Проект "Семейная академия" 2018-2019 год
проект
Положение о проекте «Семейная Академия»
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Автор проекта: учитель-дефектолог, логопед Баширова Д.В.
Соавторы: Великосельских О.Г., Захарова О.В.
Участники проекта: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, воспитанники и их родители.
Продолжительность: 1 года.
Сроки реализации: октябрь 2018 г. – май 2019 г.
Условия реализации: детский сад – «открытая система» воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
- организовать просвещение родителей с целью повышения их психолого-педагогической культуры;
- разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в
вопросах воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Принципы реализации проекта:
• добровольности;
• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
• вариативности форм и методов;
• научности;
• непрерывности и целостности;
• комплексности;
• сотрудничества;
• постоянства обратной связи;
• открытости;
• конфиденциальности.
Формы работы с родителями:
• педагогическая гостиная;
• консультации, беседы;
• открытые занятия;
• родительские собрания;
• мастер-классы;
• папки-передвижки, выставки детских работ;
• обобщение опыта семейного воспитания;
- праздники.
Предполагаемый результат реализации проекта:
• отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
• увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
• осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Проект реализуется в три этапа:
I. Подготовительный этап (сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
• опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
• обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;
• разработка положения о клубе;
• составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
II. Основной этап (октябрь– апрель).
В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
III. Заключительный этап (1 месяц - май)
Подготовка к презентации.
Презентация проекта на родительском собрании коррекционной группы ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях.
Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15»
ПРОЕКТ
«Семейная академия»
Г. Алейск
Положение о проекте «Семейная Академия»
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Автор проекта: учитель-дефектолог, логопед Баширова Д.В.
Соавторы: Великосельских О.Г., Захарова О.В.
Участники проекта: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, воспитанники и их родители.
Продолжительность: 1 года.
Сроки реализации: октябрь 2018 г. – май 2019 г.
Условия реализации: детский сад – «открытая система» воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
- организовать просвещение родителей с целью повышения их психолого-педагогической культуры;
- разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в
вопросах воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Принципы реализации проекта:
• добровольности;
• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
• вариативности форм и методов;
• научности;
• непрерывности и целостности;
• комплексности;
• сотрудничества;
• постоянства обратной связи;
• открытости;
• конфиденциальности.
Формы работы с родителями:
• педагогическая гостиная;
• консультации, беседы;
• открытые занятия;
• родительские собрания;
• мастер-классы;
• папки-передвижки, выставки детских работ;
• обобщение опыта семейного воспитания;
- праздники.
Предполагаемый результат реализации проекта:
• отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
• увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
• осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Проект реализуется в три этапа:
I. Подготовительный этап (сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
• опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
• обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;
• разработка положения о клубе;
• составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
II. Основной этап (октябрь– апрель).
В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
III. Заключительный этап (1 месяц - май)
Подготовка к презентации.
Презентация проекта на родительском собрании коррекционной группы ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях.
Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Перспективный план работы
клуба «Семейная академия» на 2018–2019 уч. г.
