Театрализованная игра "Волшебные перевоплощения" для детей с ОНР
материал (старшая группа)
Театрализованная игра для детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_teatralizovannoy_igry.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел «Игровая деятельность»
Театрализованная игра «Волшебные перевоплощения»
Возрастная группа: старшая логопедическая
Цель: создать условия для реализации творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- формировать умение перевоплощаться, с помощью выразительных средства: мимики, жестов, интонации;
- формировать умение понимать и передавать эмоциональное состояние героя, использовать разную интонацию голоса в соответствии с целью высказывания;
- способствовать умению инсценировать знакомый сказочный сюжет, согласовывать свои действия с действиями других детей;
- развивать координацию движений, пространственное восприятие;
- развивать образное и логическое мышление, память, воображение, внимание, фантазию, воображение;
- активизировать речевую активность детей, обогащать словарь, развивать слуховое внимание монологическую и диалогическую речь;
- работать над сценической речью: ритмом, темпом, дыханием, силой голоса, четкостью произношения, координацией речи с движением;
- развивать высотный диапазон голоса, изменять тембр голоса;
- развивать чувство ритма и рифмы;
- формировать нравственные качества: учить доброму отношению к другому, дружбе, умению сопереживать, уступать, оказывать помощь, быть не равнодушным к чужой беде;
- развивать у детей способность преодолевать сценическое волнение.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
- Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом», рассматривание иллюстраций, игра «Собери сказку из серии картинок», просмотр мультфильма по сказке «Грибок – теремок», беседа по прочитанному и просмотренному.
- Обогащение знаний об окружающем, о временах года. Беседы о животных, их повадках, особенностях поведения, о грибах, условиях их роста и т. д.
- Индивидуальная работа по исполнению роли, действий в соответствии с текстом. Упражнения на развитие интонационной выразительности, умения перевоплощаться.
Средства реализации:
Слайды «Времена года», импровизированная сцена - лесная поляна, деревья, грибы, игрушки белка, заяц, птичка, два зонта: маленький и большой. Шапочки, накидки, крылышки для каждого персонажа сказки, стулья для зрителей и актёров. Фонограмма «шум дождя», фонограмма песни "Где водятся волшебники" Ю. Энтина и М. Минкова, пиктограммы настроения.
Ход игры
Дети входят в группу под фонограмму песни "Где водятся волшебники".
- Здравствуйте, ребята!
- Давайте поиграем сегодня с нашей фантазией и воображением. Они нам помогут перевоплощаться в разных героев и перемещаться, куда захотим!
В мир фантазий, превращений
Мы сегодня попадём.
Дружим мы с воображеньем,
С ним до сказки мы дойдём!
- Предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие! В нашем воображении можно выбрать любое время года. Давайте решим, когда лучше отправиться в дорогу. Отгадайте мою загадку!
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
(Слайд «Осень»)
Развитие умения передавать эмоции, настроение с помощью мимики и выразительных движений.
- Хорошо ли путешествовать осенью? Почему?
Ответы и рассуждения детей (осенью хмуро, сыро, пасмурно, часто идут дожди, грустная, унылая пора). Как осеннее настроение можно передать с помощью мимики, показать на лице? Покажите (грустные лица детей).
- После осени наступает… зима. (Слайд «Зима»)
- Может быть, зима лучшее время для путешествий?
Рассуждения детей (зимой очень красиво, всюду белый снег, он искрится, сверкает, много веселых игр и праздников, но на улице очень холодно, мороз, дует ледяной ветер). Передайте зимнее настроение жестами, движениями. (дети ёжатся от холода, потирают руки, плечи, дрожат, закрывают лицо руками от ветра, зажмуриваются).
- Зиму сменяет…весна. (Слайд «Весна»)
Дети рассуждают о весенних изменениях в природе, в настроении. С каждым днем становится теплее, радостнее (мимика на лице), всюду тает снег и кругом вода, лужи, грязь, как это можно показать? (дети стоят, приподнимая то одну, то другую ногу, стряхивая воду и грязь).
- Но вот приходит …лето. (Слайд «Лето»)
Становится солнечно, тепло, радостно, распускаются цветы, поют птицы, дети и взрослые нежатся на солнышке. Передайте летнее радостное настроение мимикой и жестами (дети улыбаются, подставляют щёчки солнечным лучам, прыгают, хлопают в ладоши).
