Проект "Осень разноцветная"
проект (подготовительная группа)

Мельникова Людмила Александровна

Тип проекта: творческий, групповой

Вид проекта: краткосрочный (30.09. -31.10.19.)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность.

     Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

     Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

     Цель: Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_raznotsvetnaya.docx58.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

Инзенская средняя школа №4 имени Е.Я.Вологодской

Утверждаю:

Директор МБОУ

Инзенская СШ №4

________ В.В.Царева

Проект

старшей подготовительной группы «Почемучки»

на тему:

«ОСЕНЬ РАЗНОЦВЕТНАЯ»

Подготовила и провела:

Воспитатель высшей

Квалификационной категории :

Л.А. Мельникова

2019 г.

Тип проекта: творческий, групповой

Вид проекта: краткосрочный (30.09. -31.10.19.)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность.

     Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

     Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их

творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

     Цель: Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

     Задачи:

  • Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период.
  • Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной).
  • Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
  • Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.
  • Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми
  • Предполагаемый результат:
  • Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
  • Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период
  • Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.
  • Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
  • Развитие продуктивной деятельности детей.
  • Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
  • Развитие детского творчества.
  • Чтение наизусть стихотворений об осени.
  • Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

     Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:


-
познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;
-
речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;
-
социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
-
художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
-
физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей. 

1 этап. Подготовительный.

  • Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно-печатных и дидактических игр.
  • Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе).
  • Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.
  • Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин…)

Мероприятия

Форма проведения

Цель

Работа с детьми

Постановка проблемы:

Что мы знаем?

  • Осень одно из времён года.
  • Осень — переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня, и постепенно понижается температура окружающей среды.
  • Осенью, в преддверии зимы и заморозков, у листопадных растений (деревьев, кустарников) листья меняют цвет, опадают, вскоре деревья остаются голыми без листьев, также желтеет трава.

Беседа об осени.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.

Подбор художественной литературы, музыкального репертуара

Чтение художественных произведений, чтение и разучивание стихотворений,

прослушивание музыкальных произведений

Выявить уровень знаний детей при чтении художественной литературы с помощью наводящих  вопросов.

Обговаривание с детьми идеи проекта

Расширять  представления детей об осени как из одного времени года.

2 этап. Основной.

Форма работы

Мероприятия

Форма проведения

Цель

Работа с детьми

Цикл бесед на темы:

  • Какие есть  народные названия осенних месяцев.
  • Какие сезонные изменения происходят в осенние время.
  • Какие приметы вы осени знаете?
  • Как это явление называется? (листопад) из каких слов состоит?
  • Какого цвета бывают осенью листья?
  • Что вы можете сказать о птицах?
  • Что происходит с днем и ночью?
  • Что делают животные осенью?
  • Как называется первый месяц осени?

Опрос, С/р. игра,

Диалог

Занятие по теме «Осень»

Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень»

Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями

Занятие «Деревья - наши друзья»

Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень»

Вызвать эмоциональное отношение к природе.

Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

 

Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»; учить подбирать слова-действия к названиям растений и птиц; синонимы к глаголам.

Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями.

НОД

Рисование «Золотая осень»

Учить детей создавать осенний пейзаж, изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги. Крону деревьев изображать оттиском мятой бумаги.

НОД

Аппликации в «Осенние деревья».

Расширять знания детей о разновидностях деревьев; учить создавать красивый образ осеннего дерева.

Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе.

Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.

Д/и

«Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи, учить определять время года по его характерным признакам; воспитывать бережное отношение к природе; учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе; находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками;

Экскурсия по участку детского сада.

Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.

Взаимодействие с семьёй

Папка - передвижка« Осень - чудная пора».

Консультация «Как провести с ребёнком осенний день»,

Работа с родителями

Выставка поделок детского творчества (совместная работа детей и родителей)

Сбор  рисунков для выставки

Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

3 этап. Заключительный.

