СТАТЬЯ «Развитие конструктивной деятельности в детском саду»
статья
В статье раскрыты особенности организации конструктивной деятельности в детском дошкольном учреждении. Раскрыты значение, виды, типы конструирования. Виды конструкторов, Формы организации обучения в детском саду.Принципы организации детского конструирования, приемы работы. Формирование обобщенных способов обследования предмета. Правила прочности конструкций. Раскрыты задачи, тематика и методика работы в разных возрастных группах.Раскрыты приемы способствующие появлению мотивации и развитию интереса к деятельности.Показатели развития конструктивной деятельности из строительного материала. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных групппах. (содержание и размещение материала).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«Развитие конструктивной деятельности в детском саду»
«Конструирование» - «построение»
Вид продуктивной деятельности, тесно связан с игрой, так как все постройки обыгрываются. Есть продукт.
Значение конструирования
- Способствует формированию пространственных ориентировок
- Развивает пространственное воображение, образное мышление
- Развивает познавательную интеллектуальную активность
- Развивается самостоятельность , инициатива, творчество
- Способствует эмоциональному развитию
- Формирует представления о сенсорных эталонах (форме, цвете, величине)
- Знакомтсво со свойствами различных материалов , приемы экспериментирования с материалами
Виды конструирования
- Конструирование из строительных материалов (нет крепления).
- Конструирование из конструктора (способ крепления).
- Конструирование из бумаги и дополнительных материалов.
- Конструирование из природного материала.
- Конструирование из бросового материала.
Типы конструирования
- Техническое – конструирование из строительных материалов, из деталей конструкторов, из крупногабаритных модульных блоков.
- Художественное – конструирование из природного и бросового материала, из бумаги.
- Объемное (конструктор)
- Плоскостное (геометрический, фланелеграф, Блоки Дьенеша и др.
Виды конструкторов
Напольные: Крупногабаритные («Альма»),Мягкий напольный конструктор,
Деревянный напольный,«Лего» (крупный),Поликарпова и др.
Настольные:Деревянный (разнообразный),Пластмассовые ( разнообразный)
«Лего» ( разных размеров), Самоделкин, Металлические ,Магнитные
Плоскостные: Геометрический конструктор, На ковролине / фланелеграфе
Блоки Дьенеша, Счетные палочки
Формы организации обучения детскому конструированию
- конструирование по образцу (при обучении, показ способов действия)
- конструирование по модели (готовая постройка, фото)
- конструирование по условиям (носит проблемный характер, не дает способов решения, «Широкий мост», «Высокая башня»)
- конструирование по простейшим чертежам и схемам (дети затрудняются выделить плоскостные проекции объемных тел, надо обучать чтению схем, чертежей, учить чертить чертежи самостоятельно)
- конструирование по замыслу
- конструирование по теме («Космический корабль», «Цирк», «Театр»)
- каркасное конструирование (Достроить; например: Самоделкин, Магнитный)
Принципы организации детского конструирования, приемы работы
- от общего к частному:
целостное восприятие предмета- определение общей формы,
выделение частей (цвет, форма, расположение), целостное
восприятие.
- использование разных форм организации обучения
- диалогическая форма общения:
обсуждение разных вариантов решения,
возможность учиться у других детей,
продуктивное сотрудничество, договариваться
- сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования
- включение конструирования в различные жизненные события
- организация целенаправленных наблюдений разных объектов
- создание условий для экспериментирования с разными материалами
- предоставление детям самых разнообразных материалов для самостоятельной деятельности
Знакомим с законами архитектуры :
Полезность - для чего театр? (назначение)
Красиво (гармония цвета)
Прочность (можно было играть )
Формирование обобщенных способов обследования предмета
- Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т.д.).
- Определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины.
- Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа).
- Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т.п.).
- В заключение повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики («вот такой высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т.д.).
Правила прочности конструкций
- Все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу.
- Основание конструкции (фундамент, 1 этаж, опоры), нужно делать прочным. А каждый следующий этаж должен быть чуть меньше предыдущего, как в пирамиде.
- Все вертикально стоящие детали надо укрепить с обеих сторон другими деталями (кубиками, призмами, кирпичиками и др.), образно говоря, "завалинками».
- Пластину (перекрытие, потолок) нужно выбрать чуть большего размера, чем расстояние между деталями и придавить её сверху какой-нибудь деталью.
- Второй ряд деталей укладывается, как на ступеньках
лесенки - поперёк.
- Стык деталей нужно укрепить, придавив другой деталью.
- Недостающие детали можно заменить другими формами. Надо показать способы замещения деталей
Задачи работы в раннем возрасте (2-3 года)
к созданию простейших конструкций
знакомить с пробудить интерес к конструированию
приобщить материалом, его возможностями
формировать представления о цвете, форме, величине
развивать пространственные ориентировки: протяженность предметов (длинная дорожка, высокая башня), их расположение (в середине домик и т.п.)
