"Адаптация" Доклад ГМО
материал (младшая группа)
Доклад выступления на ГМО по раннему возрасту. Декабрь 19г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gmo_dekabr_19g.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия успешной адаптации
детей раннего возраста к ДОУ
Аннотация
В докладе рассматриваются педагогические условия для создания успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Доклад предназначен для воспитателей групп раннего возраста.
Ключевые слова: ранний возраст, адаптация, период адаптации, ребенок.
Содержание
В.А.Сухомлинский писал: «…твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - проникнуть в духовный мир ребенка»
Эти качества души в полной мере должны раскрываться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. Все работники детского сада должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям общественного воспитания.
Воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям: соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать ребенка на прогулку, не допускать, чтобы он брал в рот игрушки.
Случается, что дети, приученные к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может быть причиной заболевания.
К полутора-двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно, однако, многие из детей второго и третьего года жизни не умеют есть не только жидкую, но и густую пищу. Их надо в первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приема пищи, опрятности, гигиены. Знание «зоны ближайшего развития» необходимо воспитателю при введении ребенка в группу, так как это поможет четко определить, что уже сформировано в ребенке и что предстоит сформировать. Воспитатель должен знать потребности и возможности детей при организации жизни в группе.
Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей - одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.
При выборе педагогических воздействий воспитатель должен учитывать, что ребенок не способен сразу, немедленно выполнить указания. Воспитатель должен помнить, что поведение ребенка может измениться к худшему, если педагогические воздействия не будут отвечать потребности общения, которая определяет поведение ребенка. Поэтому система их должна быть четко продумана. Она должна включать действия семьи и детского учреждения, умелое применение которых будет способствовать быстрой и безболезненной адаптации ребенка к условиям детского
Педагогическое требование будет гораздо эффективнее, если его выразить как предупреждение о необходимости перейти к другому действию.
Важно учитывать склонность детей к подражанию. Ребенок, окруженный вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее знакомится с группой, разговаривает с детьми.
Отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка, обстановка, в которой он находится, влияют на речевое развитие. Поэтому речь воспитателя должна быть четкой, интонационно выразительной, негромкой, грамматически правильной. В период адаптации особенно важно обратить внимание на уровень речевого развития ребенка. Собственные наблюдения воспитателя и сведения, полученные от родителей, позволяют выяснить, насколько ребенок понимает то, о чем с ним говорят, каков словарный запас, как он умеет пользоваться словами при обращении к взрослому, при ответах на его вопросы. Без этого невозможен тесный контакт воспитателя с ребенком, затрудняется взаимопонимание.
Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться, поэтому воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребенка общаться. Для этого нужно расширять поводы для общения со взрослыми, поддерживать каждое инициативное общение, учитывая, что содержание потребности детей в общении в период адаптации качественно изменяется. При этом следует расширять все стороны речи ребенка. Важно учитывать и уровень сформированности предметно-игровых действий ребенка.
Воспитателю необходимо знать возрастные особенности, возможности детей, привычки, показатели, определяющие их развитие. Незнание привычек ребенка осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Воспитатель должен устанавливать контакт с ребенком в первый же день. Он обязан так встретить новенького, чтобы не разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на время близких, не дать почувствовать себя чужим, беспомощным, возможно даже изменить режим дня с учетом поведения и самочувствия.
При поступлении ребенка в группу, воспитатель должен обращать особое внимание на следующее:
а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуверенное состояние);
б) характер деятельности (отсутствие действий, наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);
в) отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное, или вообще отсутствует);
г) высказывание о желаемом.
Наблюдения проведенные воспитателем за ребенком в условиях семьи и в группе в первые дни посещения детского учреждения, позволят правильно определить принадлежность ребенка по характеру поведения к той или иной группе, а, следовательно, и наметить соответствующую систему педагогических воздействий.
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания, воспитания у него навыков и привычек. Воспитатель должен и сам помнить, что воспитание навыков и привычек требует от взрослых терпения и настойчивости.
Воспитатель должен также объяснить родителям, как развивать у детей потребность в общении, познакомить с этапами развития.
За месяц до прихода детей в группу проводится собрание родителей, на котором разъясняются все моменты, характерные для периода адаптации:
1) уточняется режим и семье рекомендуется перевести ребенка на соответствующий возрасту режим;
2) обращается внимание на навыки и привычки, которыми должен владеть ребенок.
За несколько дней до приема малыша, его родителей приглашают на индивидуальную беседу, где ведется разговор и о том, как кормят ребенка, как укладывают спать, о характере его бодрствования и общения и т.д.
Задача воспитателя принимать меры к тому, чтобы адаптация происходила в кратчайшее время и с меньшей травмой для них, это можно достичь путем:
1) установления единства системы воспитания ребенка с первых дней жизни, как в семье, так и в детском саду;
2) правильной подготовки детей к детскому учреждению;
3) правильной организации первых дней пребывания ребенка в детском саду;
4) индивидуального подхода к поступившему ребенку в соответствии с его прошлым опытом и индивидуальными особенностями.
