Дидактические игры по развитию речи
картотека по развитию речи (средняя группа)
картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры для детей 2-3 года речевое развитие | 21.2 КБ |
игры для детей 3-4 года речевое развитие | 18.74 КБ |
игры для детей 4-5лет речевое развитие | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведение звуковую действительность
№1 Игра «Громко- тихо»
Цель: Развитие голосового аппарата ,речевого дыхания. Воспитание умения менять силу голоса.
Ход игры
Педагог показывает две машинки и говорит: когда едет большая машина
она подает громко сигнал «би-би-би».
-как подает сигнал большая машина?
- А маленькая машина сигналит «би-би-би».
-Как сигналит маленькая машина?
Педагог убирает обе машины и говорит: Сейчас будьте внимательны. Как поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь , большая машина сигналит громко, а маленькая –тихо.
№2 Игра «Кто живет домике?»
Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление правильного произношения звуков .
Воспитание умения менять силу голоса.
Ход игры
Педагог показывает картинки с изображением животных.
Например : Собаки и щенка.
-кто это?
Собака лает громка «ав-ав»
-А это кто ?
Щенок(дети повторяют тихо 3-4раза)
Педагог показывает картинку с изображением кошки
-кто это? Кошка громко мяукает
-А это кто? Котенок тихо мяукает.
Пошли зверюшки домой ( спрятать в домик). Отгадайте кто в этом домике живет?(произносят громко)
«Ав-ав» .Кто это?А это кто?
Аналогично дети отгадывают , кто живет в других домиках и повторяют 3-4раза.
Д/И №3. Позови свою маму.
Цель: закрепление правильного произношения звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход игры
Педагог спрашивает ребенка.
Например:
- кто у тебя на рисован …?(цыпленок)
-Кто у цыпленка мама?( курица)
Позови цыпленок свою маму.(пи-пип-пи)
Педагог имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. Аналогична работа проводится со всеми детьми.
Д/И №4. Будь внимательным.
Цель: закрепление правильного произношения звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход игры
Педагог : у меня разные картинки, если я вам покажу ,где нарисовано животное ,вы должны прокричать так как кричит это животное. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и назовите игружку.
Д/и на развития словаря
№1. Какое время года?
Цель: Учить детей соотносить описание природы
в стихах или прозе с определённым временем года;
развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Игровое правило: Показывать карточку можно
только после того, как дети правильно назвали
времена года.
Ход игры.
-У воспитателя на карточках выписаны короткие
тексты о разных временах года.
Тексты даются вперемешку
Воспитатель спрашивает:
-«Кто знает, когда это бывает?».
***
Дел у меня не мало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…(Зима)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю движения полна .
Зовут меня …(Весна)
Несется и стреляет, |
Мотоцикл |
№2. Дидактическая игра
"Назови ласково".
Цель : - обучение образованию существительных при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов;- обогащение словаря однокоренными словами.
Материал: картинки
Ход игры: Ребята, вам нравится, когда вас называют ласково? И животным тоже нравится. Давайте назовем их ласково". Дети образуют ласковые слова. За каждое ласковое слово - картинка. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок. Игрок: "Собака - собачка, собаченька, собачушка".
№3. Дидактическая игра
«Чудесная коробка»
Цель: Развивать наблюдательность. Учить составлять целое из частей Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт) ..
Материал: картинки.
Ход игры
-У воспитателя на карточках выписаны короткие
тексты о разных видах транспорта.
Тексты даются вперемешку
Воспитатель спрашивает:
-«что это ?».
Какому транспорту относится?
***
Чудесный длинный дом, |
Автобус |
№4. Дидактическая игра
«Зимующие птиц Калмыкии»
Цель: Дать детям представление об общих признаках птиц . Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, голубь,воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт) . Развивать внимание, память. Материал:картинки..
Ход игры
Педагог показывает детям изображения зимующих птиц, спрашивает :
-кого из птиц вы узнали?
-где у птицы крылья, лапки, хвостик, клюв покажите?
Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют.
***
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей)
Кар-кар-кар! - кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут? (Ворона)
№5. Дидактическая игра
«Дикие животные Калмыкии »
Цель: Ввести в активный словарь детей название диких животных : сайгак, волк, лиса, суслик, тушканчик, кабан.
Материал: картинки.
Ход игры: Педагог зачитывает загадки о диких животных, спрашивает :
-каких диких животных вы узнали?
***
Словно вихрь летит спасаясь
От врага пугливый...
Заяц
Быстро мчусь я по степи,
Не поймать меня никак.
Ты уж, брат, меня прости,
Антилопа я, … . Сайгак
Среди всех степных зверей
Известна хитростью своей,
Еще ловкостью и красотой.
А зовут ее … ЛИСОЙ
Предварительный просмотр:
« Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Элисты, номер дома, квартиры.
Материал: мячик
Ход игры
все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад ».
Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры
По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .По плану дети ориентируются в пространстве.
«Малая Родина».
Цель: Выявить знания детей о нашей Республике ее столице.
Материал: иллюстраций, фотографий
Ход игры
воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают
-какой стране мы живем, назовите ее столицу?
-Какой Республике мы живем,?
-где именно мы живем?
-Наша Республика какая?
- какие животные и птицу у нас обитают?
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры
Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам).
Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию
поступок: Девочка идет по улице. Навстречу ей старушка с тяжелой сумкой:
- девочка поднимет упавшую у старушки тросточку;
- девочка помогает бабушке донести до дома тяжелую сумку;
- девочка проходит мимо;
- бабушка сама поднимает упавшую трость.
«Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал :Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры
Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать .
Ребята, посмотрите внимательно на карточки .
-что делают дети ?
- какие обязанности они выполняют?
- Вы помогаете родителям?
-что именно вы делаете?
«Путешествие по городу Элисте »
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры .
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Малая красная книга »
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных , птиц нашего края занесенных в
« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности .
Материал :«Малая красная книга», составленная совместно с детьми, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
Ход игры
Воспитатель показывает
картинку с изображением редких животных и растений ,дети называют
.Воспитатель рассказывает о них
«Подбери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к калмыцким традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры
Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла.
«Какие праздники ты знаешь ?»
Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры
Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
«Жилище человека»
Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, .
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры
Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное кибитка, ,изба….
«Продолжи пословицу»
Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память , логическое мышление.
Материал :мяч
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают
Не имей сто рублей , а имей сто друзей.
- один за всех и все за одного
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на развитие словаря.
№1 Дидактическая игра «Интересные слова».
Цель: Познакомить детей с многозначными словами, развивать связную речь. Учить детей правильно употреблять в речи
эти слова,обогащать словарный запас детей.
Материал: картинки.
Ход игры.
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку и назвать предметы, изображённые на ней.
Например: Картинка «Лук».
Дети отвечают на вопросы:
-Что нарисовано на картинке?
-Для чего нужен этот лук?
-А для чего нужен этот лук? разве он похож на лук
на этой картинке?
Воспитатель объясняет: Слово ЛУК
обозначает 2 разных предмета: овощ и оружие.
№2 «Дом – домище».
Цель: Учить детей образовывать слова с разными
смысловыми оттенками, правильно употреблять
их в своей речи. Обогащать словарь детей.
Материал: картинки.
Ход игры.
Я назову вам слово, а вы найдёте другое слово и объясните,
как моё слово стало звучать – ласково, грубо, пренебрежительно.
-Рука – ручка - ручища (большая рука).
-Дом – домик – домище.
-Берёза – берёзка - берёзонька.
-Волк-волчок - волчище.
-Книга – книжечка – книжонка.
-Брюки – брючки.
-Кот-котик – котище.
-Часы - часики.
-Собака – собачка
№3. «Какое время года?».
Цель: Учить детей соотносить описание природы
в стихах или прозе с определённым временем года;
развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Игровое правило: Показывать карточку можно
только после того, как дети правильно назвали
времена года.
