Мастер класс для педагогов "Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор", как способ развития творческих способностей детей."
материал
Мастер класс для педагогов "Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор", как способ развития творческих способностей детей."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnyy_operator.docx | 154.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Системный анализ.
Основополагающая идея ТРИЗ заключается в том, что мир устроен системно. Система - это совокупность связанных между собой определенным образом элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов.
Автор метода – Г.С. Альтшуллер.
Универсальность метода заключается в том, что он способствует формированию у человека системного мышления и воображения, позволяет выделять функцию, признаки объекта, рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможности преобразования во времени.
Задача.
1.Развивать системное мышление ребенка.
Под системным мышлением понимается способность ребенка рассуждать по отношению к единому целому как имеющего определенное назначение, состоящего из взаимосвязанных частей, функционирующего в какой-либо среде и имеющего прошлое и будущее.
Системное мышление является творческим мышлением.
Г. С. Альтшуллер назвал системный анализ многоэкранной схемой талантливого мышления, так как при использовании этого метода объект - система рассматривается не менее чем в девяти экранах системного оператора, для детей – волшебные экраны. Цифры показывают последовательность рассматривания системы по экранам.
6 | 3 | 9 |
4 | 1 | 7 |
5 | 2 | 8 |
1. Выбирается объект - система, определяются его признаки, основное назначение - функция;
2. Определяются части системы, ее составляющие (подсистема);
3. Рассматривается место функционирования системы и группа или класс, к которым относятся объекты (надсистема);
4. Объект и его функция рассматриваются в прошлом;
5. Рассматривается прошлое подсистемы объекта;
6. Определяется прошлое надсистемы объекта;
7. Объект и его функция рассматриваются в будущем;
8. Рассматривается будущее подсистемы объекта;
9. Определяется будущее надсистемы объекта.
Примером может служить логика системного мышления по отношению к объекту живой природы «Воробей».
Мама-воробьиха в гнезде (согревающая яйца). | Гнездо с птенцами | Место обитания воробья (лес или городские улицы). |
Яйцо. | Птенец (воробышек). | Взрослый воробей. |
Скорлупа, белок и желток с зародышем. | Части тела слабого неумелого птенца. | Части тела взрослой птицы. |
Этапы работы.
1 этап. Установление системных связей.
Задачи.
1.Учить детей называть систему, выделять основные признаки объекта: цвет, форма, размер, назначение. Контрольные вопросы: Что (кто) это? (мяч). Какого цвета (формы, размера) мяч? Как можно играть с мячом? Для чего нам нужен мяч? (играть).
2.Учить детей выявлять составляющие системы (части) и рассказывать об их назначениях. Контрольные вопросы: Что это у петушка? Что делает петушок крылышками? Как называется эта часть у петушка? Зачем петушку ноги?
3. Познакомить детей с местом обитания, функционирования объектов. Контрольные вопросы: Где живет лиса? Кто ещѐ живет в лесу? Где стоит кровать? Что еще есть в спальне?
4. Учить рассматривать развитие системы во времени: настоящее, прошлое, будущее (задача решается во втором полугодии учебного года). Контрольные вопросы: Вы сейчас какие: большие или маленькие? Что вы умеете делать? А раньше какими вы были? Что умели делать? Какими вы будете, когда вырастите? Что будете уметь делать?
2 этап. Знакомство детей с системным оператором – волшебными экранами. Задача: систематизировать знания детей о любой системе, т.к. сведения о ней рассматриваются во взаимосвязи с другими предметами, явлениями.
Волшебные экраны – универсальная модель организации занятий с детьми по ознакомлению с окружающим и природой. На занятии можно использовать все 9 экранов или меньшее их количество. Это зависит от поставленных задач на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
Мастер-класс предлагает самые доступные и эфффективные для развития творческого потенциала ребенка техники рисования в детском саду....
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»...
План - конспект мастер - класса для педагогов Тема : " Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста ".
План - конспект мастер - класса....
Мастер- класс по теме «Использование современных пластических материалов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста по обучению лепки»
Цветы из жидкого фарфора...
Мастер - класс для воспитателей "Техника "Пейп - арт" как способ развития творческих способностей у дошкольников.
Мастер - класс для воспитателей "Техника "Пейп - арт"...
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Повысить профессиональное мастерс...