Формы проведения общения | Сроки | Содержание | Участники |
Анкетирование родителей на предмет социального заказа | Сентябрь | Сбор информации на предмет социального заказа | Учитель-дефектолог, логопед; воспитатели |
Составление социального паспорта группы | Сентябрь | Сбор данных для составления социального паспорта группы | Родители, воспитатели |
Установочное родительское собрание «Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в воспитании и образовании детей. Методы работы с детьми.» | Сентябрь | Ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба, основные задачи работы воспитателей и специалистов, а так же вопрос организации домашней коррекции. | Учитель-дефектолог, логопед; психолог, воспитатели, родители, дети |
Организация педагогической библиотеки | В течение года | Создание и пополнение педагогической библиотеки для родителей (информационные буклеты, папки-передвижки, уголки для родителей) | Специалисты, воспитатели |
Родительское собрание «Капустник» | Октябрь | Фольклорный праздник. Устанавливать преемственные связи между семьей и детским садом. | Учитель-дефектолог, логопед; педагог-психоловоспитатели |
Мастер-класс для родителей по созданию развивающей игрушки «Птичка счастья» | Ноябрь | Совместная творческая работа родителей и детей | Учитель-дефектолог, логопед; воспитатели |
Родительское собрание «Внимание – лучший друг ребенка. Как же его развивать?» | Декабрь | Консультация по вопросу создания развивающей среды в домашних условиях. | Учитель-дефектолог, логопед; психолог, воспитатели |
Родительское собрание «Динамика развития. Подготовка руки к письму» | Февраль | Повышение педагогической активности отца в воспитании ребенка | Учитель-дефектолог, логопед; психолог, воспитатели |
Мастер-класс по работе с аппликацией «Теплой папиной рукой» | Февраль | Совместная творческая работа родителей и детей | Учитель-дефектолог, воспитатели |
Тренинг детско-родительских отношений «Люблю я мамины глаза» | Март | Создание благоприятной среды для общения детей и родителей, повышение педагогической грамотности родителей | Учитель-дефектолог, логопед; психолог; воспитатели |
Родительское собрание «Подготовка детей к школе» | Апрель | Повышение педагогической активности родителей и содействия подготовки детей к школе. | Учитель-дефектолог, логопед; психолог; воспитатели |
Итоговое родительское собрание. Презентация проекта «Итоги года» | Май | Открытая детская деятельность. Подведение итогов учебного года. Презентация проекта, Награждение участников в различных номинациях | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, дети и родители |
Приложения
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Подготовка руки к письму»
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение гонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Учителя начальных классов, а именно первоклассников сталкиваются с трудностями при обучении письму. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображали слишком маленькие предметы на листе. Нас насторожил такой явный признак недостаточной работы пальцев рук. Это говорит о том, что дети не имеют достаточного опыта работы за столом.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх–низ, ближе–дальше, под–над, около–внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
При письме особенно важно, не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять своими руками, умение управлять своими пальцами, и обратить особое внимание на подготовку руки к письму, т.е. учить восприятию и письму печатных и письменных букв, познакомить с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными элементами букв. Если ребенок к семи годам научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв, этого будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе на материале всего алфавита.
Работая с детьми особое внимание, уделяли сенсорному воспитанию детей. Начали свою работу с пальчиковой гимнастики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
В работе использовали основной принцип дидактики от простого к сложному.
Для начала занятий выбирали более простые упражнения: сжимание и разжимание пальцев рук, переплетали пальцы, сжав ладони, поднимание и спускание пальцев.
Все упражнения проводили в медленном темпе, и сопровождали показом, четко произнося текст. Каждое занятие проводили в течение нескольких минут, два – три раза в день. После каждого упражнения применяли расслабляющий момент (спустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).
К середине учебного года мы со своими детьми перешли к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком отдельно.
Конечно, наша работа с детьми не ограничивалась только пальчиковой гимнастикой. Также добавляли упражнение по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша. И, конечно же, использовали в своей работе «чудесный куб» для вкладывания в отверстия различных фигур. Большое внимание уделяли на развитие навыков самообслуживания в повседневной жизни ребенка: одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание и расшнуровывание. Для этого использовали дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Зашнуруй сапожек» и др. Эти упражнения способствуют укреплению и развитию руки, координации движения.
Для начала брали упражнения, которые помогают управлять своими руками: «Возьми большой мяч» – ладони широко раскрыты. Далее я предлагала детям упражнения, направленные на управления пальцами рук – «Пальчиковая гимнастика».
Например, упражнение «Два дрозда»: руки детей сжаты в кулачки. Они произносят слова и выполняют действия. «На ветке сидят два маленьких дрозда – Пит и Поль (руки перед собой сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх). Улетай, Пит! Улетай, Поль! (дети то прячут пальцы, то вновь их показывают)».
Для подготовки руки к письму предлагали детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
При раскрашивании познакомили детей с четырьмя видами штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими, частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвраты; центрическую штриховку; штриховку длинными параллельными отрезками. Дети, выполняя работу, но штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствуют усталости, они делают это свободно, хотя рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования.
Знакомить с гигиеническими правилами письма мы начали детей со старшей группы, в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо.
