Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике
статья
Предварительный просмотр:
Современная жизнь, к сожалению, богата на конфликты. Довольно часто кон- фликтные ситуации возникают и в процессе общения педагогов с родителями воспитанников. Не всегда их причиной становятся разногласия в вопросах вос- питания и развития ребенка. В состояние непрекращающегося противостояния взрослые погружаются из-за нежелания и неумения слушать собеседника, агрессивного восприятия критики, элементарной усталости. Внутренняя на- строенность на разрешение возникшего конфликта, а также знание некоторых приемов поможет педагогам справиться с этой проблемой. Общаемся с родителями 36 Общаемся с родителями Однако дело здесь не только и не столько в личностных особенностях или недостаточной профессиональной компе- тентности. Общение воспитателя и роди- теля является совершенно специфическим, неординарным и по-своему даже уникаль- ным вариантом отношений. Попробуем разо- браться, в чем же состоит своеобразие этого общения, тем более что сама проблема кон- фликтов часто замалчивается и игнорирует- ся. Считается, что их не должно быть, и обще- ние воспитателей и родителей не омрачают никакие проблемы, а если конфликты появи- лись – это вина педагога. Так ли это? Основные противоречия общения воспитателей и родителей Отношения воспитателя и родителей детей чрезвы- чайно парадоксальны и содержат в себе целый ряд противоречий. Поэ- тому скорее стоит ценить и выделять как профессиональное достижение ситуации бесконфликт- ного, продуктивного общения педагога с семьями воспитанников. Объективный психологический анализ показывает всю сложность этого взаимодей- ствия. Первое противоречие состоит в следу- ющем. С юридической точки зрения родитель выступает в роли клиента, заказчика образо- вательной услуги, а воспитатель в роли непо- средственного исполнителя этого заказа. Од- нако достоверно прочертить границу между образовательными услугами и эмоционально включенным, сопереживающим проживанием педагогом части жизни совместно с воспитан- никами чрезвычайно сложно. Воспитатель с большой буквы, воспитатель- гуманист, оче- видно, полностью включается в жизнь детей, строя с ними индивидуализи- рованные, субъектные, персонифици- рованные отношения. Воспринимать ребенка и его родителей только как потребителей образовательных услуг, отношения с которыми заканчиваются с окончанием рабочего дня, практически не- возможно. Вместе с тем эти отношения регу- лируются формальными правилами, как и лю- бая другая профессиональная деятельность. Другое противоречие состоит в том, что эти отношения могут носить формальный ха- рактер, но при этом они чрезвычайно лич- ностные, т. к. связующим звеном в них служит ребенок, который задает глубину и близость связям между воспитателем и родителем, а информация о нем, доступная обеим сто- ронам общения, оказывается очень интим- ной. При этом отношения воспитатель-ро- дитель достаточно официальны, чтобы признать эту интимность. Они выхо- дят на уровень глубоких не посту- пательно, как это бывает в лич- ных, дружеских отношениях, за счет снижения психо- логической дистанции, постепенного взаимно- го познания, сближения, определения сфер общих интересов, убеждений, цен- ностей, а за счет близости к ребенку каждого из взрослых. Ребенок разрушает барьеры между ними до того как они оказываются к этому го- товы. И если у воспитателя уже есть педагоги- ческий опыт и определенное мастерство по- строения подобных отношений, то многие родители впервые сталкиваются с ситуацией «личностной обнаженности» без согласия. Вспомните множество детских игр в группе, когда воспитанники изображают в них семейные отношения (и не только гар- моничные), или ситуации, когда ребенок доверительно рассказывает о домашних ссорах, неурядицах, происшествиях. Дети разрушают барьеры своим доверием, по- требностью в принятии и понимании. Они нуждаются в удовлетворении потребно- сти в безопасности и эмоциональной поддержке в детском саду, и возможно это только в честных, искренних, дове- рительных отношениях и предсказуе- 37 Октябрь 2015 мой, позитивной атмосфере. Поэтому воспитатель невольно становится участником (пусть и косвен- ным) семейных отношений, а родитель не готов к смене официального тона общения на конфиден- циальный (сотрудничающий). Еще одно противоречие кроется в ценности са- мого ребенка как личностного смысла для родите- лей и профессионального смысла для воспитате- ля. Дошкольник оказывается средоточием смыслов для взрослых, включенных в его развитие, и неред- ко между воспитывающими сторонами возникает неосознаваемая конкуренция за ценность этого са- мого ребенка. Конкуренция за эмоциональный от- клик, вложенные усилия, разделенный опыт обще- ния с ребенком. Противоречие может усиливаться и приводить к конфликту, если у родителя, чрезвычайно занятого на работе или в других сферах, возникает чувство вины, что ребенок недополучает из семьи достаточ- ного внимания, любви, тепла. В этой ситуации воз- можно негативное восприятие со стороны родите- ля тех близких отношений, которые естественным образом возникают у дошкольника с воспитателем. Конкуренция здесь, конечно, неуместна. Задача вос- питывающих взрослых адекватно удовлетворить все базовые потребности ребенка и в первую очередь, потребности в общении, принятии, безопасности. Это противоречие снимается ценностным, ува- жительным отношением к личности самого ребенка, признанием его самостоятельности и независимости как полноправного субъекта общения. Вместе с тем исследования показывают, что хороший детский сад, в котором грамотно выстроена работа по взаимо- действию с семьями воспитанников, не разрушает эмоциональные связи ребенка с родителями, а на- оборот, способствует их укреплению. Следующим парадоксом