пособия является:
Объединение детей, родителей и педагогов, то есть социальная
направленность.
Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться.
Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
Список информационных источников
1. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук - «наколенная книга»// Обруч. 2025 г. №4 С. 29-30.
2. Гатовская Д. А., Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI международной конференции. – Пермь.
3. Интернет-ресурсы.
http://www.homeschoolshare.com/Lapbooks_at_HSS.php.
http://www.babyblog.ru/community/post/weeks/159859.
https://r http://www.tavika.ru/2013/06/lapbook-crow.html.
u.pinterest.com/Antavika/lapbook/
http://www.tavika.ru/2013/09/lapbook-autumn.html.
http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-winter.html#sthash.efg4O48G.dpuf
http://stranamasterov.ru/node/581310
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Лэпбук - как инновационная технология в современном образовании дошкольников
работа с лепбуком...
Лэпбук - как инновационная технология в современном образовании дошкольников
Лепбук - как инновационная технология в современном образовании дошкольников...
Лэпбук - как инновационная технология в современном образовании дошкольников.
Важным аспектом современного Российского образования, в условиях реализации ФГОС, является - научить ребенка учиться самому. Педагогам приходится искать новые средства обучения, которые соответс...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: «Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников»
Работа была представлена на муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений гор...
Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников
В статье кратко раскрывается роль инновационных технологий, используемых мною в процессе экологического воспитания дошкольников...
Педагогический совет: "Инновационные технологии в экологическом образовании дошкольников"
Педагогический совет: "Инновационные технологии в экологическом образовании дошкольников"...
«Лэпбук или интерактивная папка» как инновационная технология в современном образовании дошкольников.
Цель: вызвать интерес к изучаемой теме, повысить любознательность и привлечь детей к индивидуальной работе и совместной под руководством взрослого.Задачи:Образовательная: расширить и закрепить знания ...