Буклет "ТРИЗ-технологии"
материал
Предварительный просмотр:
8.«А что было потом».
Предложите ему вместе подумать, что стало с героями после того, как сказка закончилась. Понравилось Золушке жить во дворце, или они вместе с принцем сбежали и построили собственный дом?
9.«Фантастическое вычитание».
Попробуйте мысленно убрать из сказки что-то, что существует на свете. «Однажды Зебра проснулась без черных полосок на шерстке…», «Проснулась утром Маша, а солнца на небе - нет и нет…»
10. Смешные истории на ходу.
Небольшие рассказы можно быстро придумывать несколькими способами. Первый - построить историю на ошибке (например, мальчик всегда надевает носки на руки), второй - мысленно поместить заурядного персонажа в необычный для него контекст (рыбку - на дерево, зубную щетку - на полку с игрушками)
11. «Разновидность фантастического бинома».
Предлагается (5-6) картинок с изображением героев какой-либо сказки (можно заменить игрушками, настольным театром, опорными сигналами).
Например: ребенок выбрал 5 карточек (девочка, волк, бабушка, лес, цветы + вертолет).
1 вариант. Сначала ребенок рассказывает настоящую сказку, а ближе к концу или в самом конце введите новый персонаж.
12. «Перевирание сказки».
Когда сказка начинает надоедать, появляется другой угол зрения.
1 вариант. Рассказываете немного текста реальной сказки, а потом снова меняете ее, но линию настоящей сказки ведете до конца.
Например:
Жила-была девочка, звали ее Желтая Шапочка…
13. «Сказка в заданном ключе».
Используя разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.
Например:
- жили старик со старухой у синего моря…в наши дни. Что будет просить старуха?; - Колобок живет на 10 этаже с лифтом…
Составитель:
педагог-психолог
МБДОУ №7 «Жемчужинка»
Г.Симферополя
Слизова К.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №7«ЖЕМЧУЖИНКА» Г.СИМФЕРОПОЛЯ
Буклет
Триз-технологии
«Творим сказку»
Симферополь, 2019
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Используя методы и приёмы ТРИЗ в работе со сказкой, можно научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать её содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
Нетрадиционные методы и приемы ТРИЗ в работе со сказкой:
1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых герои попадают в новые обстоятельства, которые могут быть невероятными.
“Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Спасательные ситуации в сказках. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.
2.Сказки по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка – “Крошечка - Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.
3.«Сказки «наизнанку».
Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка – злая («Красная Шапочка»); Колобок не убежал от бабушки и дедушки, а остался с ними...
4.«Сказки «задом наперед».
Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Первоначальное использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации.
5. «Сказка со «сменой места действия».
Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Колобок в космосе, козлята и волк на необитаемом острове.
6.«Сказочная путаница».
Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко – дам тебе корытце… » и т. д.
7.Сказка «на новый лад».
Вы можете вспомнить знакомую сказку и переделать её: например, сообщить главному герою черты вашего ребенка, вплести в сюжет случай из жизни или изменить обстоятельства, в которых существуют персонажи.