"Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_aktualnost_i_neobhodimost_ranney_proforientatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
«Детский сад № 384 г. Челябинска»
Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, тел.: (8351) 741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru |
Доклад на тему:
Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста
Подготовила:
Томилина Елена Викторовна
( высшая кв. категория)
2020г.
«Актуальность ранней профориентации детей».
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Э.Ф. Зеер отмечал, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще.Сегодня существует несколько моделей профессионального самоопределения личности. Но в профессиональной ориентации наиболее известна периодизация Е. А. Климова.
Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко – в социальное сообщество. Поэтому каждая стадия профессионального становления личности является уникальной и значимой.
Психолог утверждает, что профессионального становления человека происходит в течение всей жизни. Таким образом, профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии допрофессионального развития), т.е. развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самопознания как такового (2 – 3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10 – 12 лет).
На следующей стадии – вторичной оптации – происходит поиск и выбор учебно-профессионального направления и профессии. Такое развитие профессионального самоопределения происходит в подростковом возрасте (до 15 – 16 лет).
На стадии профессиональной подготовки происходит выбор профессионально-образовательного учреждения и самоопределение в рамках профессионального поля (до 23 лет).
Затем приходит стадия собственно самоопределения в профессии (длится от 24 до 75 лет).
Таким образом, к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач, актуальных, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен включать в себя рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019...
Родительское собрание Тема: «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Мотивация родителей к решению проблеме профессионального определения детей....
Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...
Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста
В статье кратко описана система работы по ранней профориентациидетей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО...
Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»...
Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...
Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу д...
Комментарии
Спасибо за интересную
Спасибо за интересную консультацию