Игры на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и речи
консультация
Игры на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и речи
Рисование на спине (для детей с 4 лет)
Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения.
Дети встают спиной к воспитателю. Воспитатель рисует пальцем на спине ребенка любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник). Ребенок называет, какая фигура нарисована. Затем дети могут рисовать фигуры друг у друга на спине
Вариант. «Рисование на ладошках», ребенок с закрытыми глазами угадывает, что ему нарисовали.
Дотронься до. (для детей с 4 лет)
Цель: развитие свойств внимания, повышение психической активности детей
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Отличия (для детей с 4 лет)
Цель: развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок дол-жен заметить, что изменилось в рисунке. Игру можно проводить в парах детей.
Рыба, птица, зверь (для детей с 4 лет)
Цель: Развитие переключения внимания, памяти, мышления
Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться.
Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т. д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.
Гимнастика для пальчиков (для детей с 4 лет)
Цель: развитие межполушарных взаимосвязей головного мозга, развитие тонкой моторики
1. Руку положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
2. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой.
3. Ладони лежат на столе. Поочерёдно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
4. Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.
5. Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный
Три предмета (для детей с 5 лет)
Цель: закрепление умения классифицировать.
Взрослый называет одно слово (например, мебель) и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать три слова, подходящие к «мебели» (стол, диван, кровать) и кинуть мяч обратно. Следующему ребенку называется другая категория, например, овощи. В игре используются все известные детям обобщающие категории (звери, насекомые, деревья, птицы, одежда, бытовые приборы и т. д.)
Кто лучше слышит (для детей с 5 лет)
Цель: развитие слухового внимания, мышления; умения работать сообща
Группа детей отворачивается и закрывают глаза. Водящий издает различные звуки: шуршит бумагой или целлофаном, стучит карандашом, барабанит пальцами, звонит в колокольчик и т. п. Затем дети открывают глаза и перечисляют звуки, которые они услышали
Запомни хлопки
Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание положительного настроя
Дети ходят по комнате. По сигналу взрослого все выполняют следующие действия:
• На один хлопок – присесть и закрыть глаза руками
• На два – объединиться в пары
• На три – встать на одну ногу
• На четыре – образовать круг и взяться за руки
Овощи, мебель, цветы (для детей с 5 лет)
Цель: развитие образно –логического мышления, внимания, создание положительного настроя
Дети сидят в кругу. Взрослый наклеивает на одежду детей по одному стикеру с изображением различных овощей. Каждый овощ должен повторяться не менее двух раз. Взрослый говорит: «Меняются местами» и называет один или два овоща, например «морковки» и «картошки». Дети с назваными стикерами должны пересесть на другой стул. Если водящий называет «овощи», местами меняются все дети. Вместо овощей можно использовать различные обобщающие категории: мебель, цветы, фрукты, транспорт и т. д.
Кто кем был? (для детей с 5 лет)
Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать
Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?»
ЦЫПЛЁНОК (ЯЙЦОМ, ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЁНКОМ, КОРОВА (ТЕЛЁНКОМ, РЫБА (ИКРИНКОЙ, ЯБЛОНЯ (СЕМЕЧКОМ, БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ, ХЛЕБ (МУКОЙ, ШКАФ (ДОСКОЙ, ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ, РУБАШКА (ТКАНЬЮ, ДОМ (КИРПИЧОМ, ЖЕНЩИНА (ДЕВОЧКОЙ, СОБАКА (ЩЕНКОМ, СВИТЕР (ШЕРСТЬЮ).
Вариант: «Кто кем будет?»
Закончи предложение (для детей с 5 лет)
Цель: развитие словесно – логического мышления
Взрослый бросает мяч одному из детей и говорить начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение.
Конфета сладкая, а лимон. Корова мычит, а свинья. Днем светло, а ночью. Солнце желтое, а небо. Летом жарко, а зимой. Самолет летит, а машина. Днем мы обедаем, а вечером. Петух кукарекает, а ворона. Кузнечик прыгает, а птица. Ты смотришь глазами, а слышишь. Гусеница ползет, а рыба. Лиса живет в норе, а птица в. Ты нюхаешь носом, а ешь. Помидор красный, а огурец. Читатель читает, а писатель. Повар готовит, а врач.
Материалы различной фактуры
Цель: развитие сенсомоторики, тактильной чувствительности,
Перед детьми на стол выкладывают квадратики с различной фактурой (наждачка, бархат, гладкое, ребристое, колючее и т. п.). Каждый материал дублирован. Сначала дети разглядывают и ощупывают различные материалы обеими руками. Затем сообщают, одинаково ли они их ощущают разными руками. Затем с закрытыми глазами находят 2 одинаковых материала.
Кляксы (для детей с 5 лет)
Цель: Развитие воображения, мышления, речи
Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов. Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым
Три пункта (для детей с 5 лет)
Цель: развитие объема внимания, памяти.
Ребенку предлагается занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом выслушать и запомнить три пункта задания. Затем взрослый говорит: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
Самое простое задание:
• Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
• Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
• Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
Усложненное задание:
• Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
• Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы
• Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".
Количество пунктов можно увеличить до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми.
Слово в секрете (для детей с 5 лет)
Цель: развитие внимания, произвольности и саморегуляции.
Взрослый называет разные слова, а дети должны их четко повторять. Но есть одно условие: названия цветов - это секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, дети должны молча хлопнуть один раз в ладоши.
Варианты: нельзя повторять названия животных; нельзя повторять имена девочек и т. д.
Усложнение - игра с одновременным использованием двух правил. Например: 1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком; 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет, надо отмечать их двумя хлопками.
Профессии (для детей с 5 лет)
Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать
Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: КТО ВОДИТ АВТОБУС? КТО ГОТОВИТ ЕДУ? КТО ШЬЕТ ОДЕЖДУ? КТО РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ? КТО ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ? КТО СТРОИТ ДОМА? КТО РИСУЕТ КАРТИНЫ? КТО УЧИТ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ? КТО ПОЕТ ПЕСНИ? КТО ИГРАЕТ В КИНО?
Добавь слово (для детей с 5 лет)
Цель: развитие слуховой памяти.
Один ребёнок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а потом назвать своё и т. д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объём памяти.
Цифра, вставай! (для детей с 6 лет)
Цель: развитие концентрации внимания, закрепление цифр
Каждому ребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когда произносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает свою цифру. Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.
Что потом? (для детей с 6 лет)
Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.
Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности. Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.
ЗИМА – ВЕСНА СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ ДЕНЬ – ВЕЧЕР ЛЕТО – ОСЕНЬ СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЯТЬ – ШЕСТЬ НОЧЬ – УТРО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, для детей 3-7 лет
Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. С момента рождения ребенок постоянно познает незнакомый ему мир. Если новый предмет вызывает у ребенка эмоциональные пережива...
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи...
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи
Картотека игр...
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Консультация для родителей "Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи."...
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи
В современном мире мы постоянно получаем, обрабатываем , храним и используем знания об окружающем мире. В этом процессе постоянно участвует весь спектр психических процессов и сферы поведения. Д...
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи для детей 3-7 лет
Развитие познавательных процессов...
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи для детей 3-7 лет
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов дошкольников....