Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ИЗО"
консультация
Дидактически игры по изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_morozova_mart.docx | 16.91 КБ |
Перечень дидактических игр по ИЗО | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №52
Консультация для воспитателей
Дидактические игры в изобразительной деятельности
Подготовила :
воспитатель
Морозова Анастасия Александровна
2020г.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Составляющая игры – это и речевой материал, и музыка, и дидактический материал.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-либо знания, овладевают определёнными умениями и навыками, учатся обобщать, классифицировать, выделять основные признаки и др.
Любые игры становятся дидактическими, если их основными компонентами станут: дидактическая задача, правила и игровые действия.
Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания, игровых действий. Содержание формулируется как цель и преподносится ребёнку как игровое задание, которое, как правило, заинтересовывает детей. Они выполняют действия (игровые), тем самым вовлечены в познавательную деятельность. Воспитатель выступает в роли организатора.
По характеру использования материала дидактические игры подразделяются на:
- предметные (это дидактические материалы и игрушки);
- настольно-печатные и логические игры;
- словесные игры.
Дидактическая игра, характеризуется сочетанием наглядности, слова воспитателя и действий самих детей (с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д).
Рекомендации, которые воспитатель должен учитывать при проведении их:
- Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, предметы, продумывать, как его разместить, чтобы дети могли свободно ими пользоваться. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, предметами, аккуратно складывать их по окончании игры.
- Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого проводить обучение игровым действиям с игрушками и предметами, выполнение действия вместе с ребенком. Постепенно вносить в группу новые дидактические игры, по мере их усвоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).
- Развивать у детей самостоятельность, навыки самоорганизации, творческих отношений в игре. Поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки.
- Объяснение новой игры педагог начинает с создания игрового образа. Предлагает вспомнить сказку, ее персонажей, поступки, затем приглашает поиграть в знакомую сказку и на протяжении всей игры поддерживает игровой настрой, избегая замечаний, оценивающих реплик и, тем более, реплик негативного характера. По окончании игры необходимо повысить эмоциональный настрой детей, подчеркнув, как интересно им было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто добился успеха, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжении, создать радостную перспективу («В следующий раз будем играть еще лучше») или когда дети освоят предыдущую игру («Новая игра будет еще интереснее»).
- Широко использовать дидактические игры с предметами и игрушками в течение дня. При проведении игр не забывать про улыбку, эмоциональный настрой и лаконичную речь. Подготовить игровой материал (Красочный, яркий и привлекательный для детей.). Проводить консультации по подбору и методике проведения дидактических игр с предметами и игрушками в условиях семейного воспитания.
Дидактически игры по изобразительной деятельности.
Дидактические игры по ИЗО позволяют развивать мышление, фантазию и воображение, чувство цвета и восприятие, активизируют работу в системе “глаз-рука”. С помощью игр можно познакомить детей с теплыми и холодными цветами. Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию.
Составные цвета
Тёплые и холодные цвета
«Магазин» (Отдел варежек, обувной отдел)
«Подари петушку пёрышки»
«Гусенички»
«Осенние ветки (деревья)»
«Листочки»
«Ягоды поспели»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составные цвета Попарное смешивание основных цветов даёт нам группу цветов, которые называют составными, потому что они составляются из основных цветов. Смешивание красного и жёлтого даёт нам оранжевый, красного и синего – фиолетовый, синего и жёлтого – зелёный .