освоить технические приемы работы: накладывать 4-5 кирпичиков или кубика друг на друга, укладывать кирпичики в ряд большой плоскостью на столе, ставить кирпичики вертикально на меньшую плоскость.
Тематика
- башни
- мебель (стул, диван, стул+диван «К кукле в гости»)
- Лесенки, горки «Матрешки катаются с горки»
- Дороги (горизонтальные) из кирпичиков, плотно приставляют друг к другу (Узкую дорожку для маленькой машинки, широкую дорожку для большой машины)
-Заборы (из брусков, кирпичей), плотно приставляют
- Дома + дома с перекрытиями (правило прочности .- транспорт ( поезд , трамвай, автомобиль)
Методика работы в раннем возрасте. (2-3года)
сначала строим башни - накладываем детали друг на друга (сверху можно поставить призму – домик для птички, флажок)
занятия проводится с подгруппой детей
при конструировании мебели выделяем части предметов (у стула – спинка и сиденье и т.д.), сначала строим один предмет из мебели, затем несколько
после обучения конструированию лесенки, можно объединить сооружение башни и лесенки
знакомые приемы стройки башни и лесенки закрепляются в сооружении горки
обучение детей укладывать кирпичики по горизонтали на широкую и узкую сторону (дорожки, загородки)
учим делать перекрытие (сооружение дома)
после сооружения постройки – обыгрывание (чтение художественной литературы, подсказать сюжет, поиграть вместе с ребенком)
дети все сами убирают на место.
Задачи работы в младшем возрасте (3-4 года)
уметь правильно называть строительные детали (кубик, кирпичик, пластина, призма)
овладеть простыми приемами конструирования: соединять кирпичики, располагая их на плоскости в один и два ряда (дорога для машин, трамвайная или железнодорожная линия), вертикально в ряд или замыкая пространство (загородка, лодка, садик)
закреплять умение различать по величине, по форме
развивать умение строить по замыслу, пользуясь усвоенными конструктивными умениями.
Методика работы в младшем возрасте (3-4 года).
прежде чем создавать постройку – знакомство детей с самим предметом
в начале каждого занятия – обследование предмета
используется конструирование по образцу, по условиям, по теме
после каждого занятия - анализ детской деятельности
закрепление названия деталей происходит как на занятии, так и при уборке строительного материала, а так же в дидактических играх («Чего не стало», «Чудесный мешочек»)
обучение детей ставить кирпичики вертикально на узкую длинную и узкую короткую плоскости – сначала плотно друг к другу, а затем на равном расстоянии друг от друга (строим загородку, потом помещаем туда игрушку)
для обучения детей замыкать пространство по четырехугольнику, воспитатель помогает разместить по углам «столбики» их кубиков.
при сооружении простейших перекрытий – сначала кладем на стол «перекрытие», а затем под ним строим столбики, чтобы их края не заходили за края пластин
при сооружении ворот, воспитатель показывает разные способы изменения высоты конструкции.
Все материалы доступны.
Постройки сохраняются, пока не будут разобраны детьми.
Дети сами убирают по цвету, по форме.
Можно оставить. если дети играю , нет интереса – убрать.
Имеет постоянное место, в коробках, на стеллажах.
Напольные «Альма»
Мелкий строитель (цветной и неокрашенный)
Наборы игрушек для обыгрывания (животные )
Предметы для обыгрывания (скатерть, мелкая посуда )
Материалы для озеленения, клумбы , деревья ( разрезать массажные коврики)
Бросовый материал (фонтаны, фонари , светофоры).
шарфики – «вода» - речка, озеро. – машинки для обыгрывания и др.
Задачи работы в среднем возрасте ( 4-5 лет).
учить анализировать объект, видеть основные части и детали, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга
учить употреблять слова, обозначающие пространственные отношения: справа - слева, ближе - дальше, спереди - сзади
осваивать способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности
учить творчески дополнять изображение деталями;
учить самостоятельно отбирать средства выразительности, способы создания изображения задуманного образа, планировать работу
воспитывать умение дружно работать в паре, втроем.
Методика работы в среднем возрасте (4-5 лет).
строительные детали, располагаются на подгруппу детей, а не на каждого ребенка
обследование постройки происходит по определенной схеме:
охватывание взором объекта в целом
выделение основных частей
установление пространственного расположения этих частей
выделение деталей в основных частях постройки
установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу
возращение к целостности объекта
после знакомства с новой конструкцией, детям предлагается задача преобразовать ее самостоятельно (конструирование по условиям)
побуждать детей к совместной игровой деятельности
обучение строить отдельные предметы в соответствии с общим сюжетом постройки
после каждого занятия анализ детской деятельности,
учитывая эстетические качества предметов, характер деятельности детей.
