Программа доп.образования "Будущий школьник"
рабочая программа (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Зачастую в реабилитационный центр будущие школьники попадают, не достигнув того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операционными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие. Что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Направленность программы: развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
Актуальность: подготовка к школе детей является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории образования. В настоящее время дошкольное образование и школа решают сложные задачи перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий согласно Федеральным государственным стандартам дошкольного образования.
Одним из приоритетных направлений развития современной образовательной системы Российской Федерации остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Для этого необходимо создать равные условия, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.
Цель программы: повышение уровня индивидуального развития и интереса воспитанников к школьному обучению.
Основные задачи:
Обучающие: приобретение знаний, умений и навыков, предшествующих учебной деятельности; формирование умений точно и ясно выражать свои мысли; развитие мотивации к учебной деятельности.
Развивающие: прививать ответственное отношение к учебе; активизировать творческий потенциал; развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе; развивать память, мышление, воображение.
Воспитывающие: воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность; формировать культуру общения друг с другом;
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 5 до 8 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.
Срок обучения: 9 месяцев (36 занятий).
Режим занятий: раз в неделю 40 минут.
Основные формы и методы проведения занятий:
Словесные: рассказ, беседа. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка.
Наглядные: наблюдение. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.
Практические: упражнение, игровой метод.
Основные принципы программы:
Принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип ориентировочной функции знаний. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Ожидаемые результаты: реализация основных программных мероприятий позволит создать и обеспечить функционирование группы детей по предшкольной подготовке.
Итогом работы по программе «Будущий школьник» является готовность воспитанников к обучению в школе.
Ресурсное обеспечение программы: мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч), видео и аудио материал.
Содержание программы:
- «Вводное занятие. Что такое школа».
Цель: познакомить будущих первоклассников с понятием «Школа».
- «В мире добрых слов. Здравствуйте. Добрый день».
Цель: познакомить детей с вежливыми словами.
- «Если спросим: - «Сколько?»
Цель: дать детям представление об арифметической задаче. Закрепить представление о составе чисел.
- «Нетрадиционное рисование осенний лес».
Цель: учить передавать в рисунке образ осеннего леса. Развивать мелкую моторику.
- «Окружающий мир и наша безопасность»
Цель: создать условия для изучения с дошкольниками правил безопасности при общении с природой.
- «Моя семья».
Цель: познакомить с понятием «семья», о её значении для человека, учить составлять рисунок по опорным схемам, штриховка и раскрашивание.
- «Город квадратов и треугольников».
Цель: повторение представлений о квадрате и треугольнике.
- «Лепка овощей и фруктов».
Цель: повторение основных свойств пластилина, правил работы с ним..
- «Чудесный мир растений и грибов».
Цель: обогатить знания о грибах нашей местности. Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
- «Город кругов и овалов».
Цель: расширение представлений о круге и овале, учить работать с геометрическим материалом по названию, счету фигур. Научить работать в тетради с геометрическим трафаретом.
- «Оригами ворона».
Цель: развитие мелкой моторики, учить выполнять задание по технологическим картам.
- «Наши друзья животные».
Цель: обогатить знания о животных нашей местности. Рассказать о правила безопасности при встречах и общении с животными.
- «Мамин день».
Цель: упражнять в составлении предложений на заданную тему.
- «Времена года».
Цель: повторение последовательности времен года, их особенностей.
- «Моя любимая игрушка».
Цель: знакомство с различными видами росписи игрушек: дымковская, хохломская.
- «Во саду ли, в огороде, в поле и в лесу».
Цель: расширение представлений детей о растениях сада, огорода, поля и леса.
- «Скоро, скоро Новый год!»
Цель: упражнения в составлении предложений на заданную тему.
- «Зимние забавы».
Цель: упражнения в составлении предложений на заданную тему
- «Направо, налево. Вверх, вниз. Между, рядом, за».
Цель: учить с ориентироваться на поле тетрадного листа (продолжи узор, диктант по построению узора…)
- «Забавный снеговик».
Цель: учить составлять части снеговика из пластилина на доске из картона или бумаги.
- «Живая и не живая природа».
Цель: способствовать расширению и обобщению представления о связи живой и неживой природы.
- «Моя улица. Мой дом. Назови адрес».
Цель: обогатить запас знаний о месте жительства.
- «Один. Много».
Цель: упражнять в счёте и количественном сравнении групп предметов
- «Снежинки».
Цель: учить передавать в рисунке заданную тему. Развивать мелкую моторику.
- «История возникновения бытовых вещей».
Цель: стимуляция у детей желания узнать историю возникновения предметов быта.
- «Любимые игрушки».
Цель: учить составлять текст на заданную тему.
- «Одинаковое, разное. Больше, меньше, столько же».
Цель: упражнять в сравнении количества предметов, оперируя понятиями больше, меньше, столько же.
- «Весенний ручеек».
Цель: учить передавать в рисунке заданную тему. Развивать мелкую моторику.
- «Экологическая тропа удивительное рядом».
Цель: обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников.
- «Мы идём в зоопарк».
Цель: упражнения в составлении предложений на заданную тему.
- «Дни недели».
Цель: закрепление знания последовательности
- «Цветик-семицветик».
Цель: знакомство с основными цветами радуги, с работами школьников и художников различного жанра.
- «Дикие и домашние животные. Их детеныши».
Цель: обобщить знания детей о домашних и диких животных и их особенностях.
- «Как хорошо уметь читать».
Цель: упражнять в отгадывании загадок.
- «Тяжелый – легкий, Тяжелее – легче, одинаковые по тяжести».
Цель: учить различать предметы по тяжести путем мускульных ощущений.
- «Дорогами сказок».
Цель: упражнять в отгадывании названий сказок по содержанию.
Список литературы:
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей.- 3-е изд. - М.: Дрофа, 2002.
2. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и память: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 10-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.
3. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука счёта: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 12-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.
4. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука письма: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 12-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.
5. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. - М.: АСТ, 2000.
6. Богачкина Н.А. Энциклопедия подготовки к школе. – Ярославль: Академия развития, 2008.
7. Карпенко М.Т. Сборник загадок.- М.: Знание,1994.
8. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.- М.,. 2000.
9. Узорова О., Нефёдова Е. 1000 упражнений для подготовки к школе. – М.: АСТ, 2002.
Интернет – источники
1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОТ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНИКУ»
Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, психоло...
Программа формирования выразительного чтения у младших школьников во внеурочнг=ое время
У большинства детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявила также ряд недостатков: при исполнении стихотворения дети очень ...
Программа по взаимодействию с родителями "Растим будущего школьника"
В программе описана каким образом можно помочь родителям преодолеть все трудности школьной жизни вместе с ребенком, необходимо в дошкольном образовательном учреждении организовать работу клуба “Растим...
программа по развитию творческих способностей младших и средних школьников, в процессе формирования экологической культуры
Пояснительная записка.1.Пояснительная записка.1.1 Направленность программы.Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко в...
программа по развитию творческих способностей младших и средних школьников в процессе формирования экологической культуры "Морошка"
Пояснительная записка.1.Пояснительная записка.1.1 Направленность программы.Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко в...
Презентация программы "Азбука хороших манер" на Городском семинаре по духовно-нравственному воспитанию школьников
Презентация программы "Азбука хороших манер" на Городском семинаре по духовно-нравственному воспитанию школьников...
Программа сотрудничества с родителями "Растим будущего школьника"
Программа сотрудничества с родителями по формированию положительного отношения к школе будущих первоклассников...