Тёплые и холодные цвета Ещё один из способов деления цветов по признакам – деление на тёплые и холодные цвета. Тёплыми принято считать красный, оранжевый, жёлтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Х олодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. «А что же зелёный?» - спросите вы. Он находится на границе этих групп, и поэтому всё зависит от его качества, от того, какого цвета в нём больше. Если жёлтого, то зелёный цвет тёплый, а если синего, то – холодный. Подбери любимые цвета для снеговика (холодные) и солнышка (Теплые)
«Магазин» (Отдел варежек, обувной отдел) Задачи: - продолжать знакомить с цветовыми эталонами; - развивать способности различать до 2-ух оттенков цвета; - ввести в активный словарь на основе цветового восприятия слова, обозначающие оттенки: «светло-… ный », «тёмно-… ный »; Материалы к арточки с изображением одной варежки (сапога) (светло-зелёный, тёмно-зелёный, светло-синий, тёмно-синий, светло-жёлтый, тёмно-жёлтый, светло-красный, тёмно-красный). Отдельно к каждой карточке варежка (сапог) из картона соответствующего цвета. Игровые правила: найти по цвету вторую пару каждой варежки (сапога) и выложить на карточку, чтобы получилась пара одинаковых варежек (сапог). Ход: - Кто-то в магазине перепутал все варежки (сапоги). Помоги продавцу правильно разложить их. - Подбирай их по цвету, называй какого цвета варежки (сапоги). Есть варежки (сапоги) очень похожие по цвету – надо назвать их правильно, точно.
«Подари петушку пёрышки» Задачи: - закреплять знания детей о цветах спектра и порядке их расположения; - развивать цветовое восприятие детей: видеть цветосочетание; - развивать мелкую моторику рук при работе с мелким раздаточным материалом; Материалы:: 2-е карточки с изображением петушка без хвоста, 2-а набора полосок из картона в форме полумесяца всех цветов спектра. Игровые правила: выложить из полосок хвост петушка, расположив цвета по порядку как в радуге . Ход: - Посмотри, петушок потерял свой хвостик, и теперь он грустный. Надо ему помочь. Давай сделаем ему хвост вот из этих разноцветных пёрышек. Чтобы хвост был красивым надо выкладывать перышки, подбирая их по цвету как у радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый). Посмотри, как сочетаются цвета. - Теперь ты выкладывай и рассказывай, как делаешь. Проверь, всё ли ты сделал правильно, нет ли ошибок.
« Гусенички » Задачи . Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот. Материал : цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы. Ход игры . Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гамма (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).
«Осенние ветки (деревья)» Задачи: - учить детей соединять представление о цвете с представлениями, о реальных объектах; - развивать цветовое восприятие: дифференцировать цвета (красный, оранжевый, жёлтый); - упражнять детей в воссоздании зрительного образа в цвете; Материалы: карточки с изображением ветки (дерева), листья красного, оранжевого, жёлтого цветов. Игровые правила : выложить листья заданного цвета на карточку. Ход: - Наступила осень. Летом все листья на деревьях были зелёного цвета, а осенью они меняют свой цвет. - Вот мы увидели дерево, на ветках которого все листья жёлтые. (Дети выкладывают на карточку только жёлтые листья, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы.) - Чуть подальше стоит дерево с оранжевыми листьями. (Дети выкладывают на карточку только оранжевые листья, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы.) - А рядом дерево с красными листьями. (Дети выкладывают на карточку только красные листья, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы.) - Самое нарядное дерево с разноцветными листьями. Выложите листочки все разного цвета (жёлтый, оранжевый, красный). - Одну веточку мы сорвали, чтобы украсить группу. Самостоятельно придумайте, какие листочки будут на ветке. (Дети выкладывают и рассказывают о своём выборе.)
«Листочки » Задачи: - развивать цветовое восприятие: дифференцировать цвета (красный, оранжевый, жёлтый); - упражнять детей в воссоздании зрительного образа в цвете, опираясь на контурные изображения листьев; Материалы: карточки с контурным изображением листьев, листья разного цвета. Игровые правила : выложить листья заданного цвета на карточку, на их контурное изображение.
«Ягоды поспели» Посмотри, как созревала ягодка-малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела, и так постепенно поспевала - от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый?
Д/И «Замок» Цель: Развивать чувства формы. Материал: Картинки с изображением разных замков. Бумага. Фломастеры. Задание: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку, и назвать из каких фигур состоит изображенный на картинке замок. Раскрасить картинку. Д/И «Цвета вокруг нас» Задачи: Закреплять знания о цветах и их оттенках. Упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах. Задание: Педагог называет какой-либо цвет, а ребенок находит предмет такого цвета в окружающем интерьере.