Выполняя с детьми различные упражнения по подготовке к письму, постоянно наблюдали за соблюдением гигиенических правил письма. Ведь соблюдение гигиенических правил письма поможет детям в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Детям старшей группы предлагали задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К таким заданиям относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например: плетение ковриков из бумажных полос). Дети складывали пополам лист бумаги, делали ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезали тонкие полоски бумаги другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплетали их между надрезов основной части коврика, предварительно рассмотрев образец и показ.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезали прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них они скручивали в виде бусины, конец ее проклеивали. Готовые бусины нанизывали на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.e. качеств, необходимых для письма.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.
Мы проводили постоянные занятия аппликацией, на которых учили детей: симметричному вырезанию, вырезанию размеченных фигурок, картинок. Из вырезанных фигурок составляли целые композиции-аппликации.
Со старшей группы ввели еще один очень важный раздел для успешного овладения письма – развитие графических навыков. На индивидуальных занятиях, в тетрадях в крупную клетку дети выполняли различные задания: рисовали простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно перешли к более сложным рисункам. Для того чтобы заинтересовать детей и оживить их однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять, использовали забавные стихи. Делая тот или иной рисунок, дети не только выполняли движение рукой, но и включали в работу речевой и слуховой анализаторы, тренировали память.
В процессе своей работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. Но мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывала затруднения, я точками намечала предстоящую работу. С помощью этой опоры дети учились правильно нести линию, не «выезжая» за клетку. К новому рисунку мы не переходили до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработано. Целью графических упражнений ставили: знакомство с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка, но клеточкам (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левою, нижнего правою угла; середины клетки). Формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размешать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
В подготовительной группе продолжили свою работу по подготовке руки к письму. Продолжали с детьми закреплять навыки самообслуживания, добавив к этому сервировку стола, что тоже способствует развитию координированных движений руки. Продолжаем развивать ручную умелость на занятиях по ИЗО деятельности, только более усложненную. Занимаемся конструированием из бумаги, способом оригами. Продолжаем заниматься пальчиковой гимнастикой, используя теневой театр.
И, конечно же, большое внимание уделяли на развитие графических навыков. Продолжали учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы); учили штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей. Проводили с детьми графические диктанты, например: «Одна клеточка вверх, одна клеточка вниз, одна клеточка направо и т.д.». Использовали такие задания, как «Дорисуй картинку», «Нарисуй такую же картинку», «Нарисуй такую же фигуру».
Применяли на занятиях по развитию речи такой вид деятельности, как заучивание и инсценировка стихотворений с помощью рук.
На основе проделанной работы, можем сделать следующий вывод: дети научились управлять своими руками, пальцами. Они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку и карандаш.
А результаты проведенной диагностики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук показали, что 85% детей готовы к овладению письмом. У них сформированы внимание и контроль за собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза, развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Подготовка детей к школе»
Готовность ребёнка к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию «готовность к школе» различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.
Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность. Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.
Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п. Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая. 1. Интеллектуальная готовность к школе означает: - к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); - он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; - ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; - должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления. 2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: - ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; - толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; - нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; -ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются. 3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает: - понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения; - наличие интереса к учению и получению новых знаний; - способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; - усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела. Познавательная готовность ребенка к школе. Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет? 1) Внимание. • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут. • Находить сходства и отличия между предметами, картинками. • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее. • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками. 2) Математика. • Цифры от 0 до 10. • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. • Арифметические знаки: « », «-«, «=». • Деление круга, квадрата напополам, четыре части. • Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п. 3) Память. • Запоминание 10-12 картинок. • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п. • Пересказ текста из 4-5 предложений. 4) Мышление. • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п. • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д. • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом. • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах. • Складывать пазлы без помощи взрослого. • Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик. 5) Мелкая моторика. • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур. • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге. • Выполнять аппликации. 6) Речь. • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. • Понимать и объяснять смысл пословиц. • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок. • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией. • Различать в словах буквы и звуки. 7) Окружающий мир. • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее. • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии. Советы родителям: Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух. По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Внимание – лучший друг ребенка. Как же его развивать?»
Уважаемые родители!
