Статья. Значение игры для дошкольника.
статья
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_znachit_igra_dlya_detey.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение игры для дошкольника.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
В. А. Сухомлинский
Игра для детей дошкольного возраста является основным видом деятельности. Посредством игры дети познают окружающий мир, а позже самоопределяются и идентифицируют себя как личность.
Дошкольный возраст – это самое благоприятное время для стартового обучения ребенка. Любая форма обучение легче воспринимается детьми, если подача информации носит игровой характер.
Подбирая развивающие игры, необходимо учитывать психологические особенности каждого ребенка. Тогда занятия принесут максимум пользы. Если малыш замкнут, застенчив, не умеет налаживать дружеское общение со сверстниками, то для него будут очень полезны игры-хороводы, а также разнообразные сюжетные игры, требующие взаимодействия.
Игры для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько видов: подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические.
Подвижные игры занимают особое положение среди прочих видов игровой активности. Все дети любят двигаться: бегать, прыгать, играть с мячом. Подвижные игры с группой сверстников, бесспорно, являются лучшим видом физической активности для ребенка. Подвижные игры не только способствуют правильному физическому развитию ребенка, но еще и снижают его психологическое напряжение. Подвижная игра – одна из существенных потребностей растущего ребенка.
Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.
Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:
· развивать моторику мелких мышц кисти;
· развивать координационные способности;
· совершенствовать функцию дыхания в подвижных играх;
· формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
· развивать устную речь в подвижных играх;
· формировать фонематический слух в подвижных играх;
· формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
· формировать зрительно-двигательную координацию в подвижных играх.
Включение подвижных игр направленного воздействия на развитие коммуникативных способностей дает большие возможности воспитателю в развитии личности ребенка.
Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, я пробуждаю у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
С помощью подвижных игр у дошкольников я формирую следующие социально -коммуникативные качества :
Умение слушать и слышать друг друга:
Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться:
Игры, направленные на формирование чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма
Развитие коммуникативных способностей: формирование у детей умений распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, обучение умению выражать свои потребности с помощью вербальных и невербальных средств общения, соблюдение элементарных правил общения в игре.
В этих играх:
-действия участников игры имеют индивидуальный характер;
-между играющими детьми отсутствует зависимость;
- результаты игровых действий детей не объединяются.
-противоборства сторон нет.
Развитие коммуникативных способностей: развитие умения сотрудничать, помогать друг другу, взаимодействовать, уступать и обмениваться в ходе игр информацией.
Значит, можно смело утверждать, что применение подвижных игр способствуют социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры: направлены в основном на формирование личности и развитие коммуникативных навыков у ребенка. Этот вид игровой деятельности невозможен без заранее продуманного сценария. У каждого ребенка в такой игре есть своя роль, будь то игра в «дочки-матери», разыгрывание сценок «в магазине» или «в аптеке». В соответствии с распределенными ролями, дети разыгрывают ролевые сценки, через игру копируя и примеряя на себя взрослую жизнь. В процессе сюжетно-ролевой игры у ребенка формируются такие качества, как отзывчивость, инициативность; ребенок учится бороться со своими страхами, а одевая на себя разные ролевые маски, вживается в сюжет и проходит психологическую реабилитацию.
Дидактические игры: направлены на обучение ребенка. Процесс обучение проходит подспудно. Важно, чтобы он не успел наскучить ребенку, дети должны проявлять искренний интерес к этой игровой деятельности. Как только интерес у ребенка пропадает, то игровую активность следует заменить, так как усвоение материала без участия ребенка невозможно. Дидактические игры во многом направлены на развитие сенсорного восприятия ребенка (слух, зрение, обоняние, осязание и вкус). Посредством дидактических игр ребенок приобретает свои первичные знания о предметах, его окружающих: их форме, размере, цвете, вкусе, запахе, расположению предметов в пространстве и относительно друг друга. Формирование представлений о внешних предметах и их признаках является основой сенсорного развития ребенка у детей, не имеющих проблем с сенсорным развитием, легче и безболезненнее происходит адаптация к школе. Получается, что правильное и гибкое восприятие окружающих предметов – это основа всего умственного развития ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются первые представления об окружающем его пространстве и мире в целом. От того, как будут развиваться его сенсорные способности, во многом зависит успех его будущего умственного развития.
