Статья "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"
статья

Карих Ольга Олеговна

Статья опубликована в сборнике научных статей  "Образовательная среда: постижение культурно-исторической реальности" ( Образовательная среда: постижение культурно-исторической реальности: сборник научных статей / авт-сост.: К.В. Султанов. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2019.595 с.)

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon oblozhka_obrazovatelnaya_sreda.pdf1.42 МБ
Microsoft Office document icon statya_karih_o.o.doc40 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста.

Автор статьи: Карих Ольга Олеговна, МК ДОУ д/с №329, воспитатель.

В данной статье представлена информация о развитии и становлении речи, влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста, для родителей описаны примеры игр, которые они могут организовать в домашних условиях.

Ключевые слова: речь, становление речи, ранний возраст, двигательная активность, пальцы рук, мелкая моторика, пальчиковые игры.

 В настоящее время у многих детей наблюдается общее моторное отставание, слабое развитие моторики рук, особенно это заметно у «городских» детей.  Вспомним, что 15-20 лет назад родителям приходилось больше делать руками — стирать, шить, вязать, соответственно в деятельность взрослых был включен и ребенок. В настоящее время необходимость делать домашнюю работу руками  все меньше, наша жизнь становится более автоматизирована, из за чего страдает развитие мелкой моторики. Огромную популярность сейчас приобрели развивающие центры, куда родители отдают своих детей для овладения определенными навыками, в том числе для развития речи. Помочь ребенку развить мелкую моторику, и тем самым, речь, можно и дома самостоятельно, используя приведенные пальчиковые игры.  [2, с. 67-69; 8, с. 18]

В раннем возрасте (1,5 — 3 года) основными достижениями, которые определяют развитие психики, являются: освоение телом, развитие предметной деятельности и развитие речи.  В первые месяцы второго года жизни слова взрослого, которые относятся к какому либо знакомому предмету, имеют смысл лишь тогда, когда предмет находится перед ребенком.  На втором году жизни слово для ребенка имеет пусковое значение (но не тормозящее) - ребенку по словесному указанию проще начать какое либо действие, чем прекратить. На третьем году жизни слова взрослого уже начинают регулировать деятельность ребенка, он начинает с интересом слушать разговоры взрослых, стихи, сказки (даже труднодоступные по смыслу). Теперь речь  является основным средством познания действительности [4, с. 120].

 Развитие активной речи ребенка до 1,5 лет происходит очень медленно (он усваивает от 30 до 100 слов и употребляет их редко). К концу второго года жизни ребенок употребляет уже до 300 слов, а к концу третьего года — от 500 до 1500 слов.  [4, с. 253] Речь ребенка называют автономной, то есть дети механически повторяют слова и высказывания взрослых, пока еще не понимая содержания сказанного. [5, с. 260]

А.Н. Леонтьев выделил четыре этапа становления речи: подготовительный (до 1 года) — от первого крика и плача до появления первых слов. Преддошкольный (1-3 года) —  этап становления активной речи: словарь детей активно пополняется, значения слов становятся все более определенными. Дошкольный (3-7 лет) — формирование отвлеченной, обобщенной речи, без наглядной опоры. Школьный  (7-17 лет) — происходит сознательное освоение речи, овладение звуковым анализом, ведущая роль принадлежит новому виду речи — письменной речи. [7, с. 19]

 Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше и качественнее развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики была подтверждена исследованиями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии. Сначала происходит развитие тонких движений пальцев рук, затем — артикуляция слогов, далее качественное освоение речи зависит от степени тренировки движений пальцев. Существует множество специальных упражнений и игр, которые помогут ребенку в освоении умения свободно пользоваться движениями своих рук. [3, с. 38]

Движения пальцами рук и кистями имеют огромное развивающее значение. Влияние действий руками на развитие головного мозга известно еще со II века до нашей эры, первое упоминание о котором известно в Китае.  Японский врач Намикоси Токудзиро создал методику оздоравливающего воздействия на руки, в Китае давно известны и практикуются игры с металлическими и каменными шарами, в Японии — игры с грецкими орехами. В России из поколение в поколение передаются народные игры-потешки, например «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая». Родители, неосознанно, с самого рождения используют такие игры для отвлечения внимания и успокоения ребенка, но простые движения рук снимают также напряжение, умственную усталость, способны улучшить произношение многих звуков, что напрямую связано с развитием речи. [1, с. 123-126; 6, с. 38]

 В настоящее время для педагогических работников и родителей существует огромное количество пособий, где представлены пальчиковые игры, которые помогут укрепить руки ребенка, помочь достичь согласованных, координированных действий, научить управлять каждым пальчиком. Пальчиковые игры действуют на различные виды движений, таких как: хватание (обучение целенаправленному захватыванию предмета); соотносящие действия (обучение совмещать два предмета и части предметов); подражание движениям рук взрослого; движение кистей и пальцев рук. [8, с. 18]

Примеры упражнений, направленных на развитие мелкой моторики:

- Игры с прищепками: повторение действий разжимания/сжимания тренируют пальчики рук.

- Пальчиковый «сухой» бассейн, содержимое которого — горох, фасоль, крупа, мелкие камешки, песок, соль. Эти мелкие предметы воздействуют на нервные окончания, которые располагаются на кончиках пальцев.  

- Упражнения с мячиками — используются резиновые, пластмассовые массажные мячики с шипами. Шипы также воздействуют на нервные окончания, стимулируют кровообращение.  

- Криотерапия — игры со льдом. В процессе игр улучшается питание тканей, благодаря изменению деятельности сосудов — спазм мелких артерий сменяется их расширением под воздействием холода.

- Игры- шнуровки, например, задание зашнуровать игрушечный ботинок. Благодаря играм — шнуровкам укрепляются пальцы и вся кисть.

-  Создание картин из макарон и круп — удержать и найти место на картине для мелкого материала отлично развивает ловкость пальцев.

Подведя итоги, можно сказать о том, что пальчиковые игры играют роль в становлении речи, учат ребенка усидчивости, улучшают внимание, память, слух. В своей работе воспитатель должен использовать пальчиковые игры для развития речи дошкольников, так как у детей, приходящих в детский сад, зачастую наблюдается слабая сформированность речи. Родители, используя примеры игр из данной статьи, смогут оказывать положительное влияние на развитие речи детей, снимать эмоциональное напряжение, настраивать на положительную работу с мамой и папой.   [1, с. 123-126]

Библиографический список:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей раннего возраста. Методическое пособие.  М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128с.
  2. Воронина Л.П. В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи? // Дошкольная педагогика. 2011.  №7. С. 67-69.
  3. Лопухина И.С. Речь, ритм, движение. Спб: Дельта. 2001. - 128с.
  4. Мухина В.С.  Возрастная психология.  М.: Издательский центр «Академия». 2006. - 456с.
  5. Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь.  М.: Эксмо. 2010. - 464с.
  6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.  М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ». 1999.  - 48с.
  7. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М.: Просвещение. 1989. - 223с.
  8. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика Синтез, 2009. - 56с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста".

Формированию речи детей раннего возраста посвящено много работ. В некоторых основное внимание уделено характеру голосовых и речевых реакций детей в онтогенезе; в других -  рассматриваются физиоло...

Консультация для родителей "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста...

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста...

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста....

Статья для родителей «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»

Статья для родителей «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»...