Конспект "Лужи"
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель:

Развитие у детей способности наблюдать, экспериментировать, иследовать обьекты окружающей действительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4.docx12.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт – Петербурга

НОД с использованием познавательно-исследовательской технологии для детей среднего дошкольного возраста.

 «Лужи»

Подготовила

 Воспитатель Анушян Р.В.

Санкт-Петербург

2018

      цель, развитие у детей способности наблюдать, экспериментировать, исследовать объекты окружающей действительности.

         Задачи:

  • обогащать опыт содержательного общения дошкольников;
  • вовлекать детей в речевое взаимодействие со сверстниками;
  • отображать полученные знания в словесном, игровом, изобразительном творчестве
  • развивать умение воспитанников рассуждать, делать выводы.
  • воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

          Данный конспект представлен в рамках систематической работы с воспитанниками средней группы. Конспект составлен на основе интеграции  образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое, физическое развитие), что соответствует федеральным государственным образовательным стандартам к построению современной системы дошкольного образования. В экспериментальной  деятельности сочетаются как познавательные, так и игровые методы ( технология Триз: дидактическая игра «Хорошо-плохо»). использование музыкального сопровождения (музыка «Шум дождя», физкультминутка под песенку «Дождик»), это поможет сделать деятельность эмоционально - приятной,  не утомительной.

Оборудование: зонт, портативная колонка с флешкартой, макет земли из фольги, оборудование для опытов (емкости с землей, песком, глиной), воронки, вода в лейках, листы бумаги на каждого ребенка, трубочки для коктейля, флажки.

Планируемые результаты:

  • воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности;
  • развитие у детей любознательности и самостоятельности в разных видах  деятельности;
  • желание узнавать новое, стремление находить ответы на вопросы, рассуждать, делать выводы;
  • потребность высказывать свои суждения;
  • пробуждение творческой активности дошкольников.

Ход:

Включить запись «Шум  дождя».

Воспитатель открывает большой зонт и предлагает детям спрятаться от дождя.

Упражнение «Хорошо-плохо».

Беседа  с детьми под зонтом пока звучит «Шум дождя» (Приложение 1).

Вот дождик и закончился, а что он нам после себя оставил?

Ответы детей: грязь, лужи.

А где вы видели лужи? (на площадке, на дорожке, на асфальте …)

- А какого они размера? (большие и маленькие)

- Хотите узнать, как  появляются лужи? (да)

Содержательный этап

Воспитатель:

(Пригласить детей к  макету земли из фольги в виде горки) «Представьте себе, что вы дождевые тучки и поливаете землю. Возьмите лейку и немного полейте землю. Посмотрите, куда течет вода и где она собирается».

 Ответы детей: вода стекает в ямки.

- Дождик заполнил водой все ямки и  что у нас получилось?

Ответы детей: лужи.

Воспитатель: «Значит, лужи - это вода, которая стекла в углубления».

- Посмотрите, вода впиталась в Землю или осталась на ней? (осталась)

- Земля не настоящая, сделана из фольги, а фольга не впитывает воду, как и асфальт, поэтому  лужи на асфальте  образуются быстрее, чем на земле.

- А земля пьет воду?

- Где вы это видели?

- Давайте посмотрим, как это происходит.

Воспитательдети берут стакан с сухой землей и наливают в него немного воды, рассуждают, что они видят через прозрачные стенки стакана (как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве, через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь). 

Воспитатель:

- «Вы обратили внимание, куда убежала вода?

 Дети: в землю

А теперь налейте воды до тех пор, пока она не перестанет впитываться.

- Что у нас появилось на поверхности земли?»

Ответы детей: лужа.

- «Почему?»

Воспитатель, обобщает ответы детей, делает вывод: «Лужа появилась потому что, воды было много и земля ее уже не впитывала».

-Хотите побегать по лужам?

Дети выполняют движения под музыку «Дождик» (Приложение 1) (в конце песенки раскрыть зонт)

Физкультминутка.

Дождик, дождик на дорожке,

Намочил он наши ножки.

Нужно их нам поднимать,

Через лужицы скакать.

Так, вот так, так, вот так,

Через лужицы скакать.

Мы наденем все сапожки,

И сухие будут ножки.

Можно ног не поднимать

И по лужицам шагать

Так, вот так, так, вот так,

И по лужицам шагать.

Дождик, дождик припустил,

Всех ребяток намочил.

Ну, скорее, поспешим –

От дождя все убежим!

Воспитатель:

Дождь покапал и прошел

Разлились повсюду лужи

Где пошире, где поуже.

В этой ямке есть вода, а вот та – уже пуста.

Воспитатель:

- «Почему же не во всех ямах на земле остались лужи?» Попробуем ответить и на этот вопрос.   (На столе стоят три емкости: с песком, с рыхлой землей, глиной, в которые вставлены прозрачные воронки).

Воспитатель: «Чем заполнены емкости?» (песком, землей, глиной)

Воспитатель предлагает детям вливать одинаковое количество воды в емкости через воронки. Другие дети наблюдают и сигнализируют (поднимают флажок) о скорости прохождения воды.

- «У кого вода быстрее ушла? Почему?

- Где вода совсем не впиталась?» ( Дети делятся своими наблюдениями.)

Воспитатель обобщает ответы детей: вода  быстрее уходит там, где  есть песок, где рыхлая земля. А там где она твердая, где есть глина, вода впитывается плохо и долго и на этом месте образуется лужа.

Воспитатель:

-Теперь, я надеюсь, вы поняли, как образуются лужи.

- Когда вы видите на улице лужу, вам хочется с ней поиграть? А как? (мерить палочкой глубину, топать по лужам, бросать камешки, пускать кораблики…)

- Хотите простую каплю воды превратить в лужу?

Каждому ребенку на лист бумаги воспитатель капает каплю воду и предлагает детям дунуть на нее через трубочку.

- Посмотрите, какие разные у вас получились лужи. И если вы немного пофантазируете, то сможете увидеть, на что похожа ваша лужа.

Моя лужа похожа на …., а ваша? (Спрашивает каждого ребенка.)

- Жалко, что сейчас холодно и в  лужи мы не увидим никого живого. Скоро настанет лето, будет  тепло, зачерпните немного воды из лужи и вы обязательно  кого-нибудь  увидите.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и представить, что это большая лужа.

- Что для вас сегодня было особенно интересным?      

 - А что показалось сложным?

Если вам понравилось, то чем мы сегодня занимались  - прыгните в лужу, чтобы капли воды разлетелись в разные стороны; а если нет -  топните ногами.