Мероприятия

Форма проведения

Цель

Подведение итогов реализации проекта

Опрос

Соотнесение результатов работы с

поставленными целями, анализ всех результатов.

Составление с детьми рассказов об осени:

«Осень разноцветная», рассматривание семейного древа

Выявить степень информированности детей по окончании проекта.  

Оформление стенда -  выставки «Золотая осень»

 

Выставка

Распространение опыта в детском саду

  • Заключение

     Реализация  данного  проекта  оказала  благотворное  влияние  на  всех  её участников.  

     1. Подведение итогов проекта. 
Продукт проектной деятельности:
- выставка «Дары осени», 
- выставка рисунков «Разноцветная осень», 
- альбом «Осенние странички», 
- оформление раздевалки с использованием работ детей.

- итоговое мероприятие с детьми – театральная постановка «Домик - балалайка» .


2.
Анализ результатов работы. 
В ходе реализации проекта у детей:
- развивались творческие способности, 
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, 
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, 
- расширился и активизировался словарный запас, 
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки поделок, рисовали, подбирали стихи и фотографии на тему проекта. 


Литература:


1. Веракса

2. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008
4. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
5. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 
6. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009
7. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

Приложение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Инзенская средняя школа №4 имени Е.Я.Вологодской

Утверждаю:

Директор МБОУ

Инзенская СШ №4

_______В.В. Царева

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим

в старшей подготовительной группе «Почемучки»

на тему:  

«Беседа об осени»

Подготовила и провела:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Л.А. Мельникова

Инза

2019 г.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. 
Развивающая среда: карточки с явлениями природы по временам года, осенние листья, птицы, вырезанные по контуру, игра В. Воскобовича «Прозрачный квадрат», схемы к игре. 


Ход занятия


Воспитатель: А. С. Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:
Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день. 
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась, 
Ложился на поля туман. 
Гусей крикливых караван 
Тянулся к югу: приближалась 
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. 
Воспитатель: Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное? (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.) 
Почему это стихотворение грустное? (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.) 
Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы. (Выходят и называют явления природы.) 
Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние) .
Сколько месяцев в году? (12) 
Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) 
Сентябрь — первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? (Златоцветом, рябинником, птичьей стаей.) (Дети объясняют, почему так называют.) 
Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.) 
Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле? (С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу. Когда урожай с полей убран, поле вспахивают. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба —рожь и пшеницу.) 
Физкультминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал, 
(руки перед грудью) 
Зайка корм себе искал. 
(мелкие подскоки на двух ногах) 
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. 
(указательным и средним разведенными пальцами
изображает ушки) 
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядывается) Зайка путает следы, 
Убегает от беды. 
Прыгнул вбок и обернулся, 
(скачет, бежит по кругу и петляет, затем на двух ногах — большой прыжок в сторону) 
И под кустиком свернулся, Словно беленький клубок, Чтоб найти никто не смог (свернулся в клубок) 
Пальчиковая игра «Волк и лиса»
Серый волк бежит по лесу, 
А за ним бежит лиса. 
Поднялись у них трубою 
Два пушистеньких хвоста. 
Воспитатель: Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь — месяц хмурый, мокрый. Как его называют? (Листопадом.) «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь? 
(Октябрь очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливый моросит, а то первые снежинки запорхают.) 
Воспитатель: Все приметы осени были когда-то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы:
Поздний листопад - к суровой продолжительной зиме. 
Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую пагоду. Гром в сентябре предвещает теплую погоду
Паутина стелется по растениям - к теплу. 
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме. 
Воспитатель: Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми? 
(Стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.) 
Воспитатель: Какие улетают чуть попозже? 
(Журавли, грачи и кукушки улетают чуть позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, плоды и зерна.) 
Воспитатель: Какие птицы улетают последними? 
(Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.) 
Воспитатель: Какие птицы летят в одиночку? (Кукушка, сокол.) Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли? (Клином). Утки? (Прямым фронтом) Гуси? (Косяком) .
Попрощаемся с ними и скажем им «спасибо» за песни красивые и радостные, за то, что деревья защищали от вредителей, за то, что, поднимаясь в небо, помогают нам мечтать о полете. 
Птиц, которые улетают в теплые края, как мы их называем? (Перелетными.) 
Воспитатель: Птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.) В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них заботиться. В чем заключается наша забота? (Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.) 
Воспитатель: Чем занимаются в октябре люди? 
(Грибники по лесам бродят в надежде, что найдется поздний гриб. «Появится поздний грибок будет поздний снежок. Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь - капустой».) 