Поэтому систематические занятия, основанные на игровой деятельности – это основа всего дальнейшего обучения и развития ребенка.
Примеры развивающих игр для детей
«Запретные слова» — игра на развитие внимания и мышления
В начале игры необходимо выбрать несколько слов, которые нельзя называть. Для первого раза можно ограничиться названиями цветов, например, сделать запретными слова «черный» и «белый». Ребенку (или детям по очереди) задают вопросы, отвечать на которые они должны без использования запретных слов. Например, «какого цвета бумага?», «какого цвета ночное небо?» и т.д. Постепенно игру можно усложнять, исключив слова «да» и «нет» или вводя новые ограничения. Назвав слово из запретного списка, ребенок становится ведущим или выбывает из игры.
Например, запретным словом является «белый». Ребенку задают вопрос «Какого цвета молоко?». Верными будут ответы «светлого», «цвета облаков», «снежного», «как бумага» и т.п., а неверным — «белого».
«Составь предложение» — игра на развитие речи
Лучше всего такая игра подходит для занятий с детьми, у которых есть трудности с произношением определенных букв. Например, для тренировки произношения звука «с» можно предложить ребенку несколько слов, начинающихся с буквы «с» (салат, стол, свекла) и попросить составить из них предложение (на столе стоит салат из свеклы). Сложность заданий можно увеличивать, предлагая школьнику большее количество слов.
«Я знаю 5 имен» — игра, развивающая ловкость, мышление и память
Задача детей — по очереди подбрасывать мяч вверх или бить его об землю, произнося такие слова: «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков, названий городов, цветов, животных, птиц...». С каждым ударом или броском мяча он должен назвать одно название или имя: «Аня-раз, Света-два, Таня-три и т.д. Если игрок ошибся, не поймал мяч или надолго задумался, он выбывает из игры. Победителем объявляется тот, кто ни разу не ошибся и продержался в игре дольше всех.
«Пары слов» — развивающая игра, улучшающая память и расширяющая словарный запас
Задача взрослого — сказать ребенку несколько пар слов, которые можно ассоциативно связать между собой. Например, это могут быть пары: река-мост, школа-парта, зеркало-помада и др. Для начала достаточно придумать 5-6 пар слов.
Задача ребенка — запомнить эти слова. Затем взрослый называет только первые слова из каждой пары (река, школа, зеркало), а ребенок должен вспомнить вторые (мост, парта, помада). Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество пар слов и придумывая не такие явные ассоциации. Конечно, взрослому к такой игре лучше подготовиться заранее.
Литература
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.- М., 1997.
2. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
3. Бондаренко, А. К., Матусик, А. И. Воспитание детей в игре. - М., 1983.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, № 6. – с. 62-76
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья - Значение игры в развитии ребенка дошкольника.
Статья - Значение игры в развитии ребенка дошкольника....
Статья "Значение цветоразличения для дошкольников"
Данная статья содержит рекомендации для развития цветоразличения у детей дошкольного возраста....
статья «Значение игры в жизни дошкольника».
Рекомендации для родителей...
Статья "Значение игры в личностном развитии ребенка дошкольника".
Значение игры в личностном развитии ребенка дошкольника....
Статья «Значение игры и ее влияние на ход развития дошкольника»
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качествен...
Статья: " Значение игры для дошкольника".
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский...
Статья : "Значение игры в нравственном воспитании дошкольника"
Игра является неотъемлемой частью жизни детей дошкольного возраста. Они с интересом и радостью погружаются в мир воображения, создают свои собственные сюжеты и роли, исследуют окружающую среду и...