Д/И «Подбери цвет и оттенок» Задачи: Закреплять представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов. Упражнять в умении применять в речи названия оттенков цветов: темно-красный, светло-зеленый и др. Задание: Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта и просит назвать его цвет или оттенок. Д/И «Теплые и холодные краски» Цель: Закреплять знания о теплых и холодных цветах. Задание: 1–й вариант: педагог раздает детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными. 2-й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.
Д/И «Художники волшебники» Цель: Приобретение навыков работы с акварелью по сырой бумаге, вливания одной краски в другую и получения новых цветов и их оттенков. Материал: Бумага. Акварель. Задание: Педагог говорит: «Мы все художники – волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я покажу вам, как это делается. У меня два листа бумаги. Один – обыкновенная бумага, другой – смоченная волшебной водой. У вас на столах волшебная вода в стаканчиках. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой (бумага должна находиться в стадии высыхания), кистью рисую три лепестка малиновой краской (цветы получаются расплывающимися), потом три лепестка фиолетовой краской. Видите, как краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы. Теперь давайте сделаем и вашу бумагу волшебной. Возьмем кисточку покрупнее, окунем ее в воду, смочим бумагу. Положим кисточки, держим руки над бумагой, закрываем глаза и медленно считаем: «Раз, два, три, бумага волшебная – смотри!». Так надо сказать три раза. Теперь мы можем создать волшебные цветы.
Д/И «Наряди е лочку » Цель: Закреплять знание основных цветов и их оттенков. Использовать названия оттенков цвета в речи. Материал: Картинка с нарисованной заранее елочкой. Гуашь. Палитры. Задание: Педагог предлагает ребенку нарядить елочку разноцветными игрушками (шары закрасить красным цветом, бусы - синим и т. д.). Спросите у ребенка потом, каким цветом закрашена та или иная игрушка. Познакомьте ребенка с оттенками цветов (светло-красный, темно-синий и т. д.)
Д/И «Палитра» Цель: Развивать чувство цвета у детей, продолжать знакомить с основными цветами и их оттенками, учить получать новые цвета и их оттенки путем смешивания красок на палитре. Материал: Гуашь четырех цветов (белого, желтого, красного и синего). Палитры. Задание: Педагог предлагает детям поиграть с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки. Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета. Д/И «Палитра художника» Цель: Развивать чувство цвета у детей, учить подбирать цвета и оттенки, соответствующие предложенной иллюстрации. Материал: Гуашь белого, красного, желтого и синего цвета. Палитры. Книжные иллюстрации. Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть книжки с иллюстрациями, выбрать понравившуюся и подобрать на своей палитре те цвета и оттенки, которые использовал художник. Выигрывает тот ребенок, который подберет цвета и оттенки, наиболее соответствующие палитре художника
Д/И «Радуга» Цель: Познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре. Материал: Гуашь белого, красного, желтого и синего цвета. Палитры. Листы бумаги с недорисованной радугой. Задание: Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному цвету радуги (каждый — красный, охотник — оранжевый и т.д.). Д/И «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками» Цель: Закреплять представления детей о теплой и холодной цветовой гамме. Материал: Репродукции картин: И.Э. Грабарь «Цветы и фрукты», М. Асламазян « Ереванки », А.В. Шевченко «Натюрморт с кувшином и яблоками», П. Сезанн «Натюрморт с персиками и грушами», И.Т. Хруцкий «Натюрморт со свечой», Ф.Л. Толстой «Ягоды красной и белой смородины», Г.Курбе «Натюрморт», И.И. Левитан «Весна. Большая вода». Задание: 1-й вариант: Найти картины, написанные только в теплой гамме (или холодной). 2-й вариант: Разобрать по группам картины, написанные в теплой и холодной гамме.