Физкультминутка Снегирек»


Сел на ветку снегирек. 
Брызнул дождик - он промок. 
Ветерок подул слегка, 
Обсушил нам снегирька.


Воспитатель: Ноябрь - последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его миссия - соединить глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь? («Чернотропник», «предзимник», «ворота зимы» .) 
Воспитатель: Чем занимаются наши лесные жители в ноябре? 
(Лесные животные спрятались в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, так как шубку он поменял на белую, а снег еще не вы 
пал) .
Воспитатель: Какие работы у людей в ноябре? 
(Работы на огородах, в саду и на полях закончились, люди собираются на посиделки, пьют чай, поют песни, женщины вяжут теплые носочки, 
а бабушки рассказывают сказки.) 
Воспитатель: Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень - «серебряной». Почему? 
(В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру
ветви деревьев, и все как будто в серебре.) 
Воспитатель:
Когда родимый край покинут гуси, 
Застынет лес у холода в плену, 
Ноябрь ударит в ледяные гусли, 
Встречая Государыню-зиму. Звучит музыка Чайковского «Времена года».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Инзенская средняя школа №4 имени Е.Я.Вологодской

Утверждаю:

Директор МБОУ

Инзенская СШ №4

_______В.В. Царева

Конспект

интегрированного занятия

в старшей подготовительной группе «ПОЧЕМУЧКИ»

на тему:

«Рассматривание картины И. Левитана

«Золотая осень» и рисование».

Подготовила и провела:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Л.А. Мельникова

Инза

2019 г.

Программное содержание. 
Тема: «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и рисование»
Цель занятия: познакомить детей с творчеством художника-пейзажиста И. Левитана и помочь увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине; обобщить и закрепить знания детей по теме «Осень». 
Задачи:
Развивающие: 
• развивать художественное восприятие и воображение, 
• развивать описательную функцию речи, причинно-следственное и художественное мышление;
• развивать умение детей выбирать самостоятельно различные нетрадиционные изобразительные техники и использовать их в своей работе. 
Образовательные: 
• в воображаемом плане прослеживать возможный ход рассуждений автора при создании картины и возможные варианты; 
• расширять знания детьми изобразительных задач, средств (цвет, перспектива; технические средства: мазки, рисование листьев, примакивание) ;
• определять (с помощью наводящих вопросов) средства выразительности, используемые художником, эстетическую ценность произведения;
• совершенствовать навыки и приёмы работы различными нетрадиционными изобразительными техниками. 
Воспитательные:
• воспитывать интерес к занятию художественно-речевой деятельностью; 
• развивать чувство прекрасного при повседневном восприятии действительности; 
• научить осознавать собственные чувства, определять, какие изменения в картине могли бы больше соответствовать их собственному вкусу;
• создавать радостную творческую атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей желание самостоятельно рисовать с помощью нетрадиционных изобразительных техник;
• не препятствовать в высказывании своих мнений другим. 
Использование современных образовательных технологий: Проблемное обучение, проектные методы обучения, исследовательские методы в обучении, игровые методы, здоровьесберегающие технологии. 
Планируемые результаты:
- пополнение активного и пассивного словаря по теме «Осень»;
- дошкольник, проявляющий интерес к окружающему миру природы, с интересом участвующий в сезонных наблюдениях;
- дошкольник, умеющий понимать причинно-следственные связи и делать выводы;
- дошкольник, умеющий высказывать и отстаивать свою точку зрения, свое собственное мнение;
- дошкольник, умеющий работать в группе проявляя активность, инициативу, предприимчивость, контактность, дисциплинированность, критичность;
- дошкольник, умеющий договариваться и приходить к общему решению;
- дошкольник, применяющий различные нетрадиционные техники в рисовании. 
Предварительная работа: наблюдение за явлениями природы на прогулке; рассматривание иллюстраций, осенних картин; разучивание стихотворений, песен, слушание музыки. 
Материалы и оборудование: Ноутбук, проектор, экран, презентация, репродукция картины «Золотая осень» И. Левитана; тонированная бумага, гуашь, кисти, клей, кисти для клея, бумажные салфетки акварель (теплых тонов) акварельные краски, восковые мелки, музыка П. И. Чайковского «Времена года».


