Дидактические игры по развитию речи
картотека по развитию речи (средняя группа)

картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ведение звуковую действительность

№1 Игра «Громко- тихо»

Цель: Развитие голосового аппарата ,речевого дыхания. Воспитание умения менять силу голоса.

Ход игры

Педагог показывает две машинки и говорит: когда едет большая машина

она подает громко сигнал «би-би-би».

-как подает сигнал большая машина?

- А  маленькая машина сигналит «би-би-би».

-Как сигналит маленькая машина?

Педагог убирает обе машины и говорит: Сейчас будьте внимательны. Как поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь , большая машина сигналит громко, а маленькая –тихо.

№2 Игра «Кто живет домике?»

Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление правильного произношения звуков .

Воспитание умения менять силу голоса.

Ход игры

Педагог показывает картинки с изображением животных.

Например : Собаки и щенка.

-кто это?

 Собака лает громка «ав-ав»

-А это кто ?

Щенок(дети повторяют тихо 3-4раза)

Педагог показывает картинку с изображением кошки

-кто это? Кошка громко мяукает

-А это кто? Котенок тихо мяукает.

Пошли зверюшки домой ( спрятать в домик). Отгадайте кто в этом домике живет?(произносят громко)

 «Ав-ав» .Кто это?А это кто?

Аналогично дети отгадывают , кто живет в других домиках и  повторяют 3-4раза.

Д/И №3.  Позови свою маму.

Цель: закрепление правильного произношения звуков. Развивать  интонационную выразительность.

Ход игры

Педагог спрашивает ребенка.

Например:

- кто у тебя на рисован …?(цыпленок)

-Кто у цыпленка мама?( курица)

Позови цыпленок свою маму.(пи-пип-пи)

Педагог имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. Аналогична работа проводится со всеми детьми.

Д/И №4. Будь внимательным.

Цель: закрепление правильного произношения звуков. Развивать  интонационную выразительность.

Ход игры

Педагог : у меня разные картинки, если я вам покажу ,где нарисовано животное ,вы должны прокричать так как кричит это животное. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и назовите игружку.

Д/и на развития словаря

№1. Какое время года?

Цель: Учить детей соотносить описание природы

в стихах или прозе с определённым временем года;

развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило: Показывать карточку можно

только после того, как дети правильно назвали

 времена года.

                          Ход игры.

-У воспитателя на карточках выписаны короткие

тексты о разных временах года.

Тексты даются вперемешку

Воспитатель спрашивает:

-«Кто знает, когда это бывает?».

          ***

Дел у меня не мало-                  

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня…(Зима)

     

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю движения полна .

Зовут меня …(Весна)

Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.

Мотоцикл

№2. Дидактическая игра

 "Назови ласково".

Цель : - обучение образованию существительных при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов;- обогащение        словаря        однокоренными словами.

Материал: картинки

Ход игры: Ребята, вам нравится, когда вас называют ласково? И животным тоже нравится. Давайте назовем их ласково". Дети образуют ласковые слова. За каждое ласковое слово - картинка. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок. Игрок: "Собака - собачка, собаченька, собачушка".

№3. Дидактическая игра

 «Чудесная коробка»

Цель: Развивать наблюдательность. Учить составлять целое из частей Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт) ..

Материал: картинки.

Ход игры

-У воспитателя на карточках выписаны короткие

тексты о разных видах транспорта.

Тексты даются вперемешку

Воспитатель спрашивает:

-«что это ?».

Какому транспорту относится?

          ***

Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...

Автобус

№4. Дидактическая игра

«Зимующие птиц Калмыкии»

Цель: Дать детям представление об общих признаках птиц . Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, голубь,воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт) . Развивать внимание, память. Материал:картинки..

Ход игры

Педагог показывает детям изображения зимующих птиц, спрашивает :

-кого из птиц вы узнали?

 -где у птицы крылья, лапки, хвостик, клюв покажите?

Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют.

***

Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? (Воробей)

Кар-кар-кар! - кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как ее зовут? (Ворона)

№5. Дидактическая игра

 «Дикие животные Калмыкии »

Цель: Ввести в активный словарь детей название диких животных : сайгак, волк, лиса, суслик, тушканчик, кабан.

Материал: картинки.

Ход игры: Педагог зачитывает загадки о диких животных, спрашивает :

-каких диких животных вы узнали?