Д/И «Убери лишнюю» Цель: Уточнить представления детей о натюрморте. Материал: Репродукции картин: три натюрморта, один или два пейзажа. Задание: Педагог предлагает детям посмотреть внимательно на картины и отложить в сторону пейзаж. Результаты обсуждаются с детьми. Д/И «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине» Цель: Развивать цветовое восприятие у детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине. Материал: Репродукция одной картины (у каждого ребенка своя). Гуашевые краски, вода, кисточка, палитра из бумаги. Задание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин, которые лежат перед ними, обратив внимание на использованные краски; затем взять кисточку и гуашь и нанести на палитру те краски, которые есть на картине. Затем все вместе рассматривают работы детей и картины, к которым они подбирали цвета, обсуждают работы.
Д /И «Любопытная змейка» Цель: Развивать графические навыки рисования. Материал: Бумага. Простые графитные карандаши, зеленые карандаши. Задание: Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги дорогу (две параллельные линии) по ее краям – деревья (зелеными точками). А вот и любопытная змейка: ей кажется, что за каждым деревом ее ждет что-то интересное (она оползает дерево с одной стороны дороги, потом дерево с другой ее стороны и т.д., не пропуская ни одного) Д/И « Змея» Цель: Развивать воображение, творчество, умение действовать по очереди. Материал: Нарисованная большая змея. Краски. Задание: Педагог предлагает детям разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.
Д/И «Лужок с цветами» Цель: Развивать воображение, творчество. Материал: Краски для пальчиковой живописи. Фломастеры. Задание: Педагог предлагает детям нарисовать пальчиками летний лужок: цветы, деревья, бабочек. Травинки дорисовать кистью. Д/И «Волшебные картинки» Цель: Развивать изобразительные навыки, фантазию, воображение. Материал: Закрашиваем поверхность бумаги цветными восковыми мелками, сверху — черной гуашевой краской (лучше смешать ее с тальком, чтобы краска не скатывалась). Задание: Каким-нибудь острым предметом (например: пустой шариковой ручкой) процарапываем разные загогулины и линии так, чтобы через черный фон проступила цветная основа. Д/И «Железная дорога» Цель: Развивать изобразительные навыки, фантазию, воображение. Материал: Нарисовать фломастером поезд. Задание: Педагог предлагает ребенку дорисовать в вагонах поезда животных
Д/И «Вязание карандашом» Цель: Развивать графические навыки рисования. Материал: Бумага. Простые графитные карандаши, цветные карандаши. Задание: Педагог показывает детям новый вид штриховки – петлями (петли каждого следующего ряда как бы выходят из петель предыдущего). Дети «вяжут» шарф из черных ниток (простой карандаш), шапочку из цветных ниток (цветные карандаши). Сначала рисуют крупные петли, потом по мере освоения штриховки все более и более мелкие. Д/И «Волшебные линии» Цель: Развивать графические навыки рисования. Материал: Бумага. Простые графитные карандаши. Трафареты геометрических фигур. Задание: Педагог предлагает с помощью трафаретов нарисовать дом, машину и т.д. Затем каждую часть контура (геометрическую фигуру) заштриховать простым карандашом в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные штрихи, слева направо, справа налево). Д/И «Объемная штриховка» Цель: Развивать графические навыки рисования. Материал: Бумага. Простые графитные карандаши. Задание: В центре листа бумаги ставится точка и от нее рисуются три луча: вертикальный, горизонтальный, по диагонали. Промежутки между лучами штрихуются в направлении основного луча. Дети убеждаются: с помощью штриховки можно получить объемное изображение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»
Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые н...
консультация для родителей "Играйте с детьми в народные игры"
консультация для родителей с описанием народных игр которые можно использовать в домашних условиях...
Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"
Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...
Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?
«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...
Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Консультация для родителей. Игры по дороге в детский сад.
Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителейКонсультация для родителей.Игры по дороге в детский сад....
Консультация для родителей "Играйте с играми в подвижные игры"
Консультация для родителей с примерным перечнем подвижных игр....