Выступление на педсовете
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_osobennosti_raboty_po_razvitiyu_rechi_v.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на совете педагогов
Формирование навыков речевого общения по средствам сюжетно
ролевых игр»
Особенности работы по развитию речи в
младших возрастных группах
Подготовила Воспитатель Приходько Г.В.
Развитие речи - одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка.
У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, то есть создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому и сверстнику.
Следует обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречие, прилагательные.
Для этого необходимо следующие:
- Внимательно и заинтересовано выслушивать детей;
- Много говорить самому;
- Вовлекать детей в разговор на определенную тему;
- Помогать вступать в речевой контакт с взрослым и со сверстником.
Описывая особенности работы по развитию речи необходимо дать краткую характеристику речи детей.
Краткая характеристика речи детей
Словарь, Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.
На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («клой» — открой, «сото» — высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» — скамейка, «тул» — стул)\ вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» — стаканчик) и т. п.
Таким образом, наряду с задачей накопления и уточнения активного и пассивного словарного запаса важная задача речевой работы в первой младшей группе — совершенствование произношения слов. Упражняя детей в правильном произношении слов (на занятиях и вне их), воспитатель широко использует прием речевого образца.
Грамматический строй. На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?» — Можно?) так и предложениями из нескольких слов («Мама будет умываца» — Мама будет умываться) . Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («Куда папа посола?»— Куда папа пошел?), числе и падеже («Вот лубасек» — Вот рубашка); не всегда употребляют союзы и предлоги («Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает', «Кису каду паток» ™ Кошку кладу в платок) и т. д.
Воспитатель в процессе бесед с детьми (вопросы педагога служат детям образцом для ответа), чтения рассказов, сказок, стихов, инсценировок, дидактических игр, занятий по картинкам и т. д. помогает им овладевать грамматическим строем речи.
Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (л, п - б, б', м, м'), губно-зубные (ф, фъ, в> в')> переднеязычные (т, ть, д: д', и, «', if, л)у заднеязычные (ж, к, г, х, х). Свистящие звуки (с, з, з\ ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р,рь, л) он обычно или пропускает, или заменяет (с — сь, фъ, з — съ, в; ц — тш — с; ж — с, д'; ч — тщ — тр — л'; р' — л'; л — л). Поэтому основная задача воспитателя — проводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. А, следовательно, необходимо развивать и слуховое внимание.
Огромное значение для развития речи имеет правильная организация речевой среды. Существует две основные формы обучения речи:
- это работа по развитию речи в свободном речевом общении (в быту, во время прогулок, проведении игр, при ознакомлении с окружающим, в процессе труда, во время неречевых занятий);
- специальные занятия по развитию речи: их цель способствовать усвоению речи ребенком как средства общения и познания. На занятиях он учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым воспитателем, с его словами, учится выполнять учебные действия совместно с другими детьми, учится беседовать, принимать участие в дидактической игре.
Основным источником речевого развития детей в детском саду является речь воспитателя. Для воспитателя владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовки. Поэтому забота о совершенствовании своей речи - нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
Немаловажным пунктом в развитии речи детей считаются методы, которые мы используем в работе. Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации(заключается в том, что и обучающий и обучающийся говорят одно и тоже, но по-разному), метод разговора (беседы), пересказа.
Многое о предметах, людях, животных дети узнают в повседневной жизни, но чтобы расширить знания об окружающем, обучиться родному языку, элементарному счету, нужны и специальные игры.
Большинство малышей в возрасте от 2 до 3 лет могут произносить практически все звуки русского языка, кроме шипящих (Ж, Ч, Ц, Ш, Щ) и звуков Л (Ль), Р (Рь).
Игры и упражнения тренируют малыша в произношении уже известных ему звуков и готовят к освоению новых.
Для этого чаще всего используют звукоподражание.
Во время знакомства ребенка со звуком или звукосочетанием взрослый связывает их с определенным образом, знакомым ребенку («Мяу-мяу» — кричит кошечка, «Га-га-га» — гуси, «Тик-так» — идут часы). Увлекательная, веселая игра побуждает малыша к многократным повторениям одного и того же звукосочетания.
Такие занятия не утомляют ребенка, потому что он заинтересован самой игрой: то он берет на себя роль цыпленка, то курочки, изображает летящий самолет, движущийся поезд и т.д.
Чем живей игра, ярче образ, тем больше увлечен ребенок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идет успешнее.
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, лай собак, сигналы машин и т.д. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.
Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова и правильно пользоваться голосом он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.
Это способность возникает сама собой, просто ее нужно развивать и лучше делать это в игре. Например, в таких как: «Кто что услышит?», «Кто внимательный?», «Беги на носочках» и т.д.
Игры, развивающие силу голоса и темп речи: Третий год жизни ребенка наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться правильно пользоваться своим голосовым аппаратом.
В это время совершенствуется работа мышц языка и губ. Поэтому воспитание звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения
Голосовой аппарат младшего дошкольника еще недостаточно окреп.
Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.
Поэтому для развития голоса предлагаются следующие задания, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.
Для того чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, начиная с двух-трехлетнего возраста его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи. Для этого можно использовать следующие игры: «Громко - тихо», «не разбуди куклу», «Кто как кричит».
Игры, развивающие речевое дыхание: Хорошо поставленное речевое дыхание
обеспечивает правильное произношение звуков, слов фраз.
Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки («С», «3», «Ш», «Ж», «Р») ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.
Взрослый обращает особое внимание на чтобы у малыша слитно звучали гласные в звукоподражаниях («Ау», «Иа», «Уа» и т.д.), он должен произносить их на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. Это поможет сделать ребенка более ясной и выразительной, научит с плавно произносить звуки и слова.
Приведенные упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагают подуть на предмет (ветку, лист бумаги, кораблик). Такие игры помогут ребенку достичь плавного выдоха и быстро освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи: «Водичка», «Снежинки»,
«Птицеферма» и т.д.
Игры, формирующие правильное произношение:
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками более успешно осуществляется тогда, когда зрящий внятно и чисто произносит слова.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.
Особое внимание требуют свистящие звуки (с, сз. з, зв, ц), шипящие (ш, щ, ч, ж), сонорные (л, ль, р, р).
Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных этими звуками. Для этого удобно использовать такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились в начале, в конце и в середине слова (шар, кашка, мышь).
Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т. д.).
Например: «Во дворе», «Гав-гав», «У Ляли болят зубы», «Гости» и т.д.
Используемая литература:
- Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учеб. Пособие. М.: 1984 г.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., М.: 2005 г.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: 1999 г.
- Фомичева М.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль: 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"
Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...
Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"
Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...
Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»
Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы. Представление своего опыта»...
Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.
Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...
Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.
Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...
Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...