Так, когда же лучшее время для путешествий? (единодушный ответ: летом)
Итак, отправляемся!
- Закрой глаза, вокруг себя обернись
И в чудесном лесу очутись!
(Слайд «Лес»), на ковре появляются декорации елочки. Под елочкой
игрушечный заяц, на ветке белочка, на другой ёлке птичка, на полу муляжи грибов.
Пластический этюд «В лесу».
- Открывайте глаза. Посмотрите, мы в волшебном лесу! Вокруг высокая трава, идем, высоко поднимая колени, раздвигаем ветки деревьев. Смотрите, упавшее дерево! Дальше можно пройти только по узкому стволу. (Идём, как по бревну стопа к стопе). Ой, лужа у нас на пути! (перепрыгиваем). Ну вот, наконец-то вышли на открытую полянку. Посмотрите, красотища-то какая!
- Чего много в лесу? Ответы детей: деревьев, веток, листьев, белок, птиц, цветов, ягод, грибов. Давайте будем грибы собирать! Вон их сколько выросло! Но сначала потренируем дыхание.
Развитие направленного, продолжительного речевого выдоха и силы голоса.
- Сделать вдох под счёт (раз, два, три). Произнести 1-ю строчку потешки, затем незаметно добрать немного воздуха и досказать вторую строчку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Мы идём грибы искать!
(Дети под музыку собирают грибы. Берут только съедобные, кладут в корзинку, называя каждый гриб.)
Молодцы! Сколько грибов набрали!
Но грибы в лесу не только мы собираем. Лесные жители тоже любят ими полакомиться.
Развитие пластики, умения использовать выразительные движения, расширение высотного диапазона голоса, изменение тембра голоса.
Игра «Волшебные превращения».
- Маша, вокруг себя обернись и в медведя превратись! (на голову ребёнка надевается соответствующая шапочка).
- Кем ты стала? (Медведем)
- Какой он? (косолапый, неуклюжий)
- Покажи, как он ходит.
- Как медведь говорит? (низким грубым голосом, басом, протяжно)
- Произнеси потешку медвежьим голосом.
Педагог «превращает» несколько детей в разных животных и просит изобразить их пантомимой и голосом, произнося потешку:
Раз-два-три-четыре-пять,
Я иду грибы искать!
Заяц говорит испуганным, высоким, дрожащим голосом, прыгает на прямых ногах, прижав «лапки»
Лиса говорит ласковым, вкрадчивым голосом, нежно, протяжно, идет плавными движениями рук и ног.
Белка – быстро тараторит высоким голосом, прыгает, низко приседая.
Волк говорит низким голосом, завывая, быстро бежит, выбрасывая руки – «лапы» вперёд.
Ёжик говорит отрывисто, фыркая, делит фразу на слова, семенит ножками – «лапками».
Мышка – пищит тонким голоском, тихо, быстро бегает, пригнувшись, шустрая.
Развитие понимания эмоций, умения передавать эмоции с помощью мимики.
Детям, которые не участвовали в игре «волшебные превращения» предлагается представить, что они в лесу увидели настоящего медведя, зайца, крокодила и т.д.
- Каким станет выражение лица? Объясните, покажите!
Медведь, волк вызывают эмоцию страха, ужаса;
Белка, ёжик, заяц – радость, умиление;
Слон, крокодил в нашем лесу – удивление;
Никого не встретили – грусть, разочарование.
Подкрепить выражение эмоционального состояния показом пиктограмм: страх, радость, удивление, грусть.
- Как много всего интересного в лесу!
Включается фонограмма «шум дождя»
- Ой, кажется, дождь начинается!
Прячьтесь! (дети садятся на стульчики)
Формирование восприятия и отработка навыка использования в речи вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации.
- Как вы думаете, это хорошо или плохо?
Ответы, рассуждения детей.
Педагог делает вывод:
- Если часто идёт дождь, то плохо: сыро, пасмурно. А, если давно не было дождя – трава и цветы вянут, животные и птицы хотят пить, земля трескается, речки пересыхают, то хорошо.
Давайте произнесём слова «Дождь начинается» с радостью, восклицательной интонацией. (для зрительной опоры показывается восклицательный знак)
- Дождь начинается!
С вопросительной интонацией (для зрительной опоры показывается вопросительный знак)
- Дождь начинается?
С повествовательной интонацией с эмоцией грусти (для зрительной опоры показывается точка)
- Дождь начинается.
