Работа с родителями в ДОУ
методическая разработка
Формы и методы работы воспитателя ДОУ с родителями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа воспитателя детского сада с родителями»
...Взрослые не должны сердиться на детей,
потому что это не исправляет, а портит
Януш Корчак
Необходимость организации работы с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.
Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей любого педагога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие не только психолога с семьей, но и воспитателей ДОУ, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей.
Особенно важно наладить контакт с родителями именно в дошкольный период жизни ребенка, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях, с другими проблемами психологического характера. Если такой контакт будет налажен еще в детском саду, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей дошкольников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с психологами школы.
При этом нужно учитывать, что лекционные формы работы с родителями малоэффективны, они не принимают во внимание собственные запросы и жизненный опыт родителей, поэтому необходимо использовать всю палитру доступных методов и форм взаимодействия с родителями.
Родительские собрания для родителей проводятся с применением современных методов работы – мозговой штурм, деловая игра, психологические упражнения. Родители имеют возможность не только получить консультацию специалистов, но и поделиться собственным опытом, удовлетворить свою потребность в неформальном общении друг с другом, в игре почувствовать себя в позиции ребенка. Все это помогает родителям лучше понять своих детей, а также укрепить свое отношение к педагогическому коллективу детского сада, как к своим единомышленникам.
Формы и методы работы с семьёй
Эффективность работы с родителями во многом зависит от правильно выбранных форм и методов при условии применении их в системе.
Формы работы с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.
I. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.
Перечислю некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:
- родительские собрания, включающие выступление психолога;
- анкетирование/опрос родителей;
- групповые беседы, лекции и консультации психолога
- психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
- проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.
На первых встречах с родителями (часто это бывают родительские собрания) проводятся анкетирования/опросы родителей, проводится сбор информации о семье, о запросах, интересах, потребностях в психолого-педагогической информации. Как показывают проведённые опросы родителей, они не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а так же есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей (особенности того, или иного возрастного периода). Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка дома. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трёх лет, капризами и упрямством. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с ранней готовностью к школе. Эти темы можно обсудить и на индивидуальной беседе с родителем, а так же на родительских собраниях и поместить информацию в уголок для родителей.
Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, Родительской гостиной, групповых семейных консультаций. Они направлены на знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы), на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов. Психологические игры, упражнения помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей.
II. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные консультации и беседы.
На индивидуальных консультациях применяются все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка.
К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.
III. Наглядно-информационные формы работы с родителями играют роль опосредованного общения между педагогом и родителями.
Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие:
- информационные проспекты для родителей;
- памятки;
- буклеты.
С целью психологического просвещения родителей в приемных групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы, также обновление уголка для родителей не реже чем один раз в месяц.
В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов психологической работы с родителями в ДУУ привело к следующим положительным результатам:
1. Родители стали проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в ДОУ.
2. Возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.).
3. Увеличилось число вопросов, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности.
4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...