Тема «Использования игровых технологий в социально - личностном развитии дошкольников»
материал

Крайкина Наталья Вячеславовна

Педчтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_porozhdaet_radost.docx21.42 КБ
Файл pedchtenie_kraykinanv.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Крайкина Н.В.

Чернцкое муниципальное

 дошкольное образовательное учреждение

Тема «Использования игровых технологий в социально - личностном развитии дошкольников»

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность, необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Евгений Евгеньевич Шулешко, Александра Петровна Ершова и Вячеслав Михайлович Букатов.

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Она направлена на развитие социальных качеств личности, формирования коммуникативной культуры детей. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Цель: Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

1 Повышение качества образования детей

2 Снятие страха перед деятельностью

 3 Развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей

 4 Развитие у детей умений элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий с окружающими

 5 Формирование у детей навыка слаженной работы

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

 • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов -от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Таким образом, к функции игровой технологии относятся:

1. Эмоционально развивающая функция ;

2. Диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;

3. Релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;

4. Компенсаторная функция – дает ребенку то, что ему не хватает;

5. Коммуникативная функция - является великолепным средством для

общения;

6. Функция самореализации- служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;

7. Социокультурная функция- в процессе игры ребенок осваивает

социокультурные нормы и правила поведения;

8. Терапевтическая функция- может служить средством лечения

психических расстройств ребенка.

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);
  • группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп);
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);
  • группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.

Классификация  социо- игровой направленности:

1. Игры для рабочего настроя. Используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим.

 2. Игры-разминки (разрядки) - Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться.

3. Игры для приобщения к делу - Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

4. Игры творческого самоутверждения - При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.

-Игры на самоконтроль.

 5. Игры вольные (на воле)- Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).

Девять правил социо - игровых подходов:

 1. Позиция воспитателя: воспитатель - равноправный партнёр, с которым всегда интересно.

 2.Снятие судейской роли с педагога (способствует снятию страха ошибки у детей).

 3. Свобода и самостоятельность детей в выборе знаний, умений и навыков.

 4. Смена мизансцен (т.е. обстановки). Дети могут общаться в разных уголках группы.

 5. Ориентация на индивидуальные открытия и возможности детей.

6. "То, что трудно - интересно".

 7. Движение (или активность). Чтобы дети могли двигаться, договариваться, предполагать и по-своему понимать.

8. Жизнь детей в малых группах (3-6 человек).

9. Соблюдение принципа полифонии ("за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток").

Организуемые ситуации накопления положительного социально- эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером), то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным. Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:

• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;

 • у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;

 • дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;

• у них не будет чувства страха за ошибку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использования игровых технологий в социально - личностном развитии дошкольников» Выполнил воспитатель Чернцкого МДОУ Крайкина НВ 26.02.2020 Пасечник Е.А. 2020

Слайд 2

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель . 26.02.2020 Пасечник Е.А.

Слайд 3

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Слайд 4

26.02.2020 Пасечник Е.А. Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность, необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая , авторами которой являются: Евгений Евгеньевич Шулешко , Александра Петровна Ершова и Вячеслав Михайлович Букатов .

Слайд 5

26.02.2020 Пасечник Е.А. Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Она направлена на развитие социальных качеств личности, формирования коммуникативной культуры детей. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Цель: Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. 1 Повышение качества образования детей 2 Снятие страха перед деятельностью 3 Развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей 4 Развитие у детей умений элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий с окружающими 5 Формирование у детей навыка слаженной работы

Слайд 6

26.02.2020 Пасечник Е.А. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала .

Слайд 7

26.02.2020 Пасечник Е.А. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов -от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль , ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Таким образом, к функции игровой технологии относятся : 1. Эмоционально развивающая функция ; 2. Диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты; 3. Релаксационная функция - снижается излишнее напряжение; 4. Компенсаторная функция – дает ребенку то, что ему не хватает; 5. Коммуникативная функция - является великолепным средством для общения; 6. Функция самореализации- служит средством для достижения желаний и реализации возможностей; 7. Социокультурная функция- в процессе игры ребенок осваивает социокультурные нормы и правила поведения; 8. Терапевтическая функция- может служить средством лечения психических расстройств ребенка.

Слайд 8

26.02.2020 Пасечник Е.А. Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп); группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп); группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп); группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).

Слайд 9

26.02.2020 Пасечник Е.А. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Классификация социо - игровой направленности:

Слайд 10

26.02.2020 Пасечник Е.А. Игры для рабочего настроя. Используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим . «Добрый день»

Слайд 11

26.02.2020 Пасечник Е.А. 2. Игры-разминки (разрядки) - Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться. «Цветочная клумба»

Слайд 12

26.02.2020 Пасечник Е.А. 3. Игры для приобщения к делу - Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. «Угадай-ка»

Слайд 13

26.02.2020 Пасечник Е.А. 4. Игры творческого самоутверждения - При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия. «Спасибо»

Слайд 14

26.02.2020 Пасечник Е.А. 5. Игры на развитие самоконтроля «Слушай музыку»

Слайд 15

26.02.2020 Пасечник Е.А. Девять правил социо - игровых подходов: 1. Позиция воспитателя: воспитатель - равноправный партнёр, с которым всегда интересно. 2.Снятие судейской роли с педагога (способствует снятию страха ошибки у детей). 3. Свобода и самостоятельность детей в выборе знаний, умений и навыков. 4. Смена мизансцен (т.е. обстановки). Дети могут общаться в разных уголках группы. 5. Ориентация на индивидуальные открытия и возможности детей. 6. "То, что трудно - интересно". 7. Движение (или активность). Чтобы дети могли двигаться, договариваться, предполагать и по-своему понимать. 8. Жизнь детей в малых группах (3-6 человек). 9. Соблюдение принципа полифонии ("за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток"). Организуемые ситуации накопления положительного социально- эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Слайд 16

26.02.2020 Пасечник Е.А. Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером), то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным. Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов: • дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга; • у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие; • дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию; • у них не будет чувства страха за ошибку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стан...

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

материал взят для самообразования по социально-личностному развитии и коммуникации дошкольников....

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей.Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. ФГОС  выдвигает ряд требований к социал...

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Сформировать у слушателей семинара представление о специфике средств, методов, приемов социально-личностного развития детей в условиях Центра игровой поддержки дошкольников....

"Использование игровых технологий в социально- личностном развитии дошкольников"

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образова...