Ход занятия:


(Перед началом занятия дети заняты в различных уголках группы) 
Организационный момент
Воспитатель собирает детей стихотворением: «Осень начинается» С. Ю. Подшибякина
Мы по улицам идём –
Под ногами лужицы. 
А над нашей головой
Все листочки кружатся. 
Сразу видно на дворе:
Осень начинается, 
Ведь рябинки там и тут
Красные качаются. 
Дети встают полукругом. (Слайд №1) 
Воспитатель: Ребята, посмотрите, гости решили посмотреть на вас еще и в конце занятия дадут оценку вашему творчеству. (Раздаётся стук в дверь) 
Воспитатель: Кто-то ещё пришёл? А! Да это же Карандаш (Слайд №2). Я и забыла, Карандаш будет давать оценку вашим знаниям на протяжении всего занятия. 
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом унылом и в то же время прекрасном времени года - «Золотой осени». За окном осень, а как же называются осенние месяцы? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.) 
Воспитатель: Какие изменения происходят в природе осенью? (опадают листья, улетают птицы в теплые края, дни становятся холодными, животные готовятся к зимней спячке, льют холодные дожди; люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов и ягод и пр.) 
Воспитатель: Что бы почувствовать осеннее настроение мы поиграем в игру «Придумай слово», а Карандаш покажет, как он оценил ваши ответы. (Образование родственных слов). Для этого, нам нужно подобрать родственные слова к слову «Лист» (Ответы детей: листок, листочек, листопад, лиственный, листва, листик, лиственница). (Слайд №3) 
2. Введение в тему занятия. 
Воспитатель: Размялись? Сегодня мы увидим картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Как вы думаете, о чем она? (Ответы детей) Вот пришло время увидеть её. Присаживайтесь на стулья, не забывайте об осанке. 
Демонстрация картины. Дети сидят на стульях (Слайд № 4). Звучит тихо музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Воспитатель: Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но есть момент, когда вся природа окрашивается, и красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А. С. Пушкина:
«Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и золото, одетые леса… »
В яркой и повышено декоративной работе чувствуется возбуждение и напряженное ожидание счастья. 
Беседа по произведению. 
Воспитатель: Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку (звук прибавить) П. И. Чайковского из цикла «Времена года». (Дети слушают музыку).
Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине? Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эту картину? (Ответы детей) .
Воспитатель: Какие чувства вызывает у вас эта картина? 