Обязанность персонала группы - окружить каждого вновь поступающего ребенка особым вниманием, лаской и бережным отношением.
Необходимо применять все меры к тому, чтобы обеспечить хороший аппетит, глубокий сон и эмоционально-положительное состояние.
В течение периода адаптации необходимо вести тщательный контроль за поведением ребенка (для этого ведется дневник, где отмечаются все особенности ребенка).
Руководство процессом привыкания детей к условиям общественного воспитания должно начинаться с организации их приема. Она включает:
1) регулирование выдачи направлений при комплектовании групп, соблюдение норм комплектования;
2) продуманную расстановку кадров;
3) составление подвижного графика поступления детей в группу;
4) сбор данных о ребенке;
5) работу с семьей;
6) определение группы привыкания (I, II, III) по характеру поведения ребенка в период адаптации.
Условия в группе должны соответствовать возрасту ребенка, обеспечивать их физическое, психическое, нравственное, умственное развитие.
Воспитатель должен обращать внимание и на свой внешний вид. Аккуратно одетый воспитатель всегда производит хорошее впечатление и располагает ребенка к себе, вызывает у него желание общаться.
Одежда ребенка должна быть удобной, приспособленной для самостоятельного раздевания и одевания - это одно из условий организации жизни ребенка в группе.
Для организации условий жизни ребенка в группе в период адаптации существуют определенные педагогические правила:
1) учет органических потребностей ребенка в еде, питье, туалете;
2) приучение ребенка ко всему новому постепенно;
3) единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка;
4) предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы;
5) создавать установку у ребенка на все предстоящие процессы.
6) все режимные процессы проводить спокойно, не причиняя ребенку неприятных ощущений;
7) нельзя заставить ребенка длительно ожидать чего-либо;
8) с момента поступления ребенка в детский сад приучать к активному участию в режимных процессах, к самостоятельности;
9) учитывать уровень развития культурно-гигиенических навыков, и на его основе применять приемы и методы педагогического воздействия;
10) при формировании режима и культурно-гигиенических навыков соблюдать преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований.
Таким образом, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к дошкольному учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Характер периода адаптации будет зависеть от того, насколько правильно сумеет воспитатель понять нужды ребенка, его интересы, наклонности и не усугубить его состояние; организовать деятельность, способствующую не только удовлетворению нужд, но и формированию потребностей более высокого уровня; организовать режимные моменты и согласовать их с семьей; выбрать приемы и методы педагогического воздействия. Для решения этой сложной задачи воспитателю надо иметь определенный круг знаний.
Карта диагностики поведенческих реакций
Критерии адаптации | Показатели адаптации | Оценка |
1. Эмоциональное состояние ребенка | Весел, жизнерадостен, подвижен, активен Улыбается, настроение хорошее, спокоен Иногда задумчив, замкнут Легкая плаксивость, хныканье Плачет за компанию, плач приступообразный Сильный, профилактический плач, подавленное настроение | +3 +2 +1 -1 -2 -3 |
2. Социальные контакты ребенка | Много друзей, охотно играет с детьми Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми Безразличен к играм, отстранен, замкнут Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру Проявляет тревогу, бросает начатые игры Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть | +3 +2 +1 -1 -2 -3 |
3. Сон ребенка | Сон глубокий, спокойный, засыпает быстро Сон спокойный Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго Засыпает с хныканьем, тревожен во сне Засыпает с плачем, долго, тревожен во сне Отсутствие сна, плач | +3 +2 +1 -1 -2 -3 |
4. Аппетит ребенка | Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием Нормальный аппетит, ест до насыщения Аппетит выборочный, но насыщенный Отвергает некоторые блюда, капризничает Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно Отвращение к еде, кормление мучительно | +3 +2 +1 -1 -2 -3 |
Интерпретация результатов:
Уровень адаптации выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П)
Адаптация | Сроки (А) | Поведенческие реакции (П) | Уровни адаптации |
Лёгкая | До 5 дн. - 1 нед. | +12…+8 | Высокий: А-1 и П-1 А-1 и П-2 |
Средняя | До 15 дн. - 3 нед. | +7……0 | Средний: А-1 и П-3 А-2 и П-2 |
Усложненная | До 25 дн. - 5 нед. | -1……-7 | Сложный: А-2 и П-4 А-3 и П-3 |
Дезадаптация | Более 5 нед. | -8…...-12 | Дезадаптация: А-3 и П-4 А-4 и П-4 |
Лист (наблюдений) адаптации
(фамилия, имя) (дата рождения) (возраст) (посещает МБДОУ с дата)
|
ФИО воспитателя________________________________________________________подпись____________________
ФИО воспитателя________________________________________________________подпись____________________