***

Словно вихрь летит спасаясь
От врага пугливый...
 Заяц

Быстро мчусь я по степи,
Не поймать меня никак.
Ты уж, брат, меня прости,
Антилопа я, … .
Сайгак

Среди всех степных зверей
Известна хитростью своей,
Еще ловкостью и красотой.
А зовут ее …
ЛИСОЙ



Предварительный просмотр:

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города Элисты, номер дома, квартиры.

Материал: мячик

Ход игры

все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада..  Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

 

Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы

Ход игры

По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .По плану дети ориентируются в пространстве.

«Малая Родина».


Цель: Выявить знания детей о нашей Республике ее столице.

Материал: иллюстраций, фотографий

Ход игры

воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают 

-какой стране мы живем, назовите ее столицу?

-Какой Республике мы живем,?

-где именно мы живем?

-Наша Республика какая?

- какие животные и птицу у нас обитают?

      «Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.          

Ход игры

 Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам).

Воспитатель кидает в руки  мяч одному из игроков, тот  называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию

поступок: Девочка идет по улице. Навстречу ей старушка с тяжелой сумкой:

   - девочка поднимет упавшую у старушки тросточку;

   - девочка помогает бабушке донести до дома тяжелую сумку;

   - девочка проходит мимо;

   - бабушка сама поднимает упавшую трость.

«Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать  желание оказывать помощь людям.

Материал :Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры

Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать .

Ребята, посмотрите  внимательно на карточки .

-что делают дети  ?

- какие обязанности они выполняют?

- Вы помогаете родителям?

-что именно вы делаете?

«Путешествие по городу Элисте » 

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями  города, с памятниками культуры .

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города

Ход игры

 Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

           «Малая красная книга » 

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных , птиц нашего края  занесенных  в

« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности  .

Материал :«Малая красная книга», составленная совместно с детьми, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц  

Ход игры

 Воспитатель показывает

 картинку с изображением редких животных и растений ,дети называют

.Воспитатель рассказывает о  них

   «Подбери узор» 

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к калмыцким традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры

Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла.

«Какие праздники ты знаешь ?»

  Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные)  закреплять правила поведения в общественных местах.  

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры

 Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

«Жилище  человека»

  Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному  дому, Родине, .

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры

  Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек,  что жилище бывает  разное кибитка, ,изба…. 

«Продолжи пословицу» 

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память , логическое мышление.

Материал :мяч

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают

Не имей сто рублей , а имей сто друзей.

- один за всех  и все за одного



Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие словаря.

№1 Дидактическая игра «Интересные слова».

Цель: Познакомить детей с многозначными словами, развивать связную речь. Учить детей правильно употреблять в речи

эти слова,обогащать словарный запас детей.

Материал: картинки.

                            Ход игры.

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку и назвать предметы, изображённые на ней.

Например: Картинка «Лук».

Дети отвечают на вопросы:

-Что нарисовано на картинке?

-Для чего нужен этот лук?

-А для чего нужен этот лук? разве он похож на лук

 на этой картинке?

Воспитатель объясняет: Слово ЛУК

обозначает 2 разных предмета: овощ и оружие.

                     №2 «Дом – домище».

Цель: Учить детей образовывать слова с разными

 смысловыми оттенками, правильно употреблять

 их в своей речи. Обогащать словарь детей.

 Материал: картинки.

                             Ход игры.

Я назову вам слово, а вы найдёте другое слово и объясните,

как моё слово стало звучать – ласково, грубо, пренебрежительно.

-Рука – ручка - ручища (большая рука).

-Дом – домик – домище.

-Берёза – берёзка - берёзонька.

-Волк-волчок - волчище.

-Книга – книжечка – книжонка.

 -Брюки – брючки.

-Кот-котик – котище.

-Часы - часики.

-Собака – собачка

               №3. «Какое время года?».

Цель: Учить детей соотносить описание природы

в стихах или прозе с определённым временем года;

развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило: Показывать карточку можно

только после того, как дети правильно назвали

 времена года.

                          Ход игры.

-У воспитателя на карточках выписаны короткие

тексты о разных временах года.

Тексты даются вперемешку

Воспитатель спрашивает:

-«Кто знает, когда это бывает?».

                         Загадки.

