Играем дома- развиваем мелкую моторику
картотека
Картотека пальчиковых игр и упражнений.
Игрушки
«Шарик»
Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
«Мои игрушки»
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка,
Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.
Это пёс.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс.
Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.
«Юла»
Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
Части тела
«Это я»
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
Одежда
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики.
Осень
«Листопад»
Листопад, листопад! Руки поднять вверх.
Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,
медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.
То-то радость для ребят!
«Осенью»
Ветры яблони качают.
Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями
Обувь
«Новые кроссовки»
Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.
Упражнение с пробками
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Фрукты
«Яблоки»
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
«Компот»
Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ. Развести руки в стороны.
«Сливы»
Кисти сжаты в кулак.
Большой пальчик сливы трясёт. Разгибаем большой палец.
Второй их собирает. Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец.
Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный.
Самый маленький – «шалун» Разгибаем мизинец.
Всё, всё съедает.
Овощи
Капустка
Мы капустку рубим-рубим, Движения прямыми ладонями вверх-вниз
Мы капустку солим-солим, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев
Мы капустку трём-трём, потирать кулачок о кулачок
Мы капустку жмём-жмём. сжимать и разжимать кулачки
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка, Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
Зима
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками.
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки. Изображают «крылышки»
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой.
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук.
За метелью, за метелью!
« Снежинки»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить
в форме шара (туча).
Вдруг из тучи над землёй Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.
Полетел снежинок рой. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх,
вращать ими (снежинки летят).
Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.
Может быть подружится.
Новый год
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка. Пальцы переплетены, большие подняты вверх.
Шишечки, иголочки, Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.
Шарики, фонарики, Ладошки держать «ковшиком».
Зайки и свечки, Соединить оба кулачка вместе, указательные пальцы вверх ("Уши
зайчиков.
Звёзды, человечки. Ладошка в виде звезды, «человечки» – походить пальчиками.
Домашние птицы
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши, Показать все пальчики, «играя» ими.
Все красивы хороши!
«Петушок»
Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок. Разжать ладони.
Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе.
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения.
Домашние животные
«Повстречались»
На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав».
Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка:
«Му-у». Смотри, какие рога!
«Кот на печку пошёл»
Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают».
Горшок каши нашёл. «Горшок из ладошек».
На печи калачи, Ладошки «лепят калачи»
Как огонь горячи. Подуть на ладошки.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком.
«Собака»
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)
Дикие животные
«Есть у каждого свой дом»
Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, травы
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом, Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.
Всем тепло уютно в нём.
«Белочка»
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.
Прыгает по веточкам
Невеличка белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
Посуда
«Помощник»
Посуду моет наш Антошка, Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Моет вилку, чашку, ложку, Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять
имитирующие движения.
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Весна
«Жаворонок»
Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.
Птичка, птичка, прилетай!
Весну-красну зазывай!
Птичка крылышками машет,
Веселит детишек наших!
«К нам весна пришла»
К нам весна пришла,
Цветы красивые принесла! Ручки протягивают вперёд «с букетом».
В палисадник мы пошли
И венок себе сплели! Пальчики двигаются, будто плетут венок.
Семья
«Радуются взрослые и дети»
Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
«Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке. Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается, Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается! Мимика, жесты.
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
«Семья»
С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Мебель
«Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал! Поднимать зажатые кулачки вверх.
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибать пальчики, начиная с больших,
на каждое название мебели.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.
«Стул»
Ножки, спинка и сиденье – Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется
кулачок (большим пальцем к себе)
Вот вам стул на удивленье.
Транспорт
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать- Сжимать и разжимать пальчики.
Будем транспорт называть:
Машина, вертолёт, Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Трамвай, автобус, самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали, Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Пять видов транспорта назвали.
«Пароходик»
Пароходик в море был. Ладони соединить в форме чаши.
Вот он к пристани приплыл. Сделать волнообразные движения в воздухе.
Загудел в свою трубу: «У – у – у !» Одновременно пошевелить большими пальцами.
Насекомые
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем- Сжимать и разжимать кулачки.
Насекомых называем:
Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.
Прячьтесь! Спрятать руки за спину.
«Бабочка»
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
Лето
«Колокольчики»
В прятки пальчики играют Сжимать и разжимать пальцы рук.
И головки убирают, Открывать и закрывать глаза.
Словно синие цветки,
Распускают лепестки Сводить и разводить пальцы «веером».
Наверху качаются, Качание и наклоны кистей вправо-влево.
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой Круговые движения кистями.
Поклонился, повернулся
К нам с тобой.
Колокольчики-цветы Повороты кистями вправо-влево,
Очень вежливы, а ты? Ладони сверху опустить на стол.
«Что делать после дождика?»
Что делать после дождика? Соединяем по очереди все пальцы с большими.
По лужицам скакать! Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.
Что делать после дождика? Соединяем все пальцы рук с большими.
Кораблики пускать! Рисуем обеими руками восьмёрку.
Что делать после дождика? Соединяем все пальцы с большими.
На радуге кататься! Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.
Что делать после дождика? Соединяем все пальцы с большими.
Да просто улыбаться! Улыбаемся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_palchikami.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Подготовила воспитатель Ишеева Л.В.
Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь.
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.
Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?
Или достаточно играть в полюбившиеся?
Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.
Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.
Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?
Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук.
Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
- учит напрягать и расслаблять мышцы;
-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
- учит переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
3. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.
Прогулка
| Пчёлы
|
Рыбка
| Сапожник
Мастер, мастер,
|
Снежок
| Солнышко
|
Счёт
| Тесто
|
Хозяйка
Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
| Червячки
|
Апельсин
| Гости К Кате гости прибежали, |
Горшок Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) | Дом
|
Домик Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
| Ёжик
|
Замок | Капуста |
Комар
| Котик (выполнять действия по смыслу)
|
Котёнок
| Черепаха
|
Курочка
| Ладошки
|
Листья
| Лужок
На лужок пришли зайчата,
|
Моя семья
| Ножки Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую) |
| Сорока-белобока. |
Пальчики. | Пальчики в лесу. |
Кто приехал? | Моя семья.
|
Шалун. | Белочка. |
По грибы. | Пальчики. |
Мальчик-пальчик.
| Стишок для запоминания названий пальчиков. |
Осенние листья. | Есть игрушки у меня. |
Улей. | Черепаха. |
Мы рисовали. | Капустка. |
Пять пальцев. | Повстречались. |
Лодочка. | Рыбки. |
Зимняя прогулка. | Паучок. |
Посуда. | Дружба. |
Варим кашу. | Прятки. |
Шла кукушка. | Пчёлки. |
Медузы. | Новые кроссовки. |
Одежда. | С добрым утром!. |
Зайцы. | Гости. |
Пчела. | Апельсин. |
Счет. | Сороконожки. |
Веснянка. | Маланья. |
Котик. | Тесто. |
Рыбка. | Капуста. |
Берёза. | Рыбки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....
Играем и развиваем мелкую моторику!
Эта игрушка учит ребенка застегивать и расстегивать пуговицы самостоятельно. В процессе игры развивается мелкая моторика. Изготовила используя вязание крючком, можно на коврик одевать геометрические ф...
Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.
Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р...
Игры дома_Развитие мелкой моторики
Рекомендации для родителей...
Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику...
Дидактическая игра «Разноцветные ёжики» для детей 3-4 лет. Цель игры: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный). Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей доброжелательное отн
Цель игры: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный). Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей доброжелательное от...