общения педагога и ро- дителя является неизбежно возникающее противо- речие между задачами социализации и индивидуа- лизации развития воспитанника, которое отражает общее видимое противоречие личность / общество и растет в ситуациях противопоставления родителя- ми мой ребенок / чужие дети; личное отношение / требования общества. Объективные причины этого противоречия со- стоят в том, что приходя в детский сад, ребенок и его родители часто впервые сталкиваются с социальны- ми требованиями и социальной оценкой развития детей дошкольного возраста со стороны общества. Различные действия дошкольника не всегда раду- ют окружающих, и если в домашней среде родители списывали невоспитанность ребенка на детскость или его уникальность, то педагоги, другие дети или их родители ставят вопрос о необходимости воспи- тания у него культуры поведения, соблюдения пра- вил и норм взаимодействия между людьми: «давай не будем обижать других детей; в группе не приня- то разбрасывать одежду – для нее есть специальные шкафчики; разве ты не знаешь, что в чужую тарелку залезать нельзя» и т. д. Общество предъявляет множество, казалось бы, простых правил, но не всегда очевидных для домаш- ней среды. Родители с удивлением обнаруживают, что другие дети следуют этим правилам и сталкива- ются с неприятным ощущением, что что-то в их си- стеме воспитания не сработало. Необходимость соблюдения правил поведения в первом социальном институте, неизбежные сложно- сти, возникающие в постепенно формирующихся от- ношениях с большим количеством сверстников, регу- ляция поведения новым социальным взрослым, – эти и многие другие нормы, безусловно, играют положи- тельную роль в процессе взросления ребенка, однако не всегда легко принимаются им и его родителями. Для каждого родителя его ребенок уникален и неповторим, этого же отношения он ждет и от вос- питателей. Противоречие снимается созданием оп- тимальных условий для социализации и индивидуа- лизации детей в ДОО, когда каждый ребенок может реализовать свой потенциал с помощью предлагае- мых ему видов деятельности, средств и форм разви- тия, удовлетворяющих его индивидуальные потреб- ности, интересы. Активный выбор дошкольником содержания образовательной деятельности и уме- лое руководство и использование педагогом соци- ально адекватных и эффективных средств развития позволяет включать воспитанников в общество, не лишая их индивидуальности, а наоборот, позволяя ее реализовать наиболее действенно и продуктив- но. Индивидуализация образования ведет не к раз- дельности и отгороженности, а к ценностной свя- занности детей друг с другом на основе уважения личности каждого и норм и правил общества, кото- рое объединяет эти личности. 38 Общаемся с родителями Проблема характеризуется еще и тем, что у самого воспита- теля зачастую не сформирован баланс профессиональной по- зиции в отношении ребенка: в какой степени педагог является представителем общества и носителем социальных норм, правил, универсальных требований, а в какой степени реализует поддер- живающий, личностный режим отношений, более типичный для семейных связей. Надежным способом разрешения этого проти- воречия, как в позиции воспитателя, так и в позиции родителя является ориентация на возрастные задачи развития в качестве показателей социальной зрелости ребенка по одним сторонам развития и детскости и незрелости в отношении других. Возрастные нормы, опосредованные индивидуальностью ре- бенка, позволяют определить зону социальных ожиданий (то, что сейчас осваивает), социальных норм (то, что уже должен реали- зовывать в поведении) и социальных перспектив (те требования, которые пока рано предъявлять). К базовым противоречиям относятся также различия в систе- ме воспитательных ориентиров, которые определяет, с одной сто- роны, ДОО, а с другой – семья. Родители реализуют определенную систему воспитания, исходя из своих представлений о развитии детей, семейных ценностей и уровня психолого-педагогической компетентности. У воспитателя как представителя определенной образовательной системы – свои представления, и они могут не совпадать с позицией семьи. Задача выработать общую стратегию является объективно сложной, но достижимой. Все принципиальные противоречия между воспитательными системами снимаются единством цели – интересами ребенка и деятельностью, направленной на полноценное проживание им детства, обогащение его развития. Хорошим ориентиром в до- стижении такого единства является осознание педагогами и ро- дителями безусловной ценности детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике
основы разрещения конфликтных ситуаций...
Консультация для воспитателей на тему: "Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике"
Консультация проводилась в рамках педагогического совета. Воспитатели ознакомились с понятием "конфликт", его последствиями и функциями. Выполнили упражнение и определили стратегию, которую они выбира...
"Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике"
Методическая разработка: Консультация для педагогов: "Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике"...
«Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике»
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы чтобы родители стали нашими активными п...
Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике
Современная жизнь, к сожалению, богата на конфликты. Довольно часто конфликтные ситуации возникают и в процессе общения педагогов с родителями воспитанников. Не всегда их причиной становятся разн...
Консультация. Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике
Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими...
"Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике"
quot;Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике"...
- Мне нравится (2)