Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

«Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx98.66 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад г.Покачи

Консультация для родителей

«Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»

Методическая работа - МБДОУ Лесновский детский сад

Воспитатель:

Джумак И.А.

Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей.

А. А. Люблинская

Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким - в семье, воспитателю - в детском саду. Одним из способов развития речи является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах.

Специально подобранные и изготовленные руками педагогов игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. Так, играя, ребенок получает возможность обогатить свой словарь, сформировать грамматические категории, развить связную речь, расширить знания об окружающем мире, приобрести коммуникативные навыки. Качественная работа воспитателя - залог успешного речевого развития детей на ступени раннего возраста и социализации в дошкольном детстве.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Игра - ведущая деятельность ребёнка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях.

С этим связано и возникновение замысла в игре. Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: девочка беспокоится, если «подгорают котлеты», мальчик бережно везёт «заболевшую куклу» на машине и т.д.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.

Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

  • Упражнение «Лягушки улыбаются»

Квака любит улыбаться Тянуть губы прямо к ушкам

Рот у Кваки до ушей Очень нравится лягушкам

Хоть завязочки пришей. Улыбаются, смеются

А глаза у них, как блюдца.

  • Упражнение «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем

А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.

  • Упражнение «Хобот слоненка»

Подражаю я слону: губы хоботом тяну…

Даже если я устану, их тянуть не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.

  • Упражнение «Трубочка»

Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

  • Упражнение «Лягушка-слоненок-дудочка»

Свои губы прямо к ушкам мы растянем как лягушки.

А теперь слоненок я, видишь – хобот у меня.

А сейчас мы дудочки, дудочка - погудочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...