Театрализованная игра "Волшебные перевоплощения" для детей с ОНР
материал (старшая группа)
Театрализованная игра для детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел «Игровая деятельность»
Театрализованная игра «Волшебные перевоплощения»
Возрастная группа: старшая логопедическая
Цель: создать условия для реализации творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- формировать умение перевоплощаться, с помощью выразительных средства: мимики, жестов, интонации;
- формировать умение понимать и передавать эмоциональное состояние героя, использовать разную интонацию голоса в соответствии с целью высказывания;
- способствовать умению инсценировать знакомый сказочный сюжет, согласовывать свои действия с действиями других детей;
- развивать координацию движений, пространственное восприятие;
- развивать образное и логическое мышление, память, воображение, внимание, фантазию, воображение;
- активизировать речевую активность детей, обогащать словарь, развивать слуховое внимание монологическую и диалогическую речь;
- работать над сценической речью: ритмом, темпом, дыханием, силой голоса, четкостью произношения, координацией речи с движением;
- развивать высотный диапазон голоса, изменять тембр голоса;
- развивать чувство ритма и рифмы;
- формировать нравственные качества: учить доброму отношению к другому, дружбе, умению сопереживать, уступать, оказывать помощь, быть не равнодушным к чужой беде;
- развивать у детей способность преодолевать сценическое волнение.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
- Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом», рассматривание иллюстраций, игра «Собери сказку из серии картинок», просмотр мультфильма по сказке «Грибок – теремок», беседа по прочитанному и просмотренному.
- Обогащение знаний об окружающем, о временах года. Беседы о животных, их повадках, особенностях поведения, о грибах, условиях их роста и т. д.
- Индивидуальная работа по исполнению роли, действий в соответствии с текстом. Упражнения на развитие интонационной выразительности, умения перевоплощаться.
Средства реализации:
Слайды «Времена года», импровизированная сцена - лесная поляна, деревья, грибы, игрушки белка, заяц, птичка, два зонта: маленький и большой. Шапочки, накидки, крылышки для каждого персонажа сказки, стулья для зрителей и актёров. Фонограмма «шум дождя», фонограмма песни "Где водятся волшебники" Ю. Энтина и М. Минкова, пиктограммы настроения.
Ход игры
Дети входят в группу под фонограмму песни "Где водятся волшебники".
- Здравствуйте, ребята!
- Давайте поиграем сегодня с нашей фантазией и воображением. Они нам помогут перевоплощаться в разных героев и перемещаться, куда захотим!
В мир фантазий, превращений
Мы сегодня попадём.
Дружим мы с воображеньем,
С ним до сказки мы дойдём!
- Предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие! В нашем воображении можно выбрать любое время года. Давайте решим, когда лучше отправиться в дорогу. Отгадайте мою загадку!
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
(Слайд «Осень»)
Развитие умения передавать эмоции, настроение с помощью мимики и выразительных движений.
- Хорошо ли путешествовать осенью? Почему?
Ответы и рассуждения детей (осенью хмуро, сыро, пасмурно, часто идут дожди, грустная, унылая пора). Как осеннее настроение можно передать с помощью мимики, показать на лице? Покажите (грустные лица детей).
- После осени наступает… зима. (Слайд «Зима»)
- Может быть, зима лучшее время для путешествий?
Рассуждения детей (зимой очень красиво, всюду белый снег, он искрится, сверкает, много веселых игр и праздников, но на улице очень холодно, мороз, дует ледяной ветер). Передайте зимнее настроение жестами, движениями. (дети ёжатся от холода, потирают руки, плечи, дрожат, закрывают лицо руками от ветра, зажмуриваются).
- Зиму сменяет…весна. (Слайд «Весна»)
Дети рассуждают о весенних изменениях в природе, в настроении. С каждым днем становится теплее, радостнее (мимика на лице), всюду тает снег и кругом вода, лужи, грязь, как это можно показать? (дети стоят, приподнимая то одну, то другую ногу, стряхивая воду и грязь).
- Но вот приходит …лето. (Слайд «Лето»)
Становится солнечно, тепло, радостно, распускаются цветы, поют птицы, дети и взрослые нежатся на солнышке. Передайте летнее радостное настроение мимикой и жестами (дети улыбаются, подставляют щёчки солнечным лучам, прыгают, хлопают в ладоши).
Так, когда же лучшее время для путешествий? (единодушный ответ: летом)
Итак, отправляемся!
- Закрой глаза, вокруг себя обернись
И в чудесном лесу очутись!