Помните, что внимание ребенка- это уникальный познавательный процесс, который требует постоянного развития. Наряду с восприятием, памятью, воображением и мышлением, внимание составляет основу системы психологических функций человека, которая закладывается, непосредственно, в дошкольном возрасте. Конечно, задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей прислушиваться, присматриваться, стать более внимательными к окружающему миру предметов, знаний, ощущений и эмоций. Но, лишь в комплексной работе воспитателя с родителями можно добиться наиболее успешных результатов в работе с детьми. Старайтесь развить и тренировать внимание ребенка.
Внимание - важный психический процесс. Это одно из важнейших условий успешного и полноценного выполнения любой деятельности человека. Ведь внимание дает возможность видеть, слышать и воспринимать окружающий мир. Следовательно, детям, в процессе обучения и познания, внимание, которое позволяет сосредоточиться на определенных объектах, просто необходимо! Ведь дети каждый день получают огромное количество информации, а внимание помогает им выделить наиболее интересное и значимое для них! Именно поэтому, увлеченные чем-то дети, зачастую, не замечаю того, что происходит вокруг!
Ну а достижению данной задачи в максимальной степени способствует игра!
Да, в первую очередь, игра - это развлечение и отдых, но это еще обучение, воспитание, творчество и, в какой-то степени, даже труд!
Помните, что посредством игры, не прибегая к назидательности, можно одновременно развить не только внимание, но и память, и речь и мышление детей. Таким образом, формирование внимания ребенка возможно только при специально организованной игровой деятельности. Причем, необходимо помнить, что вовлекая детей в игровую деятельность, следует осветить самые привлекательные ее стороны. Ведь все наглядное и эмоциональное -это уже залог успеха в формировании и развитии внимания ребенка. От того, насколько внимателен ребенок, зависит его успешность в дальнейшем, например, в школе. Ведь внимание -это главная составляющая обучения. И именно игры на развитие внимания помогают добиться нужной цели.
Вот ряд, наиболее популярных игр на развитие внимательности:
-Игра «Повтори движения»
Цель – Игра увеличивает объём внимания и памяти.
Вы показывает несколько простых движений, ребенок запоминает и по сигналу воспроизводит движения в том же порядке. Начинать нужно с трех движений, а далее постепенно увеличивать их.
Цель: развивать концентрацию, объем и распределение внимания.
Вы раскладываете мелкие предметы на столе. В течение нескольких секунд ребенок должен посмотреть и запомнить расположение предметов. Потом ребенок отворачивается, а вы в это время перекладываете 2-3 предмета на другие места. После чего ребенку снова предлагается посмотреть на предметы и ответить, что изменилось и какие предметы были переложены.
-Игра «Съедобное – не съедобное!»
Цель – развивать активное внимание.
Вы бросаете мяч и называете какой-либо предмет. Если слово обозначает еду, то ребенок, должен поймать его. Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч ловить не надо.
-Игра "Что изменилось?"
Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
Вы называет различные слова : книга, ручка, яблоко, кошка, кровать, хлеб ит. д. Ребенок же должен внимательно слушать и вставать со стульчика, каждый раз когда услышат слово, обозначающее, например фрукт.
Или, можно предложить, чтобы малыш хлопал в ладоши тогда, когда услышит слово, обозначающее животное и т. д. В дальнейшем можно усложнить задание, объединив первое и второе задание.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т. е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает, когда называют растение.
-«Найди отличия»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Можно предложить малышу поискать отличия на картинках. Это разовьет и внимание, и усидчивость ребенка.
-Упражнение "Раскрась вторую половинку".
Цель: развитие концентрации внимания.
Ребенку выдается наполовину раскрашенная картинка. И предлагается раскрасить вторую половинку картинки, по подобию первой.
Играя с детьми в игры на развитие внимательности, следует руководствоваться принципом "от простого к сложному". Нужно, чтобы задания были не слишком сложными для ребенка, чтобы он мог справиться с ними и не потерял интереса к игре. Если все же интерес ребенка к игре на внимательность пропал, то не нужно настаивать на продолжении. Ведь главный враг внимания - утомление.
Поэтому не следует забывать о разнообразии видов игр на внимание, и уметь чередовать и комбинировать ролевые и подвижные игры. Ну и, конечно, нужно хвалить ребенка, если он успешно справился с заданием.
Тренируйте внимание ребенка каждый день. Играя не только дома, но и на прогулке или в поездке!