Дети: У меня эта картина вызывает чувство света, покоя. 
Дети: Чувство тоски по теплым летним денькам. 
Воспитатель: Какие характерные особенности золотой осени передает художник? 
Дети: Деревья пожелтели, от листьев как бы исходит солнечный свет, хотя солнца мы и не видим. 
Дети: Трава на лугах желто-зеленая. И только оземь на полях выделяется ярко-зеленым пятном. 
Дети: Вода в реке тихая, холодно спокойная, темная, кажущееся, бездонной как в омуте. 
Воспитатель: И глядя на все это, хочется прочесть стихотворение «Унылая пора» А. С. Пушкин (Арина читает стихотворение) : 
Унылая пора! Очей очарованье! 
Приятная мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и золото одетые леса. 
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса, 
И редкий солнца луч, и первые морозы, 
И отдаленные седой зимы угрозы. 
Воспитатель: Как вы думаете, подходят слова стихотворения к этой картине? (Ответы детей). 
Дети: Подходят. 
Воспитатель: Верно. Два великих мастера: мастер кисти и мастер слова называют осень золотой. И действительно так. Обратите внимание, на картине изображен светлый день, небо голубое. Но везде ли они одинаковы? Чем они отличаются? 
Дети: Небо голубое с белыми облаками. Голубой цвет плавно переходит в светло голубой. 
Воспитатель: Как вы уже заметили особенно красиво на катрине изображены деревья, листья, от них как бы исходит солнечный свет, хотя солнца мы и не видим. Отдельных листьев не видно, но, кажется, если подует ветерок, то полетят они корабликами на увядающую траву, на холодную кажущиеся бездонную воду реки. Вода в реке тихая, холодно спокойная, темная, кажущееся, бездонной как в омуте. Мы видим в воде отражение прибрежных трав; небо, отражаясь в воде, делает воду более светлой. Глядя на картину как бы ощущаешь праздник увядающей природы. 
Воспитатель: Чтобы по-новому взглянуть на картину сделаем гимнастику для глаз. (Гимнастика для глаз «Листопад») (Слайд № 5) .
Воспитатель: Возвращаемся к картине. Не забывайте об осанке. Ребята, посмотрите и подумайте, что изображено на переднем плане? 
Дети: Тонкие березки с пожелтевшими листьями, как будто золотыми. 
Воспитатель: Всмотритесь в картину. Что еще интересного вы заметили? 
Дети: В далеке художник изобразил дома рядом с посаженными полями. 
Воспитатель: А какие чувства вызывает у вас картина? Какие звуки слышал художник при написании картины? (Используя прием «вхождения в картину», дети описывают свои ощущения). Ну что Карандаш как дети отвечали на мои вопросы? (Слайд №6) 
Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся. Быстренько все прошли вместе со мной на ковёр. 