(Слайд «Лес»), на ковре появляются декорации елочки. Под елочкой
игрушечный заяц, на ветке белочка, на другой ёлке птичка, на полу муляжи грибов.
Пластический этюд «В лесу».
- Открывайте глаза. Посмотрите, мы в волшебном лесу! Вокруг высокая трава, идем, высоко поднимая колени, раздвигаем ветки деревьев. Смотрите, упавшее дерево! Дальше можно пройти только по узкому стволу. (Идём, как по бревну стопа к стопе). Ой, лужа у нас на пути! (перепрыгиваем). Ну вот, наконец-то вышли на открытую полянку. Посмотрите, красотища-то какая!
- Чего много в лесу? Ответы детей: деревьев, веток, листьев, белок, птиц, цветов, ягод, грибов. Давайте будем грибы собирать! Вон их сколько выросло! Но сначала потренируем дыхание.
Развитие направленного, продолжительного речевого выдоха и силы голоса.
- Сделать вдох под счёт (раз, два, три). Произнести 1-ю строчку потешки, затем незаметно добрать немного воздуха и досказать вторую строчку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Мы идём грибы искать!
(Дети под музыку собирают грибы. Берут только съедобные, кладут в корзинку, называя каждый гриб.)
Молодцы! Сколько грибов набрали!
Но грибы в лесу не только мы собираем. Лесные жители тоже любят ими полакомиться.
Развитие пластики, умения использовать выразительные движения, расширение высотного диапазона голоса, изменение тембра голоса.
Игра «Волшебные превращения».
- Маша, вокруг себя обернись и в медведя превратись! (на голову ребёнка надевается соответствующая шапочка).
- Кем ты стала? (Медведем)
- Какой он? (косолапый, неуклюжий)
- Покажи, как он ходит.
- Как медведь говорит? (низким грубым голосом, басом, протяжно)
- Произнеси потешку медвежьим голосом.
Педагог «превращает» несколько детей в разных животных и просит изобразить их пантомимой и голосом, произнося потешку:
Раз-два-три-четыре-пять,
Я иду грибы искать!
Заяц говорит испуганным, высоким, дрожащим голосом, прыгает на прямых ногах, прижав «лапки»
Лиса говорит ласковым, вкрадчивым голосом, нежно, протяжно, идет плавными движениями рук и ног.
Белка – быстро тараторит высоким голосом, прыгает, низко приседая.
Волк говорит низким голосом, завывая, быстро бежит, выбрасывая руки – «лапы» вперёд.
Ёжик говорит отрывисто, фыркая, делит фразу на слова, семенит ножками – «лапками».
Мышка – пищит тонким голоском, тихо, быстро бегает, пригнувшись, шустрая.
Развитие понимания эмоций, умения передавать эмоции с помощью мимики.
Детям, которые не участвовали в игре «волшебные превращения» предлагается представить, что они в лесу увидели настоящего медведя, зайца, крокодила и т.д.
- Каким станет выражение лица? Объясните, покажите!
Медведь, волк вызывают эмоцию страха, ужаса;
Белка, ёжик, заяц – радость, умиление;
Слон, крокодил в нашем лесу – удивление;
Никого не встретили – грусть, разочарование.
Подкрепить выражение эмоционального состояния показом пиктограмм: страх, радость, удивление, грусть.
- Как много всего интересного в лесу!
Включается фонограмма «шум дождя»
- Ой, кажется, дождь начинается!
Прячьтесь! (дети садятся на стульчики)
Формирование восприятия и отработка навыка использования в речи вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации.
- Как вы думаете, это хорошо или плохо?
Ответы, рассуждения детей.
Педагог делает вывод:
- Если часто идёт дождь, то плохо: сыро, пасмурно. А, если давно не было дождя – трава и цветы вянут, животные и птицы хотят пить, земля трескается, речки пересыхают, то хорошо.
Давайте произнесём слова «Дождь начинается» с радостью, восклицательной интонацией. (для зрительной опоры показывается восклицательный знак)
- Дождь начинается!
С вопросительной интонацией (для зрительной опоры показывается вопросительный знак)
- Дождь начинается?
С повествовательной интонацией с эмоцией грусти (для зрительной опоры показывается точка)
- Дождь начинается.
Развитие чувства ритма и рифмы
Дождик
Летний вдруг закапал дождь. | Дети ритмично щелкают пальцами рук Ритмично притопывают. Ритмично потирают ладонь о ладонь. Ритмично потирают ладонями о колени. Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой. Ритмично хлопают в ладоши. |
Е.А. Алябьева
Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
А вы помните, что однажды произошло в лесу во время дождя?