Ход игры.
-У воспитателя на карточках выписаны короткие
тексты о разных временах года.
Тексты даются вперемешку
Воспитатель спрашивает:
-«Кто знает, когда это бывает?».
Загадки.
-Несу я урожаи, поля вновь засеваю. Дел у меня не мало
-Птиц к югу отправляю, Я белым одеялом
- Деревья раздеваю. Всю землю укрываю,
-Но не касаюсь я сосен и ёлочек. В лёд реки убираю,
-Я …(осень). Белю поля,дома,
Зовут меня…(зима).
№5. «Высокий – низкий». Цель: Учить детей сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу. Отвечать на вопросы полным ответом. Материал: Картинки противоположные по смыслу. Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и назвать слова, противоположные по смыслу. Сказать чем отличаются похожие предметы: высокая – низкая (ёлка-ёлочка); длинный - короткий шарф; широкая – узкая лента; глубокая – мелкая тарелка; Дети, по очереди правильно составляя предложения, рассказывают по картинкам. |
№4. «Кто у кого».
Цель: Учить соотносить названия животных и их детёнышей,
подбирать слова, обозначающие действия, к названию животных.
Ход игры.
Дети рассматривают рисунки, на которых изображены
животные с детёнышами.
Педагог даёт задания.
-Назовите животных и их детёнышей, которых видите на рисунках.
-Подберите определения к названиям детёнышей животных.
-Скажите, что делают животные и их детёныши.
-Клюют, лают, скачут, крякают, лакают.
Дидактические игры на звуковую культуру речи.
1. «Найди звук». Цель: Учить детей находить слова с 1-3 слогами. Отвечать на вопросы полным ответом. Ход игры. Воспитатель предлагает детям картинки, дети рассматривают их. Найдите слова с одним звуком. -Найдите слова с двумя звуками. -Сколько слогов в слове жук? в слове цапля? -Какие слова начинаются с одинакового звука? Назовите эти звуки. Дети отвечают. Слова шапка и шарф начинаются со звука Ш, слова забор и заяц со звука З. |
№2. «Едем, летим, плывём». Цель: Учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и ответить на вопросы. -Скажите, сколько слогов в этих словах? -Какой звук встречается во всех этих словах? -Составьте предложения с любым словом. -Скажите, что летает? -Угадайте по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала. т-с (троллейбус), а-с (автобус).
|
№3. Д/игра: «Игла – пила». Цель: Дать представление о разных значениях многозначного слова. Учить определять количество слогов и звуков в словах, сходных по звучанию. Материал: Картинки с разными звуками. Ход игры. -Посмотрите на картины и скажите, сколько слогов в этих словах? -Какие иглы вы знаете? (Игла у ежа, ёлки, сосны..). -Назовите предметы, которые вы видите, поделите слова по слогам. -Поднимите руки у кого в названии предмета есть звук С,З,К, |
Дидактические игры на развитие фонематического слуха. №1. « Назови одинаковый звук в словах». Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. Материал: Картинки с изображением различных предметов. Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах. |
№2. « Назови первый звук в слове». Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Воспитатель показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко. (Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».) |
№3.« Исправь Незнайкины ошибки». Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения. Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки. Коса прыгнула через забор. А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы: Какой первый (последний) звук в слове собака? Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр "Развитие речи"для детей 2-3 лет
В катротеке предложены игры для развития речи детей 2 лет. картотека предназначена не только в помощь воспитателю, но и для занятий родителям дома играя с малышом обучая его....
Дидактическая игра Развитие речи "Один- много"
Дидактическая игра для детей младшего и седнего возраста "Один- много" Цель: учить образовывать существительные множественного числа, формировать грамматический строй речи....
Дидактические игры. Развитие речи.
Дидактические игры по речевому развитию для средней группы....
Дидактические игры «Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»
laquo;Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»...
Дидактические игры развитие речи
дид игры...
Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе»
Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе» Дидактическая игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место зву...
Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе»
Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе» Дидактическая игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звук...