Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
консультация (старшая группа)

Варганова Надежда Викторовна

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_roditelyami.odt27.43 КБ

Предварительный просмотр:

   Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

   В Законе "Об образовании" сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольные учреждения создаются им в помощь.

    ФГОС ДО ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями, а именно: устанавливает, что родители должны участвовать в реализации образовательной программы детского сада, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

  В связи с этим взаимодействие с родителями строится в соответствии со следующими принципами:

• не поучать, а приглашать к сотрудничеству;

• находиться в партнёрской позиции с родителями;

•обеспечивать предельную конфиденциальность и эмоциональную безопасность, чтобы родители могли доверять нам;

• мотивировать родителей к взаимодействию с педагогами различными способами;

• использовать активные методы взаимодействия.

       Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

       В ДОУ в том или ином виде осуществляется деятельность по установлению и укреплению  взаимодействия в системе детский сад - семья: используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные мероприятия.

    В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены  таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам  и потребностям родителей, возможностям педагогов. В сентябре мы традиционно составляем социальный портрет семей.

    Взаимодействие - это обоюдный процесс. И нам очень важно знать о том, что знают и думают о нас родители воспитанников. Установить "обратную связь" с родителями, учесть их пожелания и интересы нам помогают анкеты.    Тематика анкет самая разнообразная: "Ваши ожидания от пребывания ребенка в ДОУ", "Я и мой ребенок на улицах города", "Что рисует ваш ребенок", "Какое место занимает физкультура в вашей семье" и др.

   Получив реальную картину на основе собранных данных, воспитатели анализируют особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольников. Это помогает выработать тактику общения с каждым родителем, ориентироваться в логических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные способности.

   Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов ее тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Так у молодых родителей было много вопросов и недовольства по поводу включение в рацион детей  овощных блюд. Мы организовали общее родительское собрание, пригласили врача - педиатра,  медсестру , шеф-повара, организовали выставку специальной литературы по питанию, ознакомили с нормативными и локальными актами по организации детского питания и провели дегустацию овощных блюд. Родителям было предложено попробовать 4 блюда : свекольно-морковное суфле, морковно-творожную запеканку,  морковные котлеты, капустные котлеты. После дегустации родители согласились с тем, что овощные блюда вкусные и их необходимо давать детям, так как дома они не готовят таких блюд, да и нет времени на их приготовление. Таким образом, нам удалось убедить родителей в необходимости и полезности овощных блюд в меню детского сада.

    Воспитатели дошкольных групп при составлении календарного планирования в начале каждого месяца указывают темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями, тематику наглядной информации. Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей, где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей, педагоги используют рубрики: "Мы занимаемся", "Наше творчество", "Учите с нами", "Чем и как занять ребенка дома", в которые помещают практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.    Наглядно - информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.  Регулярно в ДОУ проходит конкурс уголков для родителей. Педагоги проявляют творческий подход и фантазию при проведении данного мероприятия.

   Педагоги проводят консультации и беседы, которые направлены на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, и помощь в решении вопросов связанных с воспитанием и развитием детей. При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада. На встречах обсуждаются такие темы как "Роль отца в воспитание детей", "Традиции семьи", "Семейный отдых", "Семейный праздник" и т.д. Родители задают много вопросов, что подтверждает заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

     Одной из формы вовлечения семьи в образовательный процесс является День открытых дверей. Родители имеют возможность принимать участие в образовательном процессе. Проведению Дней открытых дверей в детском саду предшествует предварительная работа. Педагоги тщательно продумывают режимные моменты, занятия. При посещение родителями ДОУ педагоги стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д

Данная форма работы способствуют единению, партнерству детей, родителей и  педагогического коллектива.

    Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет  непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков. Активность родителей в их  создании говорит о том, что эти формы работы являются  востребованными.

    Живой интерес и даже удивление родителей вызвала выставка - стенд "Семья глазами ребенка", где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей : "Мечтаю о братике и сестричке", "Мечтаю, чтобы все жили вместе", "Мечтаю, чтобы папа и мама ссорились". Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться убедить их, больше внимания уделять детям.

       Большой популярностью пользуются фотовыставки и фотомонтажи на темы "Моя бабушка - лучше всех", "Мама и я, счастливые мгновения", "Папа, мама и я - дружная семья", "Из жизни группы", "Самый лучший папа".

    Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. В ДОУ проводятся выставки совместных работ родителей с детьми: "Новогодний сюрприз" (конкурс новогодних игрушек) , "Осенняя фантазия" (выставка поделок из природного материала), "Умелые ручки" (выставка рукоделия), выставка семейных коллекций, реликвий из бабушкиного сундучка.

     Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы - досуговая. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком и с родительской общественностью в целом. Родители принимают активное участие в подготовке детей к спортивным соревнованиям. Ежегодно воспитанники ДОУ успешно выступают на районных спортивных соревнованиях "Спортландия", "Мини-звездочки", на спортивных соревнованиях ко Дню поселка.

   Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

  У нас проводятся обрядовые праздники с привлечение родителей. В дошкольном учреждении стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Рождество, Масленица, Пасха, Троица. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

   В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. На таких мероприятиях, как "Дни добрых дел" - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе и налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.  Так же помогают родители и в озеленении участков в летний период. И конечно, не обойтись без помощи родителей при создании снежных построек зимой.

     В работе с родителями используются электронные средства коммуникации. Давно работает сайт в сети Интернет. Для родителей основной мотив посещения сайта - быть в курсе происходящих дел в детском саду. Наша задача - активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии не только в личном общении, но и через Интернет связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам. Установить "обратную связь" с родителями, учесть их пожелания и интересы, ответить на их вопросы нам помогает страница сайта "Гостевая книга"

    Таким образом взаимодействие с родителями захватывает каждую образовательную область.  Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

    Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

   Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

   Наша главная цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.

   Работая в направлении сотрудничества с родителями, тем не менее, мы не можем сказать, что исчерпали все свои ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для воспитателей "Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО" Выделены 4 основных направления....

Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем  экономического, а порой физического выживания, у...

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Распространение опыта работы Консультация для воспитателей Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...