Физкультминутка «Листики». 
Мы листики осенние, 
На ветках мы сидим. (присесть) 
Дунул ветер - полетели, 
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) 
И на землю тихо сели. (присесть) 
Ветер снова набежал 
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) 
Закружились, полетели 
И на землю тихо сели. (присесть)


Воспитатель: А теперь я вам предлагаю лечь на ковёр, закрыть глаза (звучит музыка) и представить, что ночью, во сне, вы встали с кровати, подошли к окну, приоткрыли штору и увидели чудесную поляну, а на ней сказочной красоты деревья. Запомните свою картину, полюбуйтесь ею. Представили? Открывайте глаза и садитесь. Расскажите, что вы изобразили на ней. А следует начать словами: «На моей картине… .» (Дети рассказывают о будущих картинах, используя прием «словесного рисования». При этом они рассказывают, какими средствами хотели бы передать свои настроение и чувства в картине. В частности, особое внимание уделяется вопросам, что расположено на переднем и заднем планах, почему? Что расположено в центре картины и сбоку, и почему). 
Воспитатель: Перед тем как мы с вами начнём рисовать, давайте разогреем наши пальцы, что бы они хорошо потрудились (физкультминутка) :
Вот помощники мои, (руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать) .
Их как хочешь, поверни. (ладони повернуть вниз, вверх) .
Хочешь эдак, хочешь так (поворачивать ладони) .
Не обидятся никак. (пальцы сжимать и разжимать в такт стиха) .
Рисование. Воспитатель: Я назову техники нетрадиционного рисования, при помощи которых вы будете создавать свои картины: восковые мелки + акварель, пластилиновая живопись, рисование с элементами объемной аппликации. А теперь, давайте тихо пройдем за столы. Можете сесть на любое место. На каждом столе материал для определённой техники рисования. За вашим столом – рисование с элементами лепки из пластилина, а за вашим - восковые мелки с акварелью, а здесь –бумажные салфетки разных цветов для объемной аппликации. Представьте, что вы тоже художники и рисуете свой осенний лес, свою сказку о «золотой осени». В конце работы вы должны дать название своей картине. Задание понятно? (Ответы детей). (Рисуем в темпе, не сидим) .
Во время работы звучит музыка И. П. Чайковского «Времена года».
Дети рисуют, обращать внимание на правильность изображения деревьев и кустарников, использование цвета красок, композицию рисунка, аккуратность в работе. В конце занятия одобряю старание детей, нахожу выразительные сюжеты и колоритные образы. 
3. Итог занятия. 
Воспитатель: Как вы сегодня замечательно изобразили золотую осень. Рисовали красками с элементами лепки и аппликации, восковыми мелками. Походите и просмотрите готовые работы (пауза) и скажите:
• У кого самая выразительная работа? 
• Все ли картины похожи друг на друга? В чем их сходство? 
Воспитатель: Вы просто настоящие художники. Когда работы подсохнут. Мы с вами оформим выставку. 
Воспитатель: Тимофей подведёт итог нашей работе стихотворением (ребенок читает стихотворение «Осень» З. Федоровская) .
Осень на опушке краски разводила, 
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены, 
В пурпуре осеннем только дуб зеленый. 
Утешает осень:
- Не жалейте лето! 
Посмотрите - роща золотом одета! 
Воспитатель: Наше занятие окончено. Большое спасибо за прекрасные картины. А тебе Карандаш понравились картины, созданные мальчиками и девочками? (Слайд № 7) 
Воспитатель: Дежурные мне помогут, а остальные поиграйте в уголках. 
Дети расходятся по игровым зонам группы. Дежурные убирают со столов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Инзенская средняя школа №4 имени Е.Я.Вологодской

Утверждаю:

Директор МБОУ

Инзенская СШ №4

_______В.В. Царева

Конспект занятия по аппликации

в старшей подготовительной группе

на тему:

«Ветка с осенними листьями»

Подготовила и провела:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Л.А. Мельникова

Инза

2019 г.

Программное содержание:
1. Закреплять умение у детей вырезать симметричные формы из сложенной вдвое бумаги. 
2. Учить вырезать некоторое число листьев из сложенной «гармошкой» полоски бумаги. 
3. Учить композиционно, располагать их на листе, красиво подбирая цвета. 
4. Развивать эстетическое восприятие. 
5. Воспитывать интерес к занятиям аппликацией, аккуратность. 
Материал: ножницы, клей, полоски цветной бумаги: желтого, красного, оранжевого, зеленого, бардового, лимонного цветов. Квадраты цветной бумаги (для вазы). Листы цветного картона для фона. Кисти для клея, подставки для кисти, тряпочки, клеенки, фломастеры. 
Предварительная работа: наблюдение и рассматривание осенних веток, картин, натюрмортов. 
Словарная работа: активизация словаря: симметричный, композиция, букет.


Ход занятия.