Развитие чувства ритма и рифмы
Дождик
Летний вдруг закапал дождь. | Дети ритмично щелкают пальцами рук Ритмично притопывают. Ритмично потирают ладонь о ладонь. Ритмично потирают ладонями о колени. Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой. Ритмично хлопают в ладоши. |
Е.А. Алябьева
Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
А вы помните, что однажды произошло в лесу во время дождя?
Смотрите, какой гриб стоит на полянке! А под ним сундучок. Интересно, что в нем? Да тут костюмы к сказке! Педагог подзывает детей, надевает шапочки и крылышки. Вы узнали, из какой сказки эти герои?
- Правильно! Это сказка Владимира Сутеева «Под грибом».
- Давайте её разыграем!
Зрители и артисты садятся на стульчики.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку!
Звучит фонограмма «Шум дождя»
Слова автора читает педагог.
- Как-то раз застал Муравья сильный дождь.
Муравей (испуганно оглядываясь): Куда спрятаться?
- Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
- Сидит под грибом — дождь пережидает.
- А дождь идёт всё сильнее и сильнее…
- Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
Бабочка (жалобно, плача): Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
Муравей (с недоумением): куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.
Бабочка (упрашивая): Ничего! В тесноте, да не в обиде.
- Пустил Муравей Бабочку под грибок.
- А дождь ещё сильнее идёт…
- Бежит мимо Мышка:
Мышка (жалобно пища): Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
Мышка (пища): Потеснитесь немножко!
- Потеснились — пустили Мышку под грибок.
- А дождь всё льёт и не перестаёт…
- Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
Воробей (охрипшим, простуженным голосом, кашляя): Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
Муравей: Тут и места нет.
Воробей (жалобно): Подвиньтесь, пожалуйста!
Все (доброжелательно): Ладно.
- Подвинулись — нашлось Воробью место.
- А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Заяц (испуганно кричит, оглядываясь): Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..
Муравей (с сожалением): Жалко Зайца, давайте ещё потеснимся.
- Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
Лиса (вкрадчивым голосом): Зайца не видели?
Все (дружно, громко): Не видели.
- Подошла Лиса поближе, понюхала:
Лиса: Не тут ли он спрятался?
Муравей (уверенно): Где ему тут спрятаться!
- Махнула Лиса хвостом и ушла.
- К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.
- Муравей задумался и говорит:
Муравей (задумчиво, размышляя): Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
Лягушка (весело): Ква-ха-ха! Ква-ха-ха!
- Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
Лягушка (весело): Эх, вы! Гриб-то…
- Не досказала и ускакала.
- Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
- А вы догадались?
Артисты берутся за руки и кланяются зрителям. Зрители аплодируют.
Вопросы после сказки:
- Что удивило животных, когда закончился дождь и они все выбрались из-под гриба? (ответы детей)
- Чему учит нас сказка? (добру, дружбе, взаимопомощи).
- Как вы понимаете слова: «В тесноте, да не в обиде»? (рассуждения детей)
- Вывод педагога: Кто друг другу помогает
Тому тесно не бывает!
Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад и из лета в осень!
- Закрой глаза, вокруг себя обернись
И в детском саду очутись!
Рефлексия
- Ну, вот мы и вернулись. Что нам сегодня помогало путешествовать?
(Фантазия, воображение, умение перевоплощаться)
- Вы сегодня очень хорошо потрудились и постарались!
- Вы были настоящими актёрами. Молодцы!
- Вам понравилась наша игра?
- Ой! Смотрите, из леса-то мы вернулись, а ёлочки остались - чудеса! И после дождя под нашей ёлочкой тоже грибы выросли! (Педагог достаёт из-под ёлки корзиночку с шоколадными грибочками и предлагает детям помыть руки для угощения).
- До встречи!
Дети поют песню о дружбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ "Формирование творческих способностей для детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Этот проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста, срок реализации шесть месяцев....
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы « Театр и дети »
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для пониман...
Театрализованное развлечение для детей во второй группе раннего возраста «Кошка Мурка и котёнок Цап-царап в гостях у детей»
Театрализованное развлечение для детей во второй группе раннего возраста«Кошка Мурка и котёнок Цап-царап в гостях у детей» Оборудование: l ширма для кукольного спектакля;l игруше...
Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста « дедушка Русский язык и дети»
сценарий представления для детей старшей группы...
программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"
Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Сказка» «Театр и дети»
Актуальность Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...