Смотрите, какой гриб стоит на полянке! А под ним сундучок. Интересно, что в нем? Да тут костюмы к сказке! Педагог подзывает детей, надевает шапочки и крылышки. Вы узнали, из какой сказки эти герои?
- Правильно! Это сказка Владимира Сутеева «Под грибом».
- Давайте её разыграем!
Зрители и артисты садятся на стульчики.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку!
Звучит фонограмма «Шум дождя»
Слова автора читает педагог.
- Как-то раз застал Муравья сильный дождь.
Муравей (испуганно оглядываясь): Куда спрятаться?
- Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
- Сидит под грибом — дождь пережидает.
- А дождь идёт всё сильнее и сильнее…
- Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
Бабочка (жалобно, плача): Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
Муравей (с недоумением): куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.
Бабочка (упрашивая): Ничего! В тесноте, да не в обиде.
- Пустил Муравей Бабочку под грибок.
- А дождь ещё сильнее идёт…
- Бежит мимо Мышка:
Мышка (жалобно пища): Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
Мышка (пища): Потеснитесь немножко!
- Потеснились — пустили Мышку под грибок.
- А дождь всё льёт и не перестаёт…
- Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
Воробей (охрипшим, простуженным голосом, кашляя): Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
Муравей: Тут и места нет.
Воробей (жалобно): Подвиньтесь, пожалуйста!
Все (доброжелательно): Ладно.
- Подвинулись — нашлось Воробью место.
- А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Заяц (испуганно кричит, оглядываясь): Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..
Муравей (с сожалением): Жалко Зайца, давайте ещё потеснимся.
- Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
Лиса (вкрадчивым голосом): Зайца не видели?
Все (дружно, громко): Не видели.
- Подошла Лиса поближе, понюхала:
Лиса: Не тут ли он спрятался?
Муравей (уверенно): Где ему тут спрятаться!
- Махнула Лиса хвостом и ушла.
- К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.
- Муравей задумался и говорит:
Муравей (задумчиво, размышляя): Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
Лягушка (весело): Ква-ха-ха! Ква-ха-ха!
- Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
Лягушка (весело): Эх, вы! Гриб-то…
- Не досказала и ускакала.
- Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
- А вы догадались?
Артисты берутся за руки и кланяются зрителям. Зрители аплодируют.
Вопросы после сказки:
- Что удивило животных, когда закончился дождь и они все выбрались из-под гриба? (ответы детей)
- Чему учит нас сказка? (добру, дружбе, взаимопомощи).
- Как вы понимаете слова: «В тесноте, да не в обиде»? (рассуждения детей)
- Вывод педагога: Кто друг другу помогает
Тому тесно не бывает!
Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад и из лета в осень!
- Закрой глаза, вокруг себя обернись
И в детском саду очутись!
Рефлексия
- Ну, вот мы и вернулись. Что нам сегодня помогало путешествовать?
(Фантазия, воображение, умение перевоплощаться)
- Вы сегодня очень хорошо потрудились и постарались!
- Вы были настоящими актёрами. Молодцы!
- Вам понравилась наша игра?
- Ой! Смотрите, из леса-то мы вернулись, а ёлочки остались - чудеса! И после дождя под нашей ёлочкой тоже грибы выросли! (Педагог достаёт из-под ёлки корзиночку с шоколадными грибочками и предлагает детям помыть руки для угощения).
- До встречи!
Дети поют песню о дружбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-418836-1394820738.jpg)
проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ "Формирование творческих способностей для детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Этот проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста, срок реализации шесть месяцев....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-510255-1415476188.jpg)
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы « Театр и дети »
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для пониман...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-362070-1386429424.jpg)
Театрализованное развлечение для детей во второй группе раннего возраста «Кошка Мурка и котёнок Цап-царап в гостях у детей»
Театрализованное развлечение для детей во второй группе раннего возраста«Кошка Мурка и котёнок Цап-царап в гостях у детей» Оборудование: l ширма для кукольного спектакля;l игруше...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-953773-1520172868.jpg)
Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста « дедушка Русский язык и дети»
сценарий представления для детей старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/03/picture-1018059-1520077024.jpg)
программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"
Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/07/picture-1262336-1599450339.jpg)
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Сказка» «Театр и дети»
Актуальность Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/18/picture-1299759-1608305571.jpg)
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...