Сегодня на занятии по аппликации мы поучимся составлять композицию на листе бумаги
«Осенний букет в вазе» (мотив) 
1. Д/и. «Теремок»
-Кто мне осенние краски назовет тот на свое место пройдет. (желтые цвета листьев, фиолетовый цвет неба, серый цвет туч, бардовые листья клена, оранжевые осинки, золотые листья у березы) .
2. Я вижу у нас здесь картины, в каком жанре они выполнены? (натюрморт) .
-Из чего они состоят? (ваза, букет) .
-Обратите внимание на форму ваз. 
- Скажите, ваза - это симметричный предмет? Как они вырезаются? 
(Обследование ребенком вазы пальчиками и рассказ) 
1. Сначала дно вазы, затем она круглая; потом поворачиваем на горлышко; срезаем прямо; опять узкое горлышко; по кругу. 
2. Складываем лист пополам и вырезаем от сгиба прямо; заворачиваем по кругу, узкое горлышко; срезаем прямо до сгиба) .
-Ваза расположена в нижней части листа картона. 
-Тема нашей композиции «Осенний букет», из чего же составить осенний букет? (из листьев, веточек) .
-Веточки вы можете нарисовать фломастерами, а что вы скажете о цвете листьев? Их количестве? Как они располагаются на ветках? (справа и слева). Какой они формы? (овальной, немного заостренные) .
- Я покажу вам способ, как одновременно вырезать несколько листьев одного цвета (показ воспитателя) .
- У вас на столе, полоски разного цвета, характерного для осенних листьев. Каждый из вас может вырезать по нескольку листьев одного цвета, а затем обменяться, тогда у вас будут многоцветные букеты. 
Я предлагаю вам в помощь алгоритм изготовления аппликации. 
(объясняют дети) .
1. сначала вырезаем мелкие детали. 
2. Затем выкладываем на фон. 
3. Намазываем клеем. 
4. Приклеиваем сначала большие детали, потом мелкие снизу вверх. 


Физминутка «Путешествие».
Мы шагаем друг за другом (ходьба друг за другом по кругу) 
Лесом и осенним лугом
Листья пестрые мелькают
Будто бабочки летают (изображают бабочек, машут крыльями) 
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились и на землю опустились (плавно поднимают руки вверх, кружатся, приседают) .


Садимся за столы, выбираем фон. Самостоятельная деятельность детей. (включаем музыку) .
-Мне нравятся ваши осенние букеты, как от них стало празднично в группе! 
- А у вас они какое вызывают настроение? (Мне понравилось создавать осенний букет; у меня хорошее настроение; мне стало весело; а мне радостно) .
- Ребята а кто вырезал желтые листья? Они получились такие ровные, аккуратные, очень похожи на настоящие. 
- Чья ваза получилась самой ровной? Каким способом ты ее вырезал? 
- Как у нас получилось вырезать сразу много листочков? (Мы сложили бумагу «гармошкой») .
-Что мы украсим нашими работами? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа «Праздник разноцветных бантиков» Сценарий проведения игровой программы "Праздник разноцветных бантиков".

Предлагаю игровую программу для детей старшего дошкольного возраста "Праздник разноцветных бантиков"...

Рисование "Разноцветные колёса (разноцветные обручи)" 15.11.2019г

Учить детей рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти. Закреплять умение промывать кисть, промакивать ворс промытой кисти о салфетку. Развивать восприятие цвета. Закреплять зн...

В рамках проекта «Разноцветный мир» в группе «Ладушки» прошёл «Разноцветный день».

Вот и подошёл к завершению наш проект «Разноцветный мир». Наш проект получился ярким, насыщенным и плодотворным. За это время столько мы узнали, закрепили, придумали и сделали немало...

Сценарий развлечения для второй группы раннего возраста «Разноцветные шары!» (в рамках проекта "Разноцветный мир")

Цель. Создание доброй и дружной атмосферы на развлечении.Предполагаемые результаты: называют основные цвета и правильно выбирают шарики, активно участвуют в играх и выполняют танцевальные движения, до...

Проект «Мир разноцветных ладошек: сделаем наш мир толерантным!» из цикла «Театр разноцветных перчаток HAND MADE»

Авторы: Леонтьева Татьяна Владимировна и Кучукбаева Анна Леонидовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково Ивановской обл...

«Разноцветный мир космоса» мастерская по рисованию в технике эбру «Разноцветный мир космоса»

Тема: Разноцветный мир космоса ( нетрадиционная техника «Эбру» )Форма занятия: игровое с элементами мастер класса.Вид деятельности: изобразительная, игровая.Образовательная область: художе...