Только ежедневное общение и обучение игровой деятельности, определенным образом формирует и развивает внимания у дошкольников. Однако, необходимо учитывать индивидуальные особенности, здоровье и темперамент каждого ребенка. Ведь, например, гиперактивные, нервные и болезненные дети отвлекаются чаще, чем здоровые и спокойные. А замкнутый или расстроенный ребенок менее внимателен к работе.
Итак, если вы хотите, чтобы у вашего чада сформировалась способность удерживать внимание на том, что необходимо, нужно быть максимально последовательными и настойчивыми в свих действиях. Только тогда у ребенка разовьется внимательность, как одна из важнейших черт личности, которая, как известно, играет очень важную роль в умственном развитии ребенка.
Теперь вы знаете, игра - это не только радость и удовольствие для ребенка, что, конечно, тоже очень важно, но и сложный игровой метод обучения детей дошкольного возраста и средство воспитания ребенка.
Успехов вам, мамы и папы, в воспитании и развитии своего ребенка!
Предварительный просмотр:
Тема: «Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в воспитании и образовании детей».
Права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей СТ. 63
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).
Основные направления работы коррекционного учреждения
- профилактика;
- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом, педагогами, педагогами-дефектологами.
Коррекционно- образовательная работа
Содержание коррекционно – образовательной работы в коррекционном детском саду включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития:
- познавательно – речевому;
- социально – личностному;
- художественно – эстетическому;
- физическому;
Все специалисты и воспитатели коррекционного звена работают взаимосвязано.
Коллектив педагогов ДОУ — стабильный, с большим потенциалом, это позволяет решать самые сложные задачи, составлять методические разработки, успешно осваивать новые педагогические технологии, осуществлять инновационную деятельность в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
Основами построения стали системность, целостность и
конкретность.
Организация жизни и деятельности детей
-Организация жизни и деятельности детей определяется "Режимом дня". В специальном детском саду он имеет свои особенности.
- Утренний отрезок времени (с 7:30 до 9:00) включает традиционные режимные моменты.
- В 9.00 - игровые занятия по учебному плану детского сада.
- После подгрупповых занятий - индивидуальные коррекционные игровые занятия с учителем-дефектологом.
- Третье занятие в утреннее время динамического характера.
- Далее - прогулка и организованные игры детей.
Во второй половине дня деятельность детей направлена на развитие игровых умений и навыков.
Задачи взаимодействия родителей и педагогов :
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции детей в группе сверстников;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей
Взаимодействие родителей с педагогами
Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и педагогом может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым
Советы родителям
- Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.
-Поощряйте и стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
-Используйте различные упражнения для развития мышления ребенка.
- Возьмите за правило: никогда не давать ребенку готовые знания, лучше помочь ему «открыть» их самому.
-Существует зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.
Развивайте речь ребенка
-Вводите в словарь ребенка новые слова, выражения с пояснением их значения и на основе наблюдения.
-Уточняйте представление вашего ребенка о том или ином предмете и явлении.
-Поощряйте ребенка составлять рассказы, делиться своими впечатлениями, пересказывать тексты.
-Для того, чтобы ребенок правильно и адекватно воспринимал окружающий мир, нужно больше использовать наглядные и технические средства.
Больше используйте наглядности
-Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте мини-экскурсии с вашим ребенком, при этом обязательно стимулируйте активность ребенка на ознакомление с предметами, восполняйте недостаток зрительной информации с помощью осязания, слуха, обоняния.
- Необходимо правильно организовывать повторение.Психологами и физиологами был определен наиболее благоприятный режим повторений: через 20 минут, затем через 3 часа, далее через 8 часов, а затем на следующий день.
-У детей еще достаточно слабо развит самоконтроль, они еще не понимают, усвоили они материал или нет. Для преодоления этой особенности необходимо объяснить детям, что, «если хочешь себя проверить, – расскажи текст, правило себе, бабушке или маме, не заглядывая в книгу. В крайнем случае – загляни в книгу еще раз и затем вновь попытайся его пересказать».
-Нарисуйте на листе бумаги различные фигуры в произвольном порядке, дайте посмотреть вашему ребенку на них в течение 10 секунд, после чего предложите ему полностью восстановить увиденное. Такое упражнение ведет к развитию зрительной памяти.