По замыслу, в процессе постройки замысел может меняться.
Макеты из коробок, чтобы добавить, что трудно построить «Пятерочка»
Разнообразные конструкторы
Тематические конструкторы «Музей», «Театр».
Задачи работы в старшем возрасте (5-6 лет).
продолжать обучение детей умению рассматривать предметы, анализировать готовые постройки и игрушки
анализировать образец постройки по схеме:
рассматривание объекта в целом
установление его практического назначения
выделение основных частей
определение их основных функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом
установление пространственного расположения этих частей
выделение деталей, составляющих основные части
продолжать обучение детей умению коллективно выполнять задания
конструировать из готовых геометрических объемных форм и тематических конструкторов разнообразные постройки жилищного, общественного и промышленного характера по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям
Методика обучения в старшем возрасте (5-6 лет).
в качестве образцов используются рисунки, фотографии, игрушки
основная форма обучения конструированию – по условиям
чаще всего используются словесные приемы обучения
при обсуждении дети сами отмечают оригинальные, прочные постройки
создают сюжетные композиции
Все виды конструкторов (магнитные, мелкие и т.д.
Задача: «Знакомство с архитектурой» + элементы архитектурных украшений. - портики, решетки, шпили и т.д.
конструируем по схемам, чертежам.
Фотоальбом с постройками детей + с рассказами.
Задачи работы в подготовительной группе ( 6-7 лет ).
давать задания на создание собственных конструкций с учетом определенных условий
формировать умение анализировать объект с точки зрения его практического использования, создавать собственные замыслы конструкций с учетом их функционального назначения
продолжать формировать умение работать коллективно
создавать условия для самостоятельного поиска конструктивного решения
создавать представления об архитектуре как искусстве. Создавать сооружения, разных видов (промышленные, общественные, жилые здания; мосты, площади, набережные, памятники); создавать представления об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота); использовать архитектурные украшения
конструировать из готовых геометрических объемных форм и тематических конструкторов разнообразные постройки жилищного, общественного и промышленного характера по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям, схемам, чертежам
упражнять в плоскостном моделировании, в создании собственных планов, схем, чертежей
научить широко использовать разнообразные конструкторы
ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЮ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- воспитатель «забывает»
- воспитатель «ошибается»
- воспитатель «сомневается»
- воспитатель размышляет вслух о том, как лучше поступить
- постановка проблемных ситуаций
- использование соревновательного мотива с поощрением победителей
- использование мотива взаимопомощи
- прием новизны и разнообразия заданий
- создание условий для самостоятельного свободного выбора дидактически однозначных, но субъективно (для ребенка) разных материалов и задач
- верная педагогическая оценка результатов детской деятельности.
Показатели развития конструктивной деятельности из строительного материала
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
Аналитико-синтетические и сенсорные умения | Анализируют простейшие постройки. Различают и называют основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина, части постройки по величине (большая, маленькая, длинная - короткая, высокая - низкая, узкая - широкая). | Различают и называют куб, пластину, брусок. Анализируют образец постройки в определенной последовательности, выделяют основные части и различают их по величине и форме. | Старшая группа Самостоятельно анализируют сделанные взрослым постройки, выделяют части, определяют их назначение и пространственное расположение. Анализируют и используют в конструировании рисунок, схему, чертеж. На основе анализа находят конструктивное решение. Самостоятельно подбирают необходимый строительный материал. Подготовительная Выделяют и анализируют конструкцию предмета в соответствии с его практическим назначением. Видят основные части, устанавливают функциональное значение каждой из них. Определяют соответствие форм, размеров, местоположения этих частей условиям использования конструкции. На основе анализа самостоятельно находят оригинальные конструктивные решения. |
Содержание конструкции | Строят элементарные предметные конструкции: мебель, горки, грузовые машины, дома (3-4 варианта каждого вида.) | Строят разные конструкции одного и того же объекта (5-6 вариантов). Сооружают до 10 несложных конструкций, передавая форму и детали. | Строят разные конструкции одного и того же предмета с учетом определенных условий. Создают постройки зданий жилищного, общественного и промышленного характера, мосты, транспорт, сюжетные композиции, например «Улица города» и пр. В конструировании применяют знания, полученные при ознакомлении с архитектурой зданий. Используют архитектурные украшения: колонны, портики, шпили, решетки и пр. |
Технические навыки | Сооружают постройки из деталей разного цвета, используя накладывание, приставление, прикладывание. Располагают пластины, кирпичики вертикально, в ряд, по кругу, по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу. Изменяют постройки двумя способами, заменяя детали другими или надстраивая их в высоту, длину (высокая – низкая, узкая - широкая). | Используют детали с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). | Заменяют одни детали другими. Варьируют использование деталей. Конструируют, используя имеющийся материал. Усваивают обобщенные способы конструирования. Знают закономерности конструирования прочного и высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, прочность их установки, легкость и устойчивость перекрытий). Придают формам устойчивость, заменяя детали, совмещая их). |
Замысел | Развивается желание конструировать по замыслу. Конструируют целенаправленно. Обыгрывают постройки, объединяя их по сюжету (стол, стул, | Создают замысел конструкции, который может меняться в процессе деятельности. | Создают и реализуют индивидуальный и коллективный замысел конструкции. Планируют, кто, какую часть постройки будет выполнять, этапы конструирования на основе анализа образца или предмета. Отбирают детали в соответствии с замыслом. |
Развивающая предметно-пространственная среда
- Различные виды конструкторов
- Схемы, чертежи, фото, иллюстрации различных зданий
- Мелкие игрушки для обыгрывания
- Материалы для обыгрывания
мелкие объемные игрушки
материалы для озеленения
платочки, мелкая посуда
речки, дороги
фонари
знаки
светофоры
макеты
Группа раннего возраста
Размещение материала
Крупный строительный материал разложен на стеллажах, на низко подвешенных полках, где-нибудь в стороне от игрушек, рядом с ковром. Под полками или рядом расставлены машины.
Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме.
Мелкий строительный материал насыпан в корзины, ящики или коробки. В корзинах расположены маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и
Конструкторы размещены на столах в открытых коробках или небольших корзинах.
По окончании работы побуждать детей к совместному складыванию материала в корзины, коробки.
Примерный набор материалов и оборудования
Крупногабаритный напольный конструктор (из дерева: типа материалов Агаповой, В.П. Поликарпова, Петербургский; из полимерных материалов) – 1 набор
Игрушки (домашние и дикие животные, матрешки, машины и др.), сомасштабные строительному материалу.
Пластмассовые конструкторы из ряда основных наборов LEGO DACTA – ПРИМО и ДУПЛО, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов – 4-5 наборов
Разнообразные модульные конструкции – один набор из 8-10 модулей
2-я младшая группа
Размещение материала
Все материалы доступны детям.
Постройки из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми.
Все материалы имеют постоянное место.
Размещать строительный материал в нескольких местах группы.
Напольный строительный материал помещается отдельно на низких полках и рядом постелен ковер, дорожка.
Примерный набор материалов и оборудования
Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы – 1-2 набора на группу
Комплект больших мягких модулей (22-52 элемента) – 1 на группу
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины от 62 до 83 элементов) – на каждого ребенка
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей)
Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам и девочкам 4-6 на группу
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования -5-6 на группу
Средняя группа
Размещение материала
Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен.
Мелкие игрушки для игр со строительным материалом не расставлены на полках, а убраны в коробки.
Крупный строительный материал хранится в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде).
Примерный набор материалов и оборудования
Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы – 1-2 набора на группу
Комплект больших мягких модулей – 1 на группу
Наборы игрушек (транспорт, фигурки животных, людей и т.п.)
Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам и девочкам -4-6 на группу
Конструкторы из серии LEGO – 3 набора
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины от 62 до 83 элементов) – на каждого ребенка
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования -5-6 на группу
Коврики трансформеры (мягкий пластик) – 2-3 на группу
Старшая и подготовительная группа
Размещение материала
Для конструирования в старших группах специального места не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные.
Мелкий строительный материал хранят в коробках.
Крупный строительный материал убран в шкафы и стеллажи.
Примерный набор материалов и оборудования
Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы – 1-2 набора на группу
Комплект больших мягких модулей – 1 на группу
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей)
Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам и девочкам -4-6 на группу
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины от 62 до 83 элементов) – на каждого ребенка
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования -5-6 на группу
Коврики трансформеры (мягкий пластик)
– 2-3 на группу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструктивная деятельность в детском саду
Конструктивная деятельность играет огромную роль в развитии ребенка. Она способствует развитию речи, мышления, воображения, конструктивных и сенсорных сполсобностей....
Конструктивная деятельность в детском саду (презентация старшего воспитателя для педагогов ДОУ)
Разностороннее развитие ребенка в Конструктивной деятельности. Материал для педагогов ДОУ...
конструктивная деятельность в детском саду
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности. Обучение детей конструированию имеет большоезначение в подготовке к школе, развитию у них мышления, памяти, воображения и способности к сам...
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приб...
Консультация для педагогов "Конструктивная деятельность в детском саду - конструирование" 2018г.
Консультация для педагогов "Конструктивная деятельность в детском сад - конструирование". ...
Конструктивная деятельность в детском саду
Развитие конструкторских и художественных способностей детей. ...
Конструктивная деятельность в детском саду в соответствии с ФОП ДО
В данном материале отражена конструктивная деятельность во всех возрастных группах в соответствии с ФОП ДО...