-Несу я урожаи, поля вновь засеваю.      Дел у меня не мало

 -Птиц к югу отправляю,                              Я белым одеялом

 - Деревья раздеваю.                                   Всю землю укрываю,

 -Но не касаюсь я сосен и ёлочек.            В лёд реки убираю,

 -Я …(осень).                                                   Белю поля,дома,

                                                                           Зовут меня…(зима).

             №5. «Высокий – низкий».

Цель: Учить детей сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу. Отвечать на вопросы полным ответом.

Материал: Картинки противоположные по смыслу.

                             Ход игры.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и назвать слова, противоположные по смыслу. Сказать чем отличаются похожие предметы: высокая – низкая (ёлка-ёлочка); длинный -

короткий шарф; широкая – узкая лента; глубокая – мелкая тарелка;

Дети, по очереди правильно составляя предложения, рассказывают

по картинкам.

   

                        №4. «Кто у кого».

 Цель: Учить соотносить названия животных и их детёнышей,

подбирать слова, обозначающие действия, к названию животных.

                                       Ход игры.

Дети рассматривают рисунки, на которых изображены

 животные с  детёнышами.

Педагог даёт задания.

-Назовите животных и их детёнышей, которых видите на рисунках.

-Подберите определения к названиям детёнышей животных.

-Скажите, что делают животные и их детёныши.

-Клюют, лают, скачут, крякают, лакают.

Дидактические игры на звуковую культуру речи.

                       1. «Найди звук».

Цель: Учить детей находить слова с 1-3 слогами.

 Отвечать на вопросы полным ответом.

                                 Ход игры.

Воспитатель предлагает детям картинки, дети рассматривают их.

Найдите слова с одним звуком.

-Найдите слова с двумя звуками.

-Сколько слогов в слове жук? в слове цапля?

-Какие слова начинаются с одинакового звука? Назовите эти звуки.

Дети отвечают. Слова шапка и шарф начинаются со звука Ш, слова забор и заяц со звука З.

         

                      №2. «Едем, летим, плывём».

 Цель: Учить детей находить заданный звук в начале,

 середине и конце слова.

                                    Ход игры.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и

 ответить на вопросы.

-Скажите, сколько слогов в этих словах?

-Какой звук встречается во всех этих словах?

-Составьте предложения с любым словом.

-Скажите, что летает?

-Угадайте по первому и последнему звуку, какой вид транспорта

 я  задумала. т-с (троллейбус), а-с (автобус).

 

                       №3.  Д/игра: «Игла – пила».

  Цель: Дать представление о разных значениях

  многозначного слова. Учить определять количество слогов

   и звуков в словах, сходных по звучанию.

    Материал: Картинки с разными звуками.

                              Ход игры.

  -Посмотрите на картины и скажите, сколько слогов в

  этих словах?

  -Какие иглы вы знаете?

  (Игла у ежа, ёлки, сосны..).

  -Назовите предметы, которые вы видите, поделите

  слова по слогам.

  -Поднимите руки у кого в названии предмета есть звук С,З,К,

Дидактические игры на развитие фонематического слуха.

         №1. « Назови одинаковый звук в словах».

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с

одинаковым звуком.

Материал: Картинки с изображением различных предметов.

Педагог  произносит три-четыре слова, с заданным звуком:

 санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с),

который есть в этих словах.

                 

                 №2.  « Назови первый звук в слове».

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место

  звука в слове.

Воспитатель показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает

игрушки других домашних животных и просит:

 «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то,

что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

              №3.« Исправь  Незнайкины ошибки».

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове,

 делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел.

Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу?

 Отвечаем на вопросы:

Какой первый (последний) звук в слове собака?

Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш,

 где находится этот звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр "Развитие речи"для детей 2-3 лет

В катротеке предложены игры для развития речи детей 2 лет. картотека предназначена не только в помощь воспитателю, но и для занятий родителям дома играя с малышом обучая его....

Дидактическая игра Развитие речи "Один- много"

Дидактическая игра для детей младшего и седнего возраста "Один- много" Цель: учить образовывать существительные множественного числа, формировать грамматический строй речи....

Дидактические игры. Развитие речи.

Дидактические игры по речевому развитию для средней группы....

Дидактические игры «Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»

laquo;Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»...

Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе»

Картотека дидактических игр  «Развитие речи в подготовительной группе»   Дидактическая игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место зву...

Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе»

Картотека дидактических игр  «Развитие речи в подготовительной